25.02.2014 / Рыбацкий вопрос

Чужого не надо, но своего не отдадим?

Депутат Госдумы Валерий Язев обсудил с рыбопромышленниками Мурмана проблемы отрасли

Однажды в разговоре с коллегой из Норвегии я посетовала, как сложно добираться из редакции на отдаленные причалы рыбного порта.

- А у нас рыбный порт расположен прямо в городе, - сказал журналист о Киркенесе.

- А как запах? - поинтересовалась я.

- О-о-о! Запах великолепный! Пахнет деньгами, - рассмеялся собрат по перу.

В Мурманском порту деньгами сегодня не очень пахнет. Ведь рыбу с мойвенной путины стали доставлять не так давно и делают это в основном суда компании «Робинзон». Рыбодобытчики не скрывают, что работа порта вызывает у них обоснованную тревогу. С этого и начался их разговор с Валерием Язевым на борту траулера «Морской прибой».

В подвешенном состоянии много не наработаешь

- Это пока вы здесь, на выгрузке работают два крана, - вздохнув, сказала заместитель гендиректора «Робинзона» Ирина Мокерова участникам делового диалога. - А покинете судно, тут же останется один.

Траулер «Морской прибой» в конце прошлой недели привез в Мурманск почти 1300 тонн мойвы. И задача экипажа была освободить трюмы и вернуться в район интенсивного промысла. Когда на борт поднялись участники встречи с Валерием Язевым - заместитель губернатора Сергей Скоморохов, председатель регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Заболотский, глава правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, генеральный директор СРпС Василий Никитин, выгрузка мойвы шла полным ходом. Сразу из двух трюмов безостановочно вздымались стропы с коробками мороженой рыбы и, оставив улов в рефрижераторе очередной фуры, тут же возвращались с пустыми поддонами в трюмы.

- По норме должно выгружаться 20 тонн в час, 480 - в сутки. Это по договору нашей компании с портом, - отметила Ирина Мокерова. - Но может ли порт сейчас такой темп обеспечить? К сожалению, нет. Реально портовики выгрузят разве что 200 тонн в сутки. А то и 150. Сегодня на причале не более 5-6 бригад, причем не только на суда, но и на холодильники, а это крайне мало. Для нас, конечно, потеря времени очень ощутима.

- Раньше норма выгрузки в порту была 800 тонн в сутки, - поддержал ее Владимир Григорьев. - Сегодня хорошо, если 200, ну а если поднапрягутся докеры, максимум 300 тонн обработают.

- Да, - согласился Валерий Язев, - 300 тонн в сутки, по моим меркам, это просто ноль. Очевидная стагнация. В чем причины?

- Видимо, в том, что портовики знают: впереди продажа их предприятия, - вступил в разговор Василий Никитин. - Вот пример: когда Архангельский тралфлот включили в план продажи, он практически перестал работать.

- Но ведь работа порта - это бизнес, - напомнил Валерий Язев.- Что, портовики мало денег от вас получают за разгрузку?

- Счета приходят сумасшедшие, - признался Владимир Григорьев. - Начиная от буксира и до обслуживания при постановке к причалу. А ответ портовиков один: цены нам сбрасывает Москва. В этом году приватизацию отложили. Но вопрос-то не решен, состояние у порта промежуточное, что не на пользу общему делу.

Озабоченность рыбопромышленников понять можно. Сколько времени их будут разгружать в родном порту сегодняшними-то темпами? Сами портовики согласны, что выгрузка идет медленно.

- Понятно, - подытожил Валерий Язев. - И это одна из причин, по которой рыбаки предпочитают выгружаться за границей, к примеру, в том же Киркенесе. Слышал, что там портовые формальности занимают минуты, а у нас долгие часы.

- Да, выгружают там за часы, а у нас сутками, - резюмировали рыбопромышленники.

- Что ж, бывший начальник рыбного порта теперь замдиректора Росрыболовства, - напомнил Валерий Афонасьевич. - Вот я в Москве ему и выскажу ваши проблемы. Пусть теперь разбирается с ними с федеральных позиций и возможностей.

НДС и госпошлина утопят в кредитах

Однако не только у портовиков, но и у самих рыбаков сегодня не очень-то легкие времена.

Три года назад «Робинзон» решил построить высокотехнологичное судно, способное морозить не 120 тонн в сутки, как тот же «Морской прибой», а 300! И брать улов не 1300, а 5 тысяч тонн. Как рассказала Ирина Мокерова, пошли на сотрудничество с сингапурскими корабелами не от хорошей жизни. Сначала пытались разместить заказ на российских верфях. Уже готовы были подписать контракт с Балтийским заводом, но питерцы все откладывали и кормили «завтраками», заказчики поняли, что на большом заводе ждут больших заказов, на военный флот, на ледоколы. А их штучное, принципиально новое судно, по особому проекту, принесет питерским корабелам массу хлопот.

Тогда заказ разместили на сингапурских верфях. И вот, казалось бы, радостный момент почти на пороге, очень скоро траулер должен выйти на промысел. Но для этого ему надо прийти в Мурманск. А значит, неминуемо придется решать проблему НДС (18 процентов от стоимости корабля) и таможенных пошлин (еще 5 процентов). Учитывая огромную стоимость судна, эта сумма в несколько десятков миллионов евро способна утопить в кредитах даже такую стабильную фирму, как «Робинзон».

Тем более что работают его рыбаки только на экономически невыгодной пелагии - ловят путассу, мойву, сельдь, сайку, скумбрию. А ведь это не треска, не донные виды - лакомый кусок для любого промысловика. Причем привозят «робинзоновцы» рыбу исключительно на российский берег - а это от 40 до 50 тысяч тонн ежегодно.

Строительство новых судов - то, что остро необходимо сегодня флотам Северного бассейна. На встрече депутата Госдумы с рыбаками было отмечено, что проведение комплексной модернизации основных производственных фондов - одна из актуальных задач, стоящих перед рыбопромышленным комплексом региона. Не случайно Сергей Скоморохов подчеркнул в разговоре, что увеличение числа заходов в отечественные порты построенных и модернизированных судов позволит повысить деловую активность в сфере отечественной портовой инфраструктуры и береговой рыбопереработки.

Однако как привести в родной порт долгожданный новострой, если уплата госпошлины и НДС грозят практически любой компании разорением? Пока вопрос не решен, приобретенные или построенные за границей корабли не приходят в родной порт, а бюджет РФ не получает положенных платежей. Как разрулить ситуацию?

Исторический принцип - быть или не быть?

- В апреле состоятся парламентские слушания в Госдуме о развитии рыбохозяйственного комплекса, - сказал Валерий Язев. - Я отвечаю за их подготовку. Незаходные суда - это лишь одна из тем, но очень серьезная. Также 27 апреля будет рассматриваться выполнение указаний президента по развитию рыбохозяйственного комплекса. Я немало уже получал от вас предложений и замечаний на бумаге, но сегодня хочется, как говорится, из первых уст узнать проблемы. Все они лягут в доклад, который два раза в год готовится президенту. Тем более недавно сменился руководитель рыбной отрасли. Возглавил ее, как вы знаете, Илья Шестаков, мы с ним уже встречались, обсуждали тему закона о любительском рыболовстве, а впереди еще более серьезный разговор. Поэтому хочу знать: в чем в первую очередь вам нужна поддержка?

Серьезную тревогу, как признались рыбаки, вызвала у них попытка со стороны ФАС пересмотреть и модернизировать исторический принцип распределения квот на вылов водных биоресурсов. Об этом наша газета писала уже не раз. Свою позицию рыбопромышленники отстаивали твердо: должен быть сохранен доказавший свою эффективность принцип распределения квот на 10 лет. Представители рыболовецких компаний категорически против введения аукционов, на чем настаивают антимонопольщики.

Сохранение исторического принципа, по мнению рыбаков, позволит избежать браконьерства, планировать работу предприятий на несколько лет вперед, бережно относиться к водным биоресурсам. Более того, работа по этому принципу уже подтвердила свою действенность. Так, только по Северному бассейну, как напомнил Василий Никитин, в 2,9 раза увеличились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды с одной тонны выловленных ВБР. В полтора раза выросла производительность труда и вылов на одно судно. Более 80 судов прошли модернизацию, построены или приобретены.

По мнению рыбаков Северного бассейна, ФАС создала искусственную проблему перераспределения квот, что практически переориентировало всю программу работы группы при Минсельхозе России. При этом иные, более важные вопросы остались без внимания. Это может привести, как считают рыбодобытчики, не только к снижению темпов развития отрасли, но и к более разрушительным последствиям.

Однако Валерий Язев не во всем согласился с рыбаками. Он считает, что хотя бы 20 процентов квот должно быть выставлено на аукцион, чтобы создать здоровую конкуренцию в отрасли и допустить новых пользователей к рыбной деятельности. Но похоже, что рыбаки не намерены поступиться ни одним процентом квоты, по принципу - чужого нам не надо, но и своего не отдадим! Диалог получился не просто без реверансов, а очень жестким.

- И все же историческому принципу быть или не быть? - спросили депутата под конец встречи журналисты.

- Я думаю, что быть, хотя и с определенными ограничениями, - подчеркнул Язев. - Все же исторический принцип - основа инвестиционной привлекательности отрасли, притока сюда денег и стабильной многолетней работы рыбопромысловых комплексов. Однако сегодня налицо жесткая позиция ФАС, и тут надо переубеждать антимонопольщиков. Я думаю, будет правительственное решение в целом в поддержку исторического принципа. Но притом что будут определенные условия по освоению квот на биоресурсы, чтобы не происходило злоупотреблений на вторичном рынке оборота этих квот, чтобы не плодились рантье.

- Рыбной отрасли уделяется сегодня не так много внимания, нет своего министерства, есть только подразделение при Минсельхозе, - напомнили журналисты. - А для Мурманской области рыбная отрасль крайне важна. Может, поэтому рыбаки так отстаивают свои позиции?

- Не согласен, что мало внимания уделяется рыбной отрасли, - парировал депутат. - Тем более у рыбаков есть свой орган управления - не просто подразделение Минсельхоза, а агентство. Создание отдельного министерства не улучшит решение фундаментальных вопросов. Более того, работа в этом направлении идет, отрасль динамично развивается в последние годы. Вспомните, сколько мы вопросов решили по прибрежному рыболовству, по конфликтам с пограничниками и многим другим. Есть пока и нерешенные вопросы, в частности, незаходных судов. И актуальнейшая проблема в том, что приближается 2018 год, когда заканчивается 10-летний срок действия предыдущих квот, пока не принято решение по историческому принципу распределения квот, мы тем самым даем плохой сигнал для банков, которые кредитуют рыбаков. Считаю, что созданная решением главы государства рабочая группа, куда я вхожу, которая поднимает фундаментальные вопросы развития рыбопромышленной отрасли, тоже гарантирует серьезное будущее отрасли. Ведь именно она готовит доклады президенту, на основе которых появляются указы.

Покидая «Морской прибой», Валерий Язев отметил, что он очень много полезного и интересного услышал на борту этого судна, причем в достаточно острой форме, так что забыть наказы рыбаков будет трудно. И за неделю, оставшуюся до заседания рабочей группы, он использует свежую информацию, полученную от рыбопромышленников Мурмана, для подготовки законодательных актов, регулирующих работу рыбохозяйственного комплекса.

Фото: Сергей Ещенко
Нина АНТОНЯН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.02.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,532773,332177,198071,4635
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня