15.04.2015 / Образование

Учителя ждут оценок

Фото с сайта: homes-for-sale-paloalto-today.com

Необычную картину можно было наблюдать вчера возле одной из аудиторий областного центра дополнительного образования детей «Лапландия». Взрослые люди подобно ученикам, не выучившим уроки, переминались у двери с ноги на ногу, словно опасаясь зайти в этот кабинет. Однако это были не ученики, а, наоборот, учителя. И через пару часов все повторилось, только у двери ждали своей очереди их коллеги из дошкольных учреждений... Все они ожидали старта конкурсов профмастерства «Учитель года» и «Воспитатель года», которые для участников начались с долгого разговора с членами жюри.

Привычная церемония с «визитными карточками» тоже значилась в программе, но в этом году в конкурсе появилось несколько нововведений, и первым стало знакомство, проходившее в форме круглого стола.

На заочном этапе педагоги должны были написать эссе. Учителя - на тему «Я - учитель», а воспитатели - «Моя педагогическая философия». Однако чтобы глубже понять, кто же будет бороться за победу, судьи решили просто поговорить с конкурсантами на темы их эссе. Поговорить без зрителей и групп поддержки.

Получился интересный, почти философский разговор. Председатель жюри, профессор МГГУ Дмитрий Левитес, предложил обсудить, что происходит с нашим образованием. Важно ведь понять, что думают о новых его государственных стандартах не чиновники, а те, кому каждый день приходится руководствоваться ими в своей работе.

Обсуждали долго, но по большому счету недовольных нововведениями не нашлось. Все пришли к выводу: теперь важны не знания ради знаний, а то, как ученик может ими распорядиться. Научить ребенка всему невозможно, поэтому главное - научить самостоятельно находить нужную информацию.

Говоря о том, каким должен быть потенциальный победитель конкурса, Дмитрий Левитес отметил, что в первую очередь - компетентным в своей профессии. Ему необходимо понимать, что происходит с системой образования в стране, в области, в собственной школе. Поэтому и нужен был такой разговор.

А вот так ли необходимо учителю педагогическое образование? Об этом всех заставил задуматься учитель истории и обществознания из Апатитов Павел Волков. В его дипломе написано «социолог», но молодого специалиста пригласили на собеседование в школу и с радостью приняли на работу. Теперь он стал победителем муниципального этапа «Учителя года» и отправился бороться за звание лучшего в области.

- Базовых знаний, которые я получил в школе и университете, оказалось достаточно, чтобы составить свое представление о предмете. А теперь я, можно сказать, учусь вместе с детьми. Почти все свободное время посвящаю чтению профильной литературы, изучаю всевозможные точки зрения на разные исторические события.

Он признался, что о новых стандартах образования ему говорить было не так просто, потому что в его школе они вводятся у 5 - 6-х классов, а он преподает ученикам 7 - 9-х. Поэтому на практике узнает, что это такое, только в следующем году. То ли в шутку, то ли всерьез он пообещал приехать через год и подготовиться к этому разговору более обстоятельно.

На вопрос, может ли стать хорошим педагогом человек с «другим» дипломом, после круглого стола ответила заместитель министра образования и науки области Ирина Ковшира. Однозначно - может. Она еще в своей приветственной речи отметила, что учитель и воспитатель - это в первую очередь призвание. Значит, отсутствие или наличие профильного образования - не главный фактор в выборе победителя. Точно так же, как и опыт. Вполне возможно, победу в конкурсе одержит кто-то из молодых и перспективных участников, которых в этом году оказалось немало.

Например, еще один учитель истории, но уже из Мурманска, Иван Кутыпов только в прошлом учебном году - сразу после окончания университета - пришел работать в школу, в которой сам учился. Несмотря на молодость, он уже успел поучаствовать в нескольких профессиональных конкурсах. И, как рассказал, в каждом почерпнул что-то новое для себя, поэтому для него важна не столько победа, сколько опыт. Но и ему есть чем поделиться с коллегами, ведь Иван стремится делать так, чтобы его уроки не были скучными.

- Всегда можно найти какие-то неизбитые формы подачи материала. Новые подходы диктует время, - считает молодой учитель. - Мы работаем с картами, документами, текстом учебника, но помимо этого не раз анализировали исторические фильмы, компьютерные игры, ошибки и достоверные факты в них.

Кто завоюет главный приз конкурса, станет известно в пятницу. Но чтобы победить, нужно сначала попасть в финал, а для этого - лучше остальных провести открытые уроки, мастер-классы, презентации и защитить собственный образовательный проект.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.04.2015

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня