29.02.2012 / Образование

«Хочу, чтоб ребенок получил шестерку!»

«Я не технарь, а гуманитарий. В математике с детства ничего не понимаю, и все эти задачи и формулы не для меня». Такое нередко можно услышать от взрослых образованных людей, работающих в какой-нибудь не связанной с цифрами (кроме как расчетным листком) сфере. Но верен ли посыл? Разве не приходится и им в своей работе проявлять присущие математическому складу ума свойства: умение логически мыслить, анализировать, синтезировать и так далее?

Существуют ли вообще специфические математические способности или они всего лишь являются частью общего интеллекта? Разговор на эту тему состоялся у нас с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и технологии начального образования МГГУ Анной Белошистой. В область ее научных интересов как раз и входит математическое развитие дошколят и младших школьников. Этому вопросу посвящены и ее научные публикации, которых уже около трехсот. Методическими разработками Белошистой активно пользуются педагоги не только нашей страны, но и ближнего зарубежья.

- Анна Витальевна, ну зачем обыкновенному человеку, особенно гуманитарию, математика?

- А затем, что она ум в порядок приводит. Это еще Ломоносов сказал. Математика необходима всем, но не ради заучивания формул (это вообще никому не нужно, на все формулы есть справочники), а для того, чтобы учить интеллект действовать. Это тренажер для мозгов, как беговая дорожка для мышц ног, а гантели для бицепсов. Только большинство людей почему-то уверено, что тело развивать нужно, а мозги и так у всех хорошо работают - без тренировки. Лично я в этом глубоко сомневаюсь. Хотя, конечно, есть единицы, которым это дано от бога. Это мы и назовем математическими способностями.

- Они нужны, чтобы успешно учиться в школе?

- Нет. Программа по математике доступна абсолютно всем и требует только правильного подхода к обучению. То есть это проблема учителя, а не ученика. Я за полгода подготавливала закоренелых «неуспешников» в математике к сдаче ЕГЭ почти на четверку. Но это уже требует жесткой методики, разрушающей созданные за годы обучения блоки неуспешности и непонимания. Вариант тяжелый. Но подъемный. Неподъемен только вариант клинического диагноза. За такие случаи не берусь. В остальном чаще виноваты обучающие - родители, учителя. Ко мне часто подходят студенты и говорят: если бы меня в школе учили так, как это делаете вы, я бы уже все в математике понимал. Нужно просто уметь правильно объяснять, поскольку здесь все логично.

Способности нужны не для школы, а для души и для науки. Одна моя знакомая привела ко мне сына. «У него же пятерка, - говорю. - Что еще нужно?» - «Хочу, чтобы у него была шестерка», - сказала она. Смысл понятен? Пять - это еще норма, а вот шесть - это уже способности.

- С какого возраста следует начать заниматься развитием у ребенка математических способностей?

- Желательно с одного-двух лет, но и после трех еще не поздно. Так и называется одна из моих книжек - «После трех еще не поздно». Только не нужно путать развитие математических способностей с обучением арифметике. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

- Могут ли на ранних этапах этим заняться родители? Или надо водить ребенка в какой-нибудь развивающий центр, нанимать педагога?

- Конечно, могут. Только предварительно нужно изучить соответствующую литературу. Специально для родителей, бабушек и дедушек я написала несколько книг - для каждого возрастного периода свою. Просто нужно делать то, что там написано, а не пытаться самим выдумывать велосипед. И все получится. Хотя, конечно, хороший педагог - это здорово. Только его тоже нужно суметь найти.

- Как вы оцениваете методики, применяемые в детском саду и начальной школе?

- В детском саду методик как таковых нет, есть набор привычных приемов. Это не методика. Да и сейчас говорят о технологиях, а не о методиках. Технология - это гарантированный результат. И я последние 20 лет занимаюсь разработкой соответствующих технологий для дошкольного образования и начальной школы.

- Как вы оцениваете готовность воспитателей и учителей развивать способности детей? А если они сами не любят этот предмет?

- Это действительно тяжелый вариант. Если сам не можешь, как у другого будешь развивать? Не получится. В детском саду еще можно выкрутиться, если использовать мои методички и пособия. Содержательно материал простой, главное дать его правильно. А вот уже в школе – проблема. Когда я писала тренажеры по обучению решению задач, мне периодически редактор присылала письма: мы, мол, всей редакцией решали эту задачу (между прочим, для 3-4-х классов) и думаем, что в условии ошибка... Пришлось приложить ко всем задачам решения.

- Какие знания из области математики должен иметь ребенок к началу обучения в школе?

- Нужны не знания. Нужен определенный уровень развития логического и пространственного мышления. Тогда ему легко и просто будет учиться по любой программе. Но вот развить эти виды мышления намного сложнее, чем забить ему в голову даже таблицу умножения.

- В своих трудах вы подчеркиваете необходимость преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. Значит, дошкольное образование должно быть обязательным?

- Еще лет 30 назад психологи пришли к выводу, что 75 процентов интеллектуальных способностей складывается к пяти годам. Если упустить этот период, то восполнить его невозможно. Потом сколько угодно можно бежать за поездом, но сесть в него уже не удастся. Нужно понимать, что смысл дошкольного обучения именно в этом. Но неправильным методическим подходом можно многое загубить. И тогда уже в первый класс придет ребенок, которому эта математика в печенках сидит. А заодно и вся учеба.

- И как же не замучить ребенка цифрами?

- Еще раз повторю: не следует путать с обучением арифметике! Речь идет о развитии математического стиля мышления. Это логика, глубина, гибкость, функциональность и так далее. Мне очень нравится фраза, слышанная давно от одного корифея: «Хотите, чтобы дело было сделано хорошо, поручите его математику». И это правильно.

У Корнея Чуковского есть такая загадка, почти задачка: «Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу - двенадцать ребят. У каждого по три лукошка, в каждом лукошке - кошка, у каждой кошки - двенадцать котят. У каждого котенка в зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: «Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?» Попробуйте ответить на этот вопрос вместе с детьми, получите удовольствие от правильного ответа. Может, с этого момента зародится у ребенка интерес к математике, а главное - умение внимательно читать условия задачи.

Галина ДВОРЕЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.02.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня