22.11.2016 / Образование

Финансирование образования улучшится

Новый закон предусматривает ряд доплат учебным заведениям

Правительство региона внесло на рассмотрение в областную думу проект закона о региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности. Цель законопроекта - формирование расходов на каждого ученика с учетом реализуемых образовательных программ и усиление практической направленности учебного процесса.

Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством финансирование образовательных программ должно осуществляться одинаково во всех видах учебных заведений (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях), в которых такие программы реализуются.

Вместо ранее существовавшего дополнительного финансирования гимназий и лицеев в размере 15 процентов всем учебным заведениям (подчеркнем: включая те же гимназии и лицеи) вводятся доплаты в размере 20 процентов за профильное обучение и в размере 10 процентов за предпрофильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов.

Кроме того, вводится стандарт нового поколения, который включает внеурочную деятельность. Если сейчас соответствующий коэффициент учтен только с 1 по 5 классы, то новый законопроект предусматривает его введение из расчета 5 часов в неделю для 1-9 классов.

Увеличены расходы за работу школы в режиме ресурсного центра. Предполагается и дополнительная поддержка учителей сельских школ, объемы финансирования которых будут увеличены на 10 миллионов рублей. По предложению органов управления образованием добавлены расходы за работу с длительно болеющими учащимися. На эти цели в нормативах учтено 36 миллионов рублей.

Если говорить в целом, то на финансовое обеспечение закона в бюджете 2017 года предусмотрено (и муниципальным, и областным учреждениям) на 224 миллиона рублей больше, чем в году нынешнем. В том числе объем субвенций местным бюджетам увеличен на 173,8 миллиона рублей. Отметим: общий объем выделяемых средств увеличивается на 3,2 процента при росте численности учащихся на 1,2 процента.

По итогам рассмотрения в областной думе названного законопроекта в первом чтении были проведены рабочие совещания с участием заместителя губернатора Инны Погребняк с депутатами областной думы и руководителями 15 муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования. Оценка законопроекта руководителями муниципальных органов дана положительная. Все участники рабочих встреч отметили, что общеобразовательные учреждения необходимо финансировать именно за образовательные программы.

В начале ноября в областной думе также состоялись две рабочие встречи, специально посвященные вопросу финансового обеспечения общеобразовательных организаций Мурманска. Несмотря на значительное количество лицеев и гимназий, общие объемы субвенции городу увеличиваются.

Галина ЧЕБЕЛЕВА, начальник управления образования ЗАТО Александровск:

- Все эти изменения, которые сейчас вносятся в региональные нормативы, на мой взгляд, во многом способствуют повышению качества образовательного процесса и стимулируют учителя трудиться. Если раньше не были предусмотрены доплаты за предпрофильные классы, то во внесенных изменениях они есть. Никогда за работу с длительно болеющими детьми не начислялись никакие доплаты, теперь же и они будут обеспечены. Когда мы примерили эти нормативы ко всем общеобразовательным школам в ЗАТО, пришли к выводу, что наши школы вообще ничего не теряют, а наоборот, даже выигрывают. Им дается огромный простор для дальнейшей работы.

Лидия ДУБОВАЯ, начальник отдела образования, культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Видяево:

- Изменения однозначно пойдут на пользу. В поправках четко регламентировано, как просчитать, например, деньги на длительно болеющих детей или на классное руководство в зависимости от наполняемости класса. И такие формулы окажут большую помощь планово-экономическим отделам, которые и рассчитывают финансовое содержание школы. Повышающие коэффициенты тоже правильно выработаны. Закон не обходит стороной инклюзивное образование, я говорю именно о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются не в специальных классах, а в обычных. Наличие таких учеников в обычном классе, конечно, требует дополнительных затрат. И в новых поправках к закону как раз есть расчет повышающего коэффициента на их обучение.

Галина СОУСОВА, заместитель начальника управления образования г. Апатиты:

- Когда существует определенная несправедливость, это порождает обиду как в человеке, так и в руководителе учреждения. Вот чем гимназия отличается от общеобразовательной школы? По своей сути - ничем. Действия министерства образования в отношении изменений в закон о региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности, в принципе, вполне логичны и правильны. Они приводят все требования к одному знаменателю - финансировать учреждение по их программам. У нас в городе есть 15-я школа и гимназия, это я так для примера говорю. Что одна учит с первого по четвертый классы по общеобразовательной программе, что вторая. Но гимназия почему-то финансируется по более высокому нормативу. Стоит еще отметить, что оклад учителя эти изменения не затрагивают, он относится к положению об оплате труда педагога. Так что никакого предупреждения о том, что у учителей из гимназии в Апатитах из-за вносимых в закон изменений будут снижены оклады, нет.

Ирина ГАШКОВА, директор МОУ Мурмашинская СОШ № 1:

- Я, как директор школы, могу сказать, что главная наша проблема - это финансирование внеурочной деятельности. Рассматриваемый законопроект продуман до мелочей и учитывает все требования современного образования. Одно из направлений, за которое будет установлен коэффициент для педагога, - это предпрофильная подготовка учеников. Она на самом деле требует больших усилий учителя, и эта внеурочная деятельность станет подкрепляться денежно на сто процентов. Такие изменения пойдут, конечно, на пользу в целом школе и скажутся на качестве образования каждого ученика.

Татьяна ТУПИЦЫНА, директор МБОУСОШ № 4 г. Полярные Зори:

- В отношении своего учреждения могу назвать следующие плюсы вносимых поправок: увеличится размер финансирования обучения на одного ученика в классах с углубленным изучением предметов и в профильных классах. Что же касается снятия 15-процентной доплаты за статус лицея, гимназии или ресурсного центра, тут однозначный ответ трудно дать. Скорее всего, это решение минобрнауки Мурманской области связано с оптимизацией финансовых средств. Мы с экономистами произвели расчет ФОТ на 2017 год на основании нового норматива, и наша школа с вступлением в силу новых стандартов в финансовом отношении ничего не потеряет, так как у нас есть классы с углубленным изучением предметов в основной школе и профильные в старшей школе. У учителей, работающих в таких классах, благодаря доплатам за «углубленку» и профиль базовый оклад увеличится. Но это пока все в теории, посмотрим, как будет на практике.

Елена ЕГОРОВА, учитель начальных классов школы № 12 города Североморска:

- Мы на методическом заседании в школе недавно обсуждали с коллегами все эти нововведения и относимся к ним положительно. Критерии для надбавок будут теперь другими и станут насчитываться за заслуги конкретного учителя, а не за статус учреждения, в котором он трудится. Учтена оплата часов внеурочной деятельности, работа в профильных классах, оплата обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю, что принцип справедливый - заработная плата учителя будет зависеть от качества его работы.

Игорь МИХАЙЛОВ, Лада ЕГОРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.11.2016

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,620875,381477,315073,4494
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня