22.03.2016 / Рыбацкий вопрос

Флот для себя построим в России

Рыбодобывающие компании и корабелы РФ объединяют усилия по обновлению рыбопромыслового флота. Лучшее подтверждение тому - прошедший в Мурманске первый Международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства - новый импульс развития».

«Квоты под киль»

Энтузиазм и амбициозные планы, надежды и сомнения. Так можно было оценить атмосферу в зале заседаний делового центра «Арктика». И все-таки настроение у собравшихся было приподнятым - ведь никогда еще в исконно рыбацкой столице Мурманске не проводилось настолько масштабного мероприятия, нацеленного на то, чтобы переломить ситуацию в рыбной отрасли - заменить давно устаревшие суда на новые. Дело это, конечно, непростое, но очень нужное.

Организаторами форума стали Федеральное агентство по рыболовству и правительство Мурманской области при поддержке Минпромторга РФ. Главное, чтобы диалог между заказчиками будущих кораблей и судостроителями не только стал деловым и конструктивным, но и учитывал предстоящие изменения.

- В переносе промыслового судостроения на отечественную почву масса плюсов, - подчеркнула губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Это и отсутствие у судовладельцев таможенных проблем. И возможность более плотного контакта заказчика с исполнителем. И, наконец, серьезный вклад в экономическую независимость России. Главное - понять: смогут ли российские судостроительные предприятия обеспечить запросы наших рыбопромышленников?

В ответ на этот вопрос российские корабелы незамедлительно заявили о готовности строить траулеры для земляков. Об этом говорили генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев и заместитель гендиректора рыбинского судостроительного завода «Вымпел» Виктор Доскин. А вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» Евгений Загородний пообещал опровергнуть тезис о том, что в России строить дорого. По его подсчетам, цена траулера на 70 процентов определяется комплектацией судна, а материалы и оборудование заказчик может выбрать как импортного, так и отечественного производства.

- Так что, теоретически удешевить строительство рыбопромысловых судов можно, вот только на лучший в мире флот они вряд ли потянут, - с некоторой долей скепсиса заявил глава ОСК. - Да и долю импортной составляющей менее 50 процентов даже мы в своей корпорации не обещаем.

В центре внимания всех участников форума оказались так называемые квоты господдержки - те самые 20 процентов, которые согласно поручениям президента России Владимира Путина, данным по итогам «рыбного» президиума Госсовета (он состоялся в октябре 2015 года), должны выделить на закупку и строительство рыбопромысловых судов именно на российских верфях. И тут мнения разделились. Часть делегатов не скрывала откровенно скептического взгляда на эту инициативу.

- Даже могучий Советский Союз строил рыболовные суда на иностранных верфях, - сказал последний руководитель объединения «Севрыба» Георгий Тишков. - Сколько же надо и денег, и времени, чтобы сегодня наши судостроители смогли осилить эту задачу? Пока, на мой взгляд, они на это неспособны.

- Мне было интересно услышать, что уже существуют заявки на 340 судов, - отметил председатель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов. - По Северному бассейну дело обстоит так: если эти суда будут введены в эксплуатацию, то по треске и пикше требуется объем вылова в год полтора миллиона тонн. У нас же лучший вылов по треске вместе с нашими соседями по бассейну 800-900 тонн в год, а в худшие года бывало и 400. Где сырьевая база под этот проект?

Обращаясь непосредственно к руководству Росрыболовства, Вячеслав Зиланов спросил:

- Не кажется ли вам, что, создавая такой ажиотаж, мы порождаем своеобразную пирамиду строительства судов под квоты, которых пока не видно? Как Росрыболовство и Минсельхоз собираются решать этот вопрос, не отнимая квоты у добросовестных пользователей?

Отвечая на вопрос, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков охарактеризовал вышеупомянутые 340 заявок на строительство судов как обычные «хотелки».

- Когда вы будете строить новое судно, все расчеты с точки зрения сырьевой базы станут доступны и понятны, - пояснил главный рыбак страны. - Вы должны будете привнести еще и свою квоту для того, чтобы иметь право на оказание господдержки.

Аппетиты растут

Глава ФАР напомнил также о «неодуемых» объектах (не ограниченных по ОДУ - общему допустимому улову), которые могут дать дополнительные объемы увеличения вылова за счет повышения эффективности флота.

- Плюс у нас есть Атлантика, есть зоны Западной Африки, есть Антарктида, то есть имеется еще много ресурсов, в сторону которых мы в настоящее время даже не смотрим, - перечислил Илья Шестаков потенциальные источники сырьевой базы.

По его мнению, планы, которые представили крупные рыбопромышленные компании, показывают, что они согласились с этим направлением.

- Определить сегодня, кто из рыбаков добросовестные, а кто недобросовестные, очень сложно, - сказал он. - Я считаю, что мы, как представители государства, должны выполнить те обязательства, которые брали перед рыбаками. А государство давало гарантии, что до 2018 года правила игры остаются. Начиная же с 2019 года правила игры могут быть практически любыми. Никто вам не обещал и не гарантировал, что всю жизнь они будут сохраняться в неизменном виде.

Заявление прозвучало решительно и категорично. Настолько, что вызвало несколько нервный смех в зале и реплику: «Отзывайте заявки назад!».

Однако, судя по реакции судовладельцев, никто отзывать свои заявки не собирался. Напротив, один из представителей наиболее крупных дальневосточных компаний высказал свое пожелание. Чтобы обновить свой флот наиболее современными, крупнотоннажными кораблями, его компании в качестве господдержки требуется не 20, а 50 процентов квот. Действительно, многие судовладельцы разделяют мнение, что строить суда на российских верфях без «квот господдержки» нереально, а вот с прицелом на дополнительные биоресурсы можно и рискнуть. Правда, аппетиты в оценках доли стоимости судна, которую нужно обеспечить посредством «инвестквот» у желающих колебались от 50 до 70 процентов, тогда как ФАР предлагало более скромный вариант 20 процентов.

Но хорошо уже то, что и рыбопромышленники, и корабелы, и чиновники нашли общий язык в одном - суда строить надо. И не только, чтобы поддержать собственный бизнес, но и чтобы обеспечить России достойное место на мировом рыбном рынке.

Первые ласточки появились уже на форуме, где 17 марта были подписаны очень важные документы: соглашение о сотрудничестве рыбинского судостроительного завода «Вымпел» с Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и контракт на постройку серии судов между Выборгским судостроительным заводом и Архангельским траловым флотом.

Без денег траулеры - только на бумаге

Не остался в стороне и финансовый аспект судостроения и судоремонта. Выступление заместителя управляющего по клиентской работе филиала банка ВТБ в Мурманске Сергея Мазунова на пленарной сессии форума о возможностях и опыте банка ВТБ в области финансирования судостроительных ресурсов вызвало живой интерес представителей деловых кругов.

- ВТБ традиционно является финансовым партнером для предприятий реального сектора экономики, - подчеркнул Сергей Олегович. - В том числе банк активно участвует в кредитовании проектов по строительству и приобретению судов для рыболовных компаний, основные фонды которых сегодня требуют реновации. Нами накоплен положительный опыт в этом сегменте. Например, филиал банка ВТБ в Мурманске профинансировал часть инвестиционных затрат промысловой компании ООО «Робинзон» по проекту строительства крупного современного рыболовного траулера, который был успешно введен в эксплуатацию. При участии банка ВТБ началось строительство рыболовного судна для нужд рыболовецкого колхоза «Андег», ведущего промысел рыбы в районах Баренцева и Норвежского морей. Особенностью этой сделки была выдача банком непокрытого импортного документарного аккредитива без резервирования средств для оплаты затрат по строительству судна, предусматривающего долгосрочное кредитное финансирование клиента банком. Мы видим огромный потенциал отечественного судостроения и судоремонта для нужд рыбной отрасли и намерены развивать сотрудничество с ее участниками, предоставляя финансовые продукты, которые будут способствовать дальнейшему росту бизнеса наших деловых партнеров.

Надо полагать, клиентов у финансово-кредитных организаций после форума значительно прибавится. Сегодня Росрыболовство оценивает потребности отрасли в новых кораблях в 364 единицы промыслового флота (в том числе 91 крупнотоннажное судно). По словам Ильи Шестакова, сводный план заказов показал, что заявок на строительство траулеров гораздо больше, чем возможностей у российских верфей. Основная задача - это согласовать возможности и графики строительства.

- Нам важно сделать так, чтобы именно у рыбаков было преимущество как у заказчиков, а не у исполнителей, то есть у судоверфей, которые уже начинают, по нашему мнению, диктовать условия, ценовую политику, сроки строительства. Это - большой риск, которого мы должны избежать, - предупредил главный рыбак страны.

А вот по мнению заместителя главы Росрыболовства Петра Савчука, перед отечественными верфями надо ставить прежде всего амбициозные задачи.

- Речь идет о постройке современных высокопроизводительных рыболовных судов, - подчеркнул он. - Лучшие в мире нужно строить суда! И надо не стесняться требовать именно этого в техзаданиях от верфей.

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.03.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

О рыбном море начистоту
Лето-2015 было насыщенным и бурным. Все началось с первых признаков заболевания у семги, идущей на нерест из Баренцева моря в наши реки

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,339267,459672,331370,5349
Афиша недели (16+)
 Российская космическая одиссея
Гороскоп на сегодня