06.10.2017 / Образование

Все течет, да не все меняется

Школа заставляет задуматься о величинах постоянных и временных

В школе все теперь по-новому. Это знает каждый родитель, потому что сам ходил в школу как минимум на двадцать пять лет раньше своего чада. Передо мной картина и вовсе разворачивается, как в условиях лаборатории: в то учебное заведение, что и сейчас рядом с домом, я пошла в 1982 году, моя дочь - в 2002-м, сын - в 2012-м.
Современно и элегантно
Ну, что вам сказать? Тектонические сдвиги. Только мозаика на стенах преж-няя, правда, «постарели» и комсомольцы, и гимнастки - обсыпались чуток… Здесь новый мир: не уверена, что лучше, не буду говорить, что хуже. Просто другой. Никто из преподавателей, которые учили меня, больше не работает - ушли на пенсию, а иные, увы, в мир иной. Только медсестра Надежда Ивановна на своем посту - говорит, до сорокалетия школы в 2018 году намерена доработать.
Все стало элегантно, современно: и холл с гардеробом и витринами, где демонстрируются достижения учащихся, и классные комнаты, и кабинет спортивной медицины появился… Там, где была пионерская комната, - раздевалка для нового спортзала, и вот он сам рядом, выстроенный там, где раньше был уличный проход под вторым этажом. На месте библиотеки - зал видеоконференций, в актовом - мультимедийное оборудование и вообще красота. Про компьютерный класс не говорю: мы в начале девяностых ходили на уроки информатики в школу на другой конец города, а теперь - ну, сами понимаете.
Учительница первая моя
Но, минуя вахту с непременным теперь охранником, я думаю не про технику и мультимедийное оборудование. Я вспоминаю свою первую учительницу Надежду Николаевну. Нашего директора школы, красивого, авторитетного и добрейшей души преподавателя физики Алексея Захаровича, мою классную руководительницу, заслуженного учителя России, преподавателя химии Римму Николаевну, учителя русского языка Розу Иосифовну и математики - Нину Александровну. Порой встречаю на улицах города Антонину Владимировну, Любовь Антоновну, Галину Федоровну, и это радость - разговаривать с ними. Каждому из них я благодарна, и какое счастье, что кто-то из них еще учил мою дочь! По ее признанию, их очень уважали ее сверст-ники, дети девяностых, приструнить которых еще надо было суметь. Каждая по-своему, но они внушали особое к себе отношение.
- Как вы думаете, в чем был секрет учителей старой школы? - спрашиваю у Ольги Михайловны, первой учительницы и дочери, и сына. У Ольги Михайловны стаж в нашей школе - двадцать шесть лет, ее мама тоже была педагогом, так что ей ли не знать.
- Они не мыслили себя в другой профессии, - отвечает она.
И я понимаю, так и есть. А к учителям нынешним еще предстоит присмотреться - говорю же, из прежних никого не осталось. Мне будет с кем сравнивать.
Замужем за космонавтом
О первых учителях все же скажу особо. Моя дочь обожала свою первую учительницу.
- Я любовалась тем, как она двигается у доски, как говорит, мне хотелось быть похожей на нее, - вспоминает она.
Сын - человек сдержанный в проявлении чувств, однако трепетное отношение к первой учительнице вынес из начальной школы и он. Я тоже очень любила нашу Надежду Николаевну - не видела (и сейчас не помню) никаких недостатков, хотя ребята из других классов говорили, что считали ее слишком строгой. Нет, первый учитель - всегда самый лучший.
- Ученица моей коллеги, Ирины Юрьевны, призналась недавно, уже став взрослой, что была уверена в детстве: отец или муж Ирины Юрьевны - космонавт (мужа у нее тоже зовут Юрий), и, скорее всего, Гагарин, - смеется Ольга Михайловна. Ведь не может у такого необыкновенного человека быть обыкновенная жизнь и семья, так рассуждал ребенок. Причем было это уже в девяностых, а не патриархально-социалистических семидесятых.
- Как-то получила сообщение в социальной сети «ВКонтакте» от своего ученика Артема Ползунова, который живет теперь в Пскове, - вспоминает как особый подарок Ольга Михайловна. - Тоже стал учителем начальных классов! И пишет мне: «Вы очень сильно повлияли на меня, на мой выбор профессии. Я хочу сказать Вам «БОЛЬШОЕ СПАСИБО!» за все, что Вы для меня сделали». Для каждого учителя очень важно слышать слова благодарности и признательности от своих учеников. Это дает нам силы для дальнейшего поиска, творчества и успеха в нашей работе.
Да, отношение ребятишек к первому учителю осталось незыблемым - вот как глубоко «записан» в нас авторитет педагога! Дети ведь, как известно, самые большие консерваторы на свете, самые верные носители традиционных ценностей. Это уж, став постарше, набираемся мы всякого…
Всегда в контакте
А вот что сильно поменялось - это нагрузка на учителя, в том числе психологическая. Это тоже хорошо прослеживается во времени. Мои родители общались с учителем только на собраниях. Ну как общались - слушали, что она рассказывает. Меня, к счастью, ругать было не за что, поэтому, собственно, и поводов для долгих индивидуальных бесед, тем более во внеурочное время, родители не видели. Когда пошла в школу моя дочь, ситуация была примерно та же. Несколько поменялось все для меня в более старших классах: подростком дочь была довольно сложным. Однако теперь, спустя еще десять лет, я по-прежнему не вижу причин лишний раз беспокоить учителя. Тем не менее появившаяся возможность «набрать номер» искушает.
- Мы доступны для общения с родителями чуть ли не круглосуточно, - говорят знакомые преподаватели. Мобильные телефоны, социальные сети - учащиеся просятся «в друзья» к учителям, каждый класс имеет свою группу «ВКонтакте»…
Все это практически не оставляет педагогу личного пространства. Особенно если речь идет об учителе начальных классов или классном руководителе в старшем звене. Я вот тоже всегда озадачиваюсь, когда ко мне «в друзья» просятся одноклассники сына - и обидеть отказом не хочется, и впускать ребенка на свое взрослое пространство - тоже. Впускаю, как правило, но отписываюсь от новостей - представляете себе ребячьи посты? Учитель не всегда и это может себе позволить, как оказалось, кое-где руководство школы (а может, и везде?) почти обязывает классруков «дружить» с детьми, отслеживая их настроения - вдруг что заметят неладное, можно сразу меры принять.
Ну, и не будем о самом грустном - вале бумажной работы и отчетности, под которым современному педагогу все труднее не захлебнуться. У современного учителя все меньше времени на непосредственное общение с детьми, это очевидный факт.
«Классный папа»
И тем не менее в школу приходит молодая смена. Не стройными рядами, как в далекие советские годы, но все же… Вот и в классе сына молодой классный руководитель, преподаватель географии Роман Лысевич. Недавно со студенческой скамьи. Ух, как дисциплинирует ребят то, что педагог - мужчина!
Трудно ли молодому учителю? Не то слово. Роман Владимирович честно признается: в первые две недели учебного года приходил домой и ложился спать - так уставал. А потом уж появлялись силы готовиться к урокам. Но вот прошел первый месяц, все втянулись в процесс: и пятиклашки, и «классный папа». Что мне понравилось: трудности педагог признает, но сдаваться и искать легких путей не собирается. Намерен профессионально расти, вверенных детей воспитывать, а не только обучать - и получать от работы удовольствие.
- А к чему стремишься, того и добиваешься, - уверен молодой географ.
Значит, все-таки есть место постоян-ству в нашем сильно изменившемся мире и его маленькой копии - школе. Пока живы в нем верность призванию и благодарность учеников, этот мир не рухнет.

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.10.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня