Налаживание связи между системой образования и кадровой потребностью региона в последние годы стало одним из ключевых моментов ее развития. Очевидна и необходимость сохранения имеющегося кадрового потенциала. И если до некоторого времени казалось, что ситуация могла зайти в тупик, то сейчас можно констатировать, что ее действительно удалось переломить. И не просто переломить, а выстроить прочный фундамент для обеспечения нужд региона, замешанный на современных подходах к экономике, новых технологиях образования и тесной спайке вуз - работодатель. Собственно, к такому выводу может прийти любой, кто сейчас удосужится побывать в Мурманском арктическом государственном университете.

В связке с работодателями

Ровно два года назад старейший мурманский вуз выиграл конкурс и получил право стать опорным университетом. Кстати, единственным на сегодня в арктической зоне. Да и в стране пока всего 33 высших учебных заведения, которые смогли защитить такой статус. А он, кроме преференций, неизменно становящихся предметом зависти конкурентов, обязывает к самому главному - стать драйвером развития региональной экономики. И сегодня можно говорить о том, что с этой задачей МАГУ начинает справляться, считает его ректор Андрей Сергеев.

- Мы прекрасно понимаем ситуацию с оттоком населения. Особенно молодого. Поэтому изначально поставили перед собой амбициозную задачу - выработать такую систему линейной подготовки специалистов, которая позволила бы закрывать процентов 80 потребности региона в кадрах высокой квалификации. И мы к этому двигаемся. Еще года три назад на нашу долю приходилась подготовка где-то 43 процентов специалистов от их потребности, сейчас - это 57 процентов, - говорит ректор. - И, думаю, лет через пять мы с задачей справимся.

Если говорить о направлениях подготовки, то проще назвать, представителей каких специальностей не выпускают из стен университета. Здесь действительно не найти военных или аграриев. Зато в последнее время, в частности, благодаря созданию апатитского филиала университета, все увереннее чувствуют себя в стенах вуза инженерные специальности. И сейчас - это уже 14 процентов от регионального запроса. Кстати, на этом примере как раз ярче всего и проявляется связка вуз - работодатель.

- Сегодня можно говорить о том, что у нас установлены договорные отношения практически со всеми ведущими индустриальными стейкхолдерами региона, - продолжает Андрей Сергеев.

Так, с «ФосАгро» разработана и подписана трехлетняя программа подготовки специалистов с общей суммой вложений в университет порядка 180 миллионов рублей. Сейчас пошел второй год ее реализации.

Удалось выстроить отношения с «Норникелем», и уже подписаны первые договоры на создание лицензируемой технической базы, с помощью которой будут готовить принципиально новых для МАГУ специалистов по промышленной химии и цветной металлургии. До сих пор в регионе их не обучали. Суммарная цена вопроса - порядка 90 миллионов рублей.

Заключены соглашения с «Еврохимом», причем не только об обучении их специалистов, но и о выполнении научно-технологических работ по экологии и биологии. Кстати, что касается последнего направления, то здесь одним из серьезных аргументов стал уровень лабораторного оснащения университета, удививший даже промышленных химиков.

- То есть мы взаимодействуем со всеми крупными инвесторами. В последнее время среди них появились еще два - «Роснефть» и «Новатэк». Они только еще обосновываются в регионе. Но у нас уже есть понимание как, к примеру, работать с «Новатэком». Тем более что гендиректор компании «Новатэк-Мурманск» Дмитрий Агеев является членом попечительского совета университета, - уточняет Андрей Сергеев.

Впрочем, это если говорить о сугубо прикладном. А если о «высоком», то, к примеру, в муниципалитетах Мурманской области уже реализовано 18 (!) проектов студентов-дизайнеров, касающихся благоустройства территорий. Причем кое-где ребята даже умудрились заменить серьезные столичные компании.

Традиционное для университета направление - педагогическое - тоже не стоит на месте. Директор психолого-педагогического института МАГУ Татьяна Кузьмичева рассказала, что уже в этом году из стен университета впервые выйдет 21 сурдопедагог, способный работать с детьми с проблемами слуха. Кроме того, напомнила она, некоторое время назад в федеральный закон об образовании были внесены поправки, позволившие детям с особенными потребностями в образовании учиться в обычных школах. Это в свою очередь потребовало переобучения педагогов, что и было немедленно организовано на базе МАГУ с привлечением преподавателей из московских вузов.

Образование идет к студенту

Такая форма обучения, когда не студент бегает за образованием, а оно идет к студенту, уже, как выясняется, не новость. Для МАГУ, во всяком случае. Мобильный формат организации образовательного процесса - путь, по которому движутся ведущие мировые вузы, - теперь доступен и в Кольском уголке российской Арктики. Собственно, он и снимает главный и любимый вопрос скептиков, когда речь заходит о новых направлениях подготовки: «а педагоги кто?».

- Не волнуйтесь, с преподавательским составом тоже все хорошо, - улыбается Андрей Сергеев.

Он напоминает, что еще лет пять назад федеральному минобрнауки удалось добиться корректировки законодательства, и вузы, наконец, получили возможность решать свои кадровые проблемы и за счет привлечения на определенный период преподавателей из других учебных заведений страны, и за счет отправки студентов в профильные вузы для получения какого-то специального курса знаний.

- Территориальная удаленность в современных условиях уже не может являться препятствием для получения качественного образования. Тем более для опорного вуза, - подчеркивает проректор по учебной и воспитательной работе Анна Гущина. - Образовательный процесс становится мобильным. Это требование времени. И эта мобильность открывает горизонты, которые действительно раньше казались недостижимыми.

Научить врача уже не проблема

Все это вкупе - умение своевременно откликаться на вызовы, использовать новые возможности и виртуозно стыковать это с интересами работодателя, а также действительно неплохое финансирование, которое предполагает статус опорного университета - позволяет делать по-настоящему смелые шаги. Да-да, речь об открытии на базе МАГУ принципиально нового для регионального образования направления «лечебное дело». И хотя набор абитуриентов на него начнется только в этом году, копий по этому поводу в информационном пространстве сломано уже немало. Но, как ни странно, при этом почему-то упорно упускается из вида, что подобный опыт подготовки медиков уже второй год подряд реализуется в точно таком же опорном вузе в Пскове. С ним, кстати, у МАГУ тоже заключен договор о сотрудничестве по данному направлению. Это к вопросу о преподавательском составе.

В общем, как гласит восточная мудрость, «собака лает, караван идет», и на сегодня точка невозврата в открытии новой специальности пройдена.

- Процедура лицензирования подготовки медицинских работников очень серьезна, и тут не бывает по-другому. К нам приезжала представительная комиссия экспертов, которая несколько дней проверяла все документы и договоры, оценивала все наши образовательные площадки и лаборатории, которые будут задействованы в процессе, - рассказывает Анна Гущина. - Процедуру лицензирования мы прошли успешно, они убедились, что мы можем готовить медиков.

- Действительно, в прежние времена для открытия такой специальности потребовалось бы создать сначала целый факультет - от организации собственной «анатомички» и нескольких кафедр до фонда заработной платы миллионов в тридцать. На это, конечно, потребовалась бы половина бюджета университета, - приводит пример Андрей Сергеев. - Сегодня уже ни один современный вуз, конечно, на такие условия не идет. Все считают деньги. Система создается поэтапно - с необходимого и достаточного.

Недостающие дисциплины - а это четыре направления химии и анатомия - будут читать приглашенные преподаватели. Остальную часть базового образования МАГУ способен дать сам. Что касается лабораторных и практических занятий, включая «анатомичку», то базу для них предоставят медицинские учреждения региона, с которыми уже заключено больше десятка соответствующих договоров. Когда дело дойдет до специальных предметов, часть из них станут читать также и практикующие ведущие медики Заполярья, занимающиеся в том числе и научной работой. Сами же медицинские учреждения области заявляют, что буквально с первого дня готовы обеспечивать обучение специалистов по своим целевым направлениям. Столь велика в них потребность.

Да и, что греха таить, чисто психологически, свой, выросший дома врач будет несколько бережнее относиться к своей работе и пациентам, чем тот, что «отбывает номер», мечтая вновь вернуться в столицы, где учился.

Не рвется связь

Подтверждений тому, что вуз не прерывает связь со своими выпускниками, когда те выходят в самостоятельную жизнь, много в педагогическом сообществе Мурманской области. Все-таки, как ни крути, но направление это традиционное, и сейчас треть студентов МАГУ постигают здесь профессию учителей.

- К примеру, наша выпускница прошлого года в этом уже привела к нам своих учеников на школьную конференцию. Сама она тоже продолжает учиться в магистратуре, - рассказывает доцент кафедры математики, физики и информационных технологий Ася Ляш. - И это нормальная практика.

Она отмечает, что, конечно, и требования к современным педагогам сейчас растут. И порой бывает, что родители учеников хотят видеть учителя молодого, креативного, но желательно уже с 20-летним опытом и всевозможными профессиональными наградами. Однако, как и в любой другой профессии, для становления педагога нужно некоторое время. Впрочем, бывают исключения. Так, выпускник МАГУ 2014 года сейчас уже занял должность директора школы № 53. Доказал коллегам, что достоин. Много молодых и среди завучей школ.

- Что касается уровня подготовки наших преподавателей, могу привести пример - на нашей кафедре проходят обучение и будущие педагоги и айтишники. И те и другие обучаются по одним и тем же технологиям, так что сами можете представить себе степень компетенции будущих математиков и физиков, - добавляет завкафедрой математики, физики и информационных технологий Ирина Лазарева. - Плюс и коллектив у нас очень современный, и мы поддерживаем все современные технологии образования, которые только появляются в стране. В общем, мы всегда в движении. И думаем, что это - здорово!