Совсем немного осталось до самого любимого в рыбацкой столице Мурманске праздника - Дня рыбака. Для мурманчан этот день особый. Ведь профессия рыбака, пожалуй, единственная, которая связывает поколения, объединяет целые семьи - не случайно на Центральном стадионе профсоюзов собирается, кажется, не только вся заполярная столица от мала до велика, но и многочисленные гости из области.

Несмотря на все сложности последних лет и береговые законодательные шторма, рыбная отрасль так и осталась одной из базовых и жизненно необходимых для экономики нашего региона. О том, с какими успехами рыбаки Мурмана пришли к своему празднику, какие трудности им пришлось преодолевать, и о добрых перспективах корреспонденту «МВ» рассказал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир ГРИГОРЬЕВ.

Когда отмена - лучший подарок

- Владимир Юрьевич, традиционный вопрос: с чем рыбаки пришли к празднику?

- Прошлый год у нас был, прямо скажем, достаточно нервный. Произошли значительные перемены в жизни отрасли. В мае решался очень непростой вопрос о перезакреплении долей квот на ближайшие 15 лет. Работали комиссии по проверке документов по наделению квотами на этот срок по Северному и Западному бассейнам, Дальнему Востоку. Мы все это успешно прошли. Причем этот процесс в Северном бассейне, на мой взгляд, прошел вообще безболезненно: практически все, кто имел право, кто занимался рыболовством, благополучно заключили договоры.

- Непростой, значит, выдался год?

- И тем не менее за 2018 год у нас рекордный вылов, мы за последние 25 лет превысили рубеж 5 миллионов тонн по Российской Федерации. Причем доля Северного бассейна в общем улове 1 миллион 300 тонн. А сейчас у нас задача - удержать эту планку, а может, даже и поднять ее. Правда, сегодня мы ограничены квотами, а ведь они у нас традиционно выбираются почти на 100 процентов. Если какой-то мизер остается в некоторых компаниях, это связано с проблемами внутри компаний. Если говорить о Северном бассейне, то по прошлому году недобор по треске и пикше составил всего 2 тысячи тонн. В общем, результаты радуют, вся рыба выловлена, большая часть улова доставлена на российский берег.

- Но, слышала, в начале этого года рыбалка шла не очень успешно?

- Да, по сути, провальными оказались два месяца - январь и февраль. Была слабая промысловая обстановка, к тому же были тяжелые погодные условия. Однако с марта ситуация начала выправляться, и уже в июне мы вошли в график. Сейчас идем с небольшим опережением, ситуация на промысле вполне нормальная.

- Давайте поговорим о Союзе рыбопромышленников Севера. Слышала, что он пополнился новой компанией?

- Верно. В состав союза добавилась фирма «Арктикпак»: у них одно судно, имеется своя квота. Компания занимается прибрежным промыслом, но решила стать членом нашего объединения. Мы это на правлении СРпС обсудили, никаких причин для отказа не было, и поэтому их охотно приняли. Что же касается союза в целом, то сегодня у всех нас тревоги одни. И прежде всего они связаны с предстоящими аукционами. Все мы помним, как в прошлом году рыбацкую отрасль лихорадило от того, что появилась инициатива выставить на аукцион крабовые квоты. Рыбацкое сообщество было категорически против этой новации, ведь именно аукционы в начале 2000 года привели к кризису в отрасли. Рыбаки опасались, что вслед за крабом на торги будет выставлена и рыба. Однако буквально на днях этот вопрос снят, причем очень помогла нам региональная исполнительная власть. От лица нашего союза я обратился к врио губернатора Андрею Владимировичу Чибису, где изложил аргументы рыбацкого сообщества. В докладе ФАС от 2018 года по этой теме было предложение, изложенное в пунктах 3 и 4, каждые 3 - 5 лет проводить аукционы по рыбе. Но ведь сегодня очень многие рыбопромысловые компании уже заключили договоры по инвестпроектам, у нас бизнес-планы уже составлены, так что если рыба отправится на аукцион, то наши планы просто обрушатся. Все эти аргументы мы высказали главе региона, нашли с ним взаимопонимание, и он написал письмо на имя заместителя председателя правительства России Алексея Васильевича Гордеева с настоятельной просьбой не проводить аукционы по рыбе. По крабу вопрос уже решен - 50 процентов его ушло на аукцион, а по рыбе не вышло. На основе четко аргументированного, убедительного письма главы нашего региона Гордеев обратился к Дмитрию Анатольевичу Медведеву. И председатель правительства РФ на письме Гордеева поставил резолюцию (копия у нас есть), что по пункту 2 (крабовые аукционы на 50 процентов) работу продолжить, а вот пункты 3 и 4 (по рыбе) отменить.

- Это рыбаков окрылило?

- Конечно! На сегодня этот вопрос с повестки дня снят. Пока снят, потому что, по нашей информации, ФАС все-таки продолжает продвигать эту идею. Но мы будем стараться работать и с антимонопольщиками в том числе, и на других площадках. В общем, везде, где только можно, отстаивать интересы рыбаков.

Если уж строить - так строить лучшее

- Владимир Юрьевич, я слышала, что в эти дни на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоится спуск на воду нового судна «Скорпион». Для мурманской фирмы «Стрелец», которая входит в состав компании «Ф.Э.С.Т.». То есть строятся у вас пароходы?

- Да, федеральная программа инвестквот по судам успешно реализуется.

По Северо-Западу благодаря таким квотам в прошлом году прошли экспертизу и получили одобрение 24 проекта по строительству судов и восемь по возведению рыбоперерабатывающих заводов. Все суда сейчас строятся, заводы - тоже. Представители Минпромторга очень четко отслеживают процесс строительства, а мы со своей стороны отчитываемся по финансированию. Хочу сказать, два корпуса из заявленных уже спущены на воду: на заводе «Пелла» один корпус для компании «Мурмансельдь-2», на Выборгской верфи спустили корпус судна для АТФ. Строительство по инвестпроектам идет достаточно активно, и первые новострои мы увидим уже в 2020 году.

- Расскажите, как будет оснащен новострой технологически?

- Все эти проекты я хорошо изучил, поскольку не раз показывал их на профильных конференциях. И хочу уточнить: те судовладельцы, которые занимаются сейчас строительством, покупают для своих судов самое новое оборудование. Ничего из вчерашнего дня на них не попадет.

- То есть на начинке (оснащении) не экономят?

- Нет! Смысла нет экономить, потому что строим для себя, сами будем эксплуатировать, а потому решили: если уж строить, так строить. Оборудование приобретаем самое последнее, заказываем даже те новинки, которые пока не внедрены, а только разрабатываются. С учетом того, что судно строится два года, как раз к моменту установки они доспеют, что называется. Это касается всех частей. Ни у кого таких судов в мире не будет, можно сказать с уверенностью. Наши будут самые новые, самые лучшие.

- А кадры для них?

- На самом деле мы смотрим в будущее и понимаем, что нам, чтобы управлять этими судами, нужны квалифицированные подготовленные кадры. Как раз сейчас этот вопрос стоит очень остро. Пока сокращений в экипажах значительных не будет, напротив, сейчас у нас кадровый голод. Но, улучшая технологии, надо понимать, что не все смогут работать на новейшем оборудовании. Специалистов надо обучать. А пока центров для этого нет, там, где учат сегодня, оборудование устаревшее. Что касается переработчиков, технологов, наладчиков, их можно готовить на береговых фабриках, которые сейчас уже успешно работают, и строящихся новых. А вот где готовить судоводителей и механиков, я признаюсь, пока не знаю. Но время еще есть, будем искать возможности.

«Наша рыба» - для северян

- Строятся новые прекрасные траулеры, есть квоты на добычу биоресурсов, совершенствуются технологии переработки. А вот обычные покупатели то и дело жалуются: цены на рыбу кусаются. Знаю, что вы подписали соглашение с властями по реализации соцпрограммы «Наша рыба». Расскажите, что оно даст.

- Соглашение подписано между СРпС, Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и группой компаний «Евророс». Вся работа идет под непосредственным контролем главы региона. Он и его заместители уделяют этому пристальное внимание. Программа «Наша рыба» будет реализовываться в двух направлениях. Первое - мы организуем торговлю в торговых предприятиях «Евророса», и второе - открываем рыбную ярмарку. «Евроросу» мы обязуемся поставлять рыбу, там ставят отдельные стенды под логотипом «Наша рыба», где будет продаваться продукция мурманских флотов - свежая, местная, качественная. Да еще и на 20-30 процентов дешевле, чем в обычных магазинах.

- Представляю, какая будет давка в очередях!

- Думаю, люди быстро привыкнут, и ажиотажа особого не предвидится. А глядя на нас, и другие сети, полагаю, будут снижать свои цены.

- А ярмарка?

- Она будет работать один день в неделю, по субботам, в торговом центре «Форум» на 1-м этаже с центрального входа. Запустить торговлю мы собираемся 27 июля. Это зависит не от рыбаков, мы готовы свою продукцию поставить хоть сейчас. Но там надо делать ремонт, устанавливать оборудование, готовить персонал. Кстати, 1 июля мы собирались с рыбопромышленниками, обсудили детали, подтвердили готовность финансировать ярмарку, приняли решение, что будем помогать - выделять рыбу по нашим оптовым ценам. Проблем здесь нет, организация идет полным ходом. Пожелания покупателей нам известны, конечно, они хотят в первую очередь охлажденную продукцию. Поэтому успех больше будет зависеть от прибрежников, как они наладят поставки. Мы же заявили, что, если какой-то срыв случится по охлажденной рыбе, мы готовы ее заменить мороженой.

- И все-таки почему рыба дорогая? Старожилы с ностальгией вспоминают треску по 48 копеек за килограмм...

- Она была дешевая, потому что флота дотировались государством. Я еще застал это время, когда вышел на работу молодым штурманом в 1989 году, еще в советскую эпоху.

Треска в магазинах стоила 48 копеек за килограмм, а государство рыбакам платило за этот килограмм больше двух рублей. Сейчас никаких дотаций нет, напротив, то и дело принимаются какие-то новые постановления, нам выставляют порой непонятные, а то и неоправданные требования. Отношение к рыбакам контролирующих органов, к сожалению, ужесточается, и все это ухудшает нашу ситуацию и ложится на себестоимость рыбы. Взять хотя бы ситуацию с требованием установить на суда промысловых флотов станцию отечественной спутниковой системы контроля «Гонец». Мы подчинились приказу Минсельхоза, но ведь каждое судно, чтобы поставить этот «Гонец», ушло с промысла на восемь суток.

- Так много?!

- Да. Восемь суток промысла по одному судну потеряно, а таких судов на нашем бассейне больше ста единиц. Среднесуточный вылов на треске и пикше составляет 30 тонн, плюс расходы на переходы, портовые расходы и т. д. Вот и считайте, сколько мы потеряли. Сам «Гонец» не таких уж денег стоит - сто тысяч рублей, но обошелся он рыбацкому сообществу очень дорого. И это лишь один маленький пример. К сожалению, рыба дешевой не будет, слишком высоки затраты, связанные с промыслом. Это и топливо, и промвооружение, и затраты на ремонты и модернизации, а строительство новых рыболовных судов - отдельный разговор. Новый траулер из тех, которые мы сейчас закладываем, обходится каждый примерно в 4 миллиарда рублей. Привлекаются кредитные деньги, а это значит плюс проценты банка. Вдобавок к этому увеличиваются сборы и налоги на отрасль. Откуда же возьмется дешевая рыба?

- В воскресенье мы все отправимся отмечать День рыбака. Чем порадует праздник?

- Традиционно он состоится на Центральном стадионе и обещает быть насыщенным и интересным. Будет большой концерт с выступлением популярных групп, приедут «Братья Гримм» и «Смысловые галлюцинации». Детей порадует игровая площадка, молодежь будет участвовать в многочисленных конкурсах, развлечениях. На стадионе будут продавать сувениры, картины местных художников, состоится выставка машин последних моделей. А еще гурманов порадуют изысканная кулинария, шашлыки, музыка - в общем, все, что сопровождает народное гулянье.

- То есть будет круто?

- Будет и круто, и весело, и интересно. Так, как и должно быть на всенародно любимом празднике.