08.12.2011 / Рыбацкий вопрос

Не ошибется резидент, обосновавшись в зоне

Фото: Ещенко С. П.

Даже по сценарию умеренного развития (а есть более амбициозный) портовой особой экономической зоны в Мурманской области к 2030 году грузооборот в ней возрастет до 58,6 миллиона тонн. Здесь появится почти четыре тысячи новых рабочих мест. Ежегодная сумма платежей в бюджеты всех уровней составит без малого 9 миллиардов рублей, из которых 71 процент будет поступать в бюджет области.

Такие впечатляющие цифры прозвучали на первом заседании нового координирующего органа - наблюдательного совета портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) Мурманской области. Но перед обсуждением концепции ее создания и развития собравшиеся избрали руководящий состав совета. Председателем его стал губернатор Дмитрий Дмитриенко.

Итоговую концепцию создания и развития Мурманской областной ПОЭЗ на заседании представил Александр Казаков, заместитель гендиректора ООО «Финансовый и организационный консалтинг», которое и разработало ее по заказу регионального правительства.

Так почему именно здесь и сейчас решено обустроить ПОЭЗ? Среди экономических предпосылок докладчик назвал прежде всего такие, как наличие потенциальных резидентов. Уже на самой ранней стадии реализации существует грузовая база для загрузки портовых мощностей, имеется опытный и квалифицированный персонал. Последнее трудно переоценить: названная компания занималась разработкой аналогичного проекта для Советской Гавани в Хабаровском крае, и там кадровая проблема стояла очень остро.

Не менее важно то, что в Мурманске есть хорошая возможность развивать рыбоперерабатывающий кластер на основе уже существующих производств, что позволит отойти от исключительно сырьевой модели портов. Кроме того, имеются земельные участки для размещения инвесторов, производственно-техническая база для оказания всех необходимых видов услуг.

Расширить виды деятельности в зоне позволит и обслуживание проектов разработки углеводородов на шельфе. База для их снабжения и обслуживания органично впишется в концепцию развития ПОЭЗ.

Наконец, как известно, здесь будет действовать особый таможенный режим, облегчающий ведение бизнеса. В ходе общения докладчика с представителями рыбоперерабатывающих предприятий стало ясно, что они серьезно заинтересованы в участии в проекте. И именно потому, что такой режим позволит им расширить сырьевую базу.

Нельзя забывать и об уникальных географических и климатических условиях - незамерзающая бухта, большие глубины, позволяющие принимать суда дедвейтом до 300 тысяч тонн, прямой выход на международные морские пути с относительной близостью рынков сбыта экспортного сырья. Равно как и о потенциальной возможности развития туристической отрасли, пассажирского терминала в Мурманске. Все это со временем позволит нашему порту при модернизации инфраструктуры претендовать на статус крупнейшего балкерного порта в Европейской части России.

Впрочем, уже и сегодня роль его достаточно заметна. Так, в прошлом году он перевалил почти 33 миллиона тонн грузов. Это более шести процентов от суммарного грузооборота портов РФ. До 2030 года в Северном бассейне, к которому относится и мурманский порт, грузооборот должен увеличиться в 1,7, а то и в два с половиной раза.

Резкий рост перевалки сухих грузов - более чем до 60 миллионов тонн - тесно увязан с реализацией проекта строительства Белкомура. Эта планируемая железнодорожная магистраль напрямую соединит регионы Сибири и Урала с портами в Мурманске и Архангельске. По мнению докладчика, вполне очевидна перспектива мурманского порта как основного в части перевалки массовых экспортных грузов, особенно учитывая планы - создать на его территории первый в России специализированный терминал для работы с топливом. Здесь уже проявляют свою заинтересованность иностранные инвесторы.

В целом именно мурманскому порту разработчики отводят главную роль в реализации проекта Белкомура. Он имеет неоспоримые преимущества перед архангельским. Тот, как и все Белое море, зимой покрывается льдом и к тому же является мелководным, а углубление дна связано с большими затратами. По расчетам разработчиков проекта, если провести реконструкцию железнодорожной линии Обозерская - Беломорск с прокладкой второго пути (вместо строительства северного участка с направлением на Архангельск), можно сэкономить до 38 миллиардов рублей и при этом обеспечить потребности всех грузоотправителей в рамках Белкомура.

Обращаясь к члену наблюдательного совета, заместителю директора департамента минэкономразвития РФ Вадиму Третьякову, губернатор Дмитрий Дмитриенко заострил внимание на остающихся до сих пор неувязках в законодательстве, мешающих в том числе и развитию ПОЭЗ. Прежде всего это касается предприятий рыбопромышленного комплекса.

- Застаревшая проблема - «незаходные» суда, - напомнил он. - ПОЭЗ как раз и способна помочь решить ее. Ведь, с одной стороны, при их заходе в мурманский порт граница России пересекается. Но с другой - причальное сооружение находится на территории ПОЭЗ, а значит, формально не пересекается таможенная территория. Поэтому не требуется уплата таможенных платежей. Но законодатель установил норму, под которую подпадают российские «незаходные» суда, исходя из желания стимулировать отечественный судоремонт. А поскольку сегодня он существует только на бумаге, большинство добывающих компаний приобретают или реконструируют суда за пределами РФ. Если раз и навсегда разрешить таким судам приходить в ПОЭЗ без пошлин, там будет стимулироваться хозяйственная деятельность. Необходимо подготовить соответствующее изменение в законодательство.

- Следующий этап, - продолжил Дмитрий Дмитриенко, - грузы и переработка. Часть рыбного сырья на предприятия переработки поступает с российских добывающих судов, часть они покупают в том числе в той же Норвегии. Переработанная же рыбопродукция увозится обратно в Норвегию или еще дальше в Европу. Если рыбопереработка будет производиться на территории ПОЭЗ, рыба будет сразу поступать туда, там перерабатываться и доставляться по месту назначения. Это привлечет резидентов.

В целом же к разработчикам концепции серьезных замечаний нет, как отметил министр экономического развития Мурманской области Сергей Агарков. А предложения заказчика проекта нашли отражение в представленном документе. Участники заседания единогласно проголосовали за принятие концепции и скорейшее воплощение проекта в жизнь.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.12.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня