14.03.2012 / Образование

Почему пакет для сока круглый?

Фото: Ещенко С. П.

Лекция по математике - звучит очень скучно. Но тем, кто позавчера побывал в Мурманском политехническом лицее на встрече с известным российским математиком кандидатом физико-математических наук Николаем Андреевым, скучать не пришлось. Ярко, динамично, увлекательно вел лауреат премии президента РФ 2010 года свой диалог со старшеклассниками областного центра. А убедительной иллюстрацией к его словам служила блестящая коллекция мультимедийных математических этюдов в виде короткометражных фильмов, представляющих различные разделы математики и ее приложений.

- Как я уже сказал, мы будем смотреть мультфильмы. А начнем со времен очень давних, с теоремы Пифагора. Поднимите руки те, кто проходил в школе эту теорему. Все! А теперь - те, кто помнит, что это такое? Та-ак... Рук значительно меньше...

- А теперь перейдем к понятию «развертка». Кто скажет, что такое, к примеру, развертка многогранника?

- Ну... это тот объект, который изображен на бумаге и из которого можно сложить многогранники, - догадываются ребята.

- Давайте попытаемся понять: зачем математику изучать развертки? Кстати, как вы думаете, какие применения находит развертка на практике? Возможно ли вообще ее применить?

- Можно! Например, при составлении какой-то упаковки! - звучит реплика из зала.

- Верно. А вот вспомните соки, которые вы покупаете. Есть среди этой продукции такие, у которых упаковка имеет форму не параллелепипеда, а скорее цилиндра - углы закруглены. Как считаете, для чего?

- Чтоб держать удобно было! - выдает паренек с первого ряда.

- Считаешь, фирма заботится о тебе, чтоб держать удобно было? Нет, такое редко бывает.

- Может, чтобы объем сока уменьшить в коробке?

- То есть там написано литр, а тебе налили 900 граммов? Вряд ли компания-производитель пойдет на такой беззастенчивый обман!

- Чтобы сок удобнее лился!

- Опять же забота о потребителе... Нет, неверно.

- Да это же... экономия бумаги!

- Абсолютно прав молодой человек. На самом деле при том же внутреннем объеме в один литр такую тару можно сделать из меньшего куска картона нежели простой параллелепипед.

Увлекательные математические мультики на экране сменяют друг друга. От пакетов сока ребята переходят к проблемам лунохода еще советских времен. А затем, спустившись с Луны на Землю, путешествуют от даты рождения СССР (она нужна, чтобы определить, когда на Луне появился наш первый луноход) - к веку циклоидов, так называют математики XX столетие. Попутно Николай Андреев рассказывает своим слушателям увлекательные истории о математических задачах - решенных и нерешенных. И пытается донести до них мысль: не стоит думать, что со времен Пифагора все теоремы доказаны и математика закончилась. На самом деле нерешенных задач еще много. Его лекция похожа на игру в пинг-понг, и чтобы «поймать шарик» и метко отправить его партнеру, необходима предельная концентрация внимания и полет фантазии.

В Заполярье тридцатисемилетний заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова РАН не впервые. В последние пять лет он практически ежегодно приезжает в Кольский филиал Петрозаводского госуниверситета, чтобы вручить почетные грамоты и дипломы школьникам, которые стали лауреатами турнира имени М. В. Ломоносова. Кроме того, Николай Андреев выступает во время своих поездок с лекциями не только перед школьниками, но и проводит мастер-классы для педагогов. И все же главное для него - встреча с ребятами.

- Нормальным людям, - считает Николай Андреев, - природная любознательность присуща. Вопрос лишь в том, убили в них это качество или еще не успели. Зачастую учителя в российских школах дают ученикам ответы на вопросы, которые у них еще не возникли. А потому на уроках математики школяры не понимают, зачем нужны косинусы, синусы... С помощью же наших мультимедийных математических этюдов мы и стараемся им это доступно и увлекательно объяснить.

- Когда ребенок смотрит на математику через призму лекций Николая Николаевича, это для него - совершенно новая ступень понимания предмета, - говорит заместитель директора по учебной работе Кольского филиала ПетрГУ Евгений Вайнштейн. - Кстати, речь на встречах Андреева со школьниками идет не только о математике, но и о ее связи с различными областями жизни. Когда вещи наглядно и доступно изложены, они обретают смысл, у человека открываются глаза.

- Зачем вам нужны такие выступления перед школьниками? - спросила я у самого Николая Андреева. - Ищете таланты в глубинке?

- Основная идея наших проектов - заинтересовать ребят математикой. Мы, к слову, не рассчитываем только на мотивированных детей. Главная цель - показать всему нашему обществу, что математика - интересная наука, мощная, многофункциональная, применяемая повсеместно. В своей среде мы радуемся, когда друг другу на доске красивую формулу напишем. А современных детей просто изящными формулами не возьмешь, им приходится так излагать тему, чтобы прежде всего было интересно. С помощью наших математических этюдов, надеюсь, это удается.

Научить любить математику, как считает Андреев, сегодня просто необходимо. Ведь ее сложность, в отличие от других отраслей науки, в том, что математический курс должен быть непрерывным. Это в литературе можно, не одолев Толстого, прочесть и полюбить, к примеру, Чехова или Достоевского. А в математике стоит пропустить те же дроби - дальше уже будет не просто тяжело - непонятно. Современные дети, увы, склонны иногда пропускать занятия и не очень любят читать книги. Николай Андреев и не скрывает, что одна из целей его проекта - увлечь российских ребят наукой. И даже если они не станут поголовно математиками, то пусть хотя бы осознают мощь и красоту этой науки, ее многогранность и богатство применения в реальной жизни.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.03.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня