Ты помнишь, как все начиналось?

Быть первым, конечно, не просто. И когда самый молодой среди директоров компаний, входящих в Ассоциацию прибрежного рыболовства Мурмана, Алексей Бараков раньше всех заказал новое судно на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел», более возрастные и опытные коллеги пытались его если не отговорить, то хотя бы предостеречь. Аргумент был такой: обновлять флот надо, но как бы чего не вышло. Не прогореть бы. Рисков-то немало. А деньги какие...

Но директор фирмы «Карелрыба» рискнул. И вот уже стоит у мурманского причала красавец траулер «Вымпел». Совсем скоро, в ноябре, выйдет в рейс.

Он построен в рамках постановления российского правительства от 29 мая 2017 года «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства». Уточним еще раз - «Вымпел» стал первым в нашей стране судном для прибрежного лова, построенным по государственной программе «квот под киль».

О том, что пора обновлять парк судов, председатель Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко вместе с коллегами стал задумываться еще лет двадцать назад.

- Я постоянно твердил, что раньше или позже технические параметры судов будут выработаны, и контролирующие службы поднимут нам «красный фонарь», - напомнил Анатолий Анатольевич. - В результате наш флот просто встанет у стенки. Мы очень заинтересованы в обновлении флота, и наши предприятия, как могут, пытаются решить эту проблему.

А в феврале 2016 года состоялся первый предметный разговор с представителями Рыбинского завода, которые прибыли в Мурманск, чтобы узнать, какие именно суда нужны прибрежникам.

- Мы готовы строить суда с учетом всех ваших пожеланий, - заверили корабелы заполярных рыбопромышленников. И, как выяснилось, это были не пустые обещания.

Тогда будущие деловые партнеры показали северянам эскизы малого и среднего рыболовных траулеров, а также среднего рефрижераторного сейнера. Проекты им приглянулись. Но опытные судовладельцы сразу сказали, что в наших условиях не все подойдет. Во-первых, нужен слип на корме для спуска-подъема трала, и, конечно, кран для выгрузки надо установить также в кормовой части.

- Наши экипажи самостоятельно выгружают улов, так им будет удобнее, - подчеркнули потенциальные заказчики.

Гости прислушались. И уже на следующий день на встречу с генеральными директорами прибрежных компаний принесли новые «картинки»: те же эскизы, но с учтенными поправками - со слипом и крановым хозяйством на корме. Объяснили, что накануне вечером созвонились с заводскими конструкторами, те их требования учли, приняли и по электронке рано утром прислали обновленный проект.

- Вот это оперативность! - одобрительно удивились генералы малых флотов, и разговор с первых же минут принял самый конкретный характер.

Идти в ногу со временем

Тогда, в 2016-м, почти половина компаний отраслевого объединения выразили готовность участвовать в этом проекте. Причем возводить траулеры прибрежники собирались на отечественных кораблестроительных заводах. Таково было требование прошедшего в октябре 2015 года «рыбного» Госсовета в части обновления парка судов на российских верфях. Однако, как показало время, на тот момент по-настоящему проникся идеей построить судно только Алексей Бараков.

Контракт на строительство малого рыболовного траулера завод «Вымпел» и мурманская компания «Карелрыба» подписали 30 июня 2017-го. Закладка судна состоялась 16 августа 2018-го. Траулер был спущен на воду 20 ноября 2019 года. Кстати, своим заказчикам конструкторы Рыбинского завода во многом пошли навстречу. В частности, для тех компаний, что намерены строить траулер-свежьевик по проекту Т30, было введено специальное предложение: им не надо оплачивать сам проект. К тому же они предлагали к этому проекту опции, благодаря которым траулер может иметь неограниченный район плавания и увеличенный по сравнению с базовым вариантом состав экипажа.

Судно по проекту Т30 предназначено для прибрежного лова рыбы донным или разноглубинным тралом. Непосредственно на борту можно производить первичную обработку рыбы, доставлять ее в охлажденном виде на берег и самостоятельно выгружать.

И вот 14 сентября этого года после успешных ходовых испытаний был подписан акт о постановке траулера на баланс «Карелрыбы». На судне установлены современное промысловое оборудование и высокопроизводительный рыбоперерабатывающий комплекс, позволяющий проводить первичную обработку и охлаждение рыбы. Рефрижераторный трюм вмещает улов массой до 70 тонн.

Путь к новому траулеру был ухабистым и нелегким.

- Честно сказать, нас - прибрежников - все время как-то негласно отодвигали от строительства судов по инвестиционным квотам, - вспоминает Анатолий Евенко. - В основном первое время поддерживали крупные океанические компании. А нам вежливо говорили, мол, выберете вы свои квоты старыми траулерами, справитесь как-нибудь. Но мы не хотели «как-нибудь», мы намерены были идти в ногу с требованиями времени. И добивались строительства кораблей-свежьевиков с большой настойчивостью. Писали массу обращений в Минсельхоз России, в Росрыболовство, в региональное правительство. Когда на Рыбинском заводе возникла задержка в связи с пандемией, я обратился с письмом от Ассоциации к губернатору Ярославской области, где базируется это предприятие, Дмитрию Юрьевичу Миронову и встретил у него полное понимание и поддержку. И мы добились своего. Судно-свежьевик было внесено в список траулеров, что попадали под инвестиционные квоты. Вот так появилась наша первая ласточка - траулер «Вымпел», которому предстоит работать в «Карелрыбе».

Раньше в этой компании вели промысел на «мартышках», так с юмором называли МРТК - малые рыболовные траулеры кормового траления. Конечно, они ни в какое сравнение не идут с мощным красавцем «Вымпелом».

- Строительство траулера осуществил генеральный подрядчик АО «ССЗ «Вымпел», завод-строитель «Верфь братьев Нобель», эти предприятия входят в Группу компаний «Калашников», - напомнил Алексей Бараков. - Концепт-проект судна разработан заводом «Вымпел», проектант - нижегородское конструкторское бюро «Си Тех». Мы траулером довольны. Стоит вспомнить, что все наши МРТК морально устарели, им по 25-30 лет, у них и мощности не те, и оборудование требует обновления. На новом судне будут работать не 8 человек, а 12, условия совершенно несравнимые, и оснащение самое современное. Если на старом судне мы могли выловить и обработать в среднем 8 тонн в сутки, то на «Вымпеле» рассчитываем на 20 тонн. Хотя все зависит от рыбалки, наш траулер может взять на борт и 50, и 70 тонн. Автономность плавания 10 суток.

Конечно, первого рейса все очень ждут. Еще и потому, что есть надежда, что в нелегком, но необходимом процессе обновления флотов вслед за «Карелрыбой» примут участие и другие компании прибрежного промысла Мурмана. Кстати, в день спуска траулера на воду Анатолий Евенко от имени ассоциации подписал с судостроителями завода «Вымпел» соглашение о намерениях. Оно предусматривает в недалеком будущем закладку еще десяти аналогичных судов для прибрежников. Видно, судьба новому траулеру стать головным в серии рыбацких кораблей.