06.11.2013 / Образование

Освоение Арктики начинается… в школе

Прошедшая в Апатитах региональная конференция «Экологическое образование - основа устойчивого развития» четко обозначила степень ответственности педагогов: если они не помогут семье воспитать поколение, способное на адекватное взаимодействие с окружающей средой, социально активное и ответственное, то и устойчивое развитие Арктики окажется под вопросом. Ведь лучше всего реализовать стратегию развития этого важного для России региона получится именно у тех, для кого Север - родная сторона.

Число и статус организаторов мероприятия подтвердили степень заинтересованности властей в решении задачи: министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, Центр экологической информации при поддержке регионального минобразования и науки, Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН, администрация Апатитов. Конференция собрала 97 участников, в том числе педагогов школ, детских садов и учреждений дополнительного образования из Североморска, Ковдора, Полярного, Кировска, Снежногорска, Полярных Зорь и Кольского района.

Открыл заседание директор ИППЭС Владимир Маслобоев, который рассказал о том, что требуется от современного общества в деле дальнейшего освоения Арктики.

- Устойчивое развитие в Арктике эквивалентно знанию и присутствию, и интеллектуальное присутствие важнее военного, - подчеркнул докладчик. - Для выполнения этой задачи нам нужны свои, не приглашенные специалисты, ментально ориентированные на охрану Арктики, на экологизацию экономики. Это должны быть наши дети.

- Как видите, именно нам адресован запрос на воспитание гуманитарно-ориентированной личности, - обратилась к педагогам проректор областного института повышения квалификации работников образования и культуры Галина Угличина. - И это закономерно, ведь именно образование располагает возможностями и условиями, которые помогут сформировать у молодежи определенное отношение к миру.

Инструментами здесь служат федеральные законы, в том числе об окружающей среде, об энергоэффективности, а также государственные образовательные стандарты, различные ведомственные нормативные акты. Это хорошее подспорье для современно мыслящих, активных педагогов.

Экологическое воспитание в регионе набирает обороты: по сравнению с 1996 годом на четверть выросло число учреждений образования, работающих с экологическим уклоном. Многого удалось достигнуть, но задача пока не решена: детей наших еще воспитывать и воспитывать… Поэтому, по мнению специалистов, нужно расширять связи образовательных учреждений с природоохранными организациями, налаживать сетевое взаимодействие между школами, вузами и научными учреждениями, на базе домов детского и юношеского творчества формировать ресурсные центры, где аккумулировался бы весь опыт работы в данном направлении.

Тему региональной политики в сфере экологического образования продолжила ведущий специалист минприроды Ирина Сидорова: она представила целую панораму многочисленных мероприятий, проведенных в Кольском крае в нынешнем году. 2013-й, как известно, объявлен Годом охраны окружающей среды.

Далее последовала серия докладов, где так или иначе рассматривались образование и воспитание как фактор устойчивого развития. О том, что стоит за уже привычным и потому порой словно проскальзывающим понятием «устойчивое развитие», напомнила собравшимся завсектором международных связей ИППЭС Елена Ключникова: «Это будущее, которого мы все ждем, - с большим числом рабочих мест, с чистым производством, с безопасными условиями жизни». А для этого необходимо переориентировать образование с простой передачи знаний на обучение поиску решений.

- Мы должны эффективно общаться, работать, вести хозяйство, следить за своим здоровьем, принимать обоснованные решения, уметь подчиняться и руководить, владеть собой, проявлять терпение и уважение. Школа должна учить не только наукам, но и социальным технологиям жизни, - прозвучал еще один призыв к педагогам.

Разговор о том, какими путями нужно идти к выполнению этой масштабной и насущной задачи, что уже делается в этом направлении и учреждениями образования, и муниципалитетами, и некоммерческими организациями, продолжился после пленарного заседания в ходе работы двух секций.

Стоит отметить, что уже в четвертый раз прошла такая конференция в Апатитах, где над реализацией социального заказа на воспитание экологически мыслящей личности работники образования трудятся при поддержке администрации города и ученых Кольского научного центра, и в частности Института проблем промышленной экологии Севера.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня