Обслуживать, содержать, ремонтировать

Мало построить новые корабли, поймать в море рыбу и привезти ее в Мурманск. Надо, чтобы и береговые структуры в городе, который всегда считался рыбацким, были готовы предоставить траулерам и их экипажам все необходимое для стабильной работы.

Пожалуй, никогда не говорилось в последние годы столько о судоремонте, обстановке в рыбном порту, формальностях, тормозящих выход кораблей в море, кадрах для предприятий, обслуживающих суда, как на VI международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы».

Но во всех обсуждениях именно судоремонт стал во главу угла. Конференция началась с круглого стола «Проблемы и перспективы развития береговой инфраструктуры». И это понятно. Сегодня в Мурманском порту зарегистрировано 239 рыболовных судов, но лишь 171 из них имеет документы Регистра, то есть беспрепятственно выходят в море. Средний возраст судов - 30 лет. По человеческим меркам - расцвет, для корабля - глубокая старость.

Однако не за горами то время, когда в Северный бассейн придут с отечественных верфей заказанные судовладельцами-северянами 24 новых траулера, построенных по отобранным инвестпроектам. Готовы ли у нас встретить эти корабли? Есть ли силы и ресурсы их обслуживать, ремонтировать, содержать?

- Вызывает тревогу то, что объемы судоремонта в 2018 году сократились на 30 процентов, - напомнила модератор круглого стола - вице-президент Союза промышленников и предпринимателей области Ирина Мокерова. - Представляете, какими темпами мы идем назад? Мы скоро можем забыть вообще, что это за профессия - ремонтировать корабли. А ведь чтобы стать судоремонтником 5-го разряда, рабочему надо обучаться 7 лет!

В докладе Мокеровой прозвучало, что сегодня в регионе из 60 судоремонтных предприятий, имеющих свидетельства о признании (документ, подтверждающий соответствие требованиям Морского регистра) реально работают только 30. И лишь 5 оказывают полный комплекс услуг, включая докование.

Отмечая необходимость радикального обновления промыслового флота, первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин отметил, что для поддержания судов в эксплуатационном состоянии необходима не только современная судостроительная промышленность, но и мощная, развитая система судоремонта.

- Именно поэтому в качестве основной темы пленарного заседания нашей конференции мы выбирали развитие отечественной судоремонтной базы, - подчеркнул он.

Как встретит корабли родной порт

На круглом столе прозвучала тревожная информация - уже не первый год лихорадит Мурманский морской рыбный порт. Его управляющий Олег Креславский рассказал, что порт, как и другие предприятия береговой инфраструктуры, задыхается без рыбы, поскольку сохраняется ориентированность рыбаков-океанистов на экспорт. И сравнил объемы перевалки рыбы в порту с военным 1944 годом. Сегодня предприятие работает только на треть своих мощностей, несмотря на то, что активно занимается обновлением парка большой и малой перегрузочной техники и капремонтами, вложив в развитие более полумиллиарда рублей за последние три года. Выросла и скорость обработки судов в порту, что доказала работа докеров в мойвенную путину 2018 года.

И все-таки портовики сейчас переживают не лучшие времена.

По мнению Олега Креславского, одним из вариантов решения проблемы дефицита рыбы могло бы стать создание на базе ММРП территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где будет установлен особый правовой режим предпринимательской деятельности, в частности, для незаходных судов. Ведь экономика области теряет сотни миллионов рублей из-за того, что траулеры, построенные за рубежом или прошедшие там ремонт, не могут вернуться в Россию из-за суровых требований таможенного и налогового законодательства.

Правда, не все участники делового диалога с ним согласились.

- Мурманские рыбопромышленники не заводят свои суда в Россию не потому, что они не патриоты, а потому, что они бизнесмены. А при промысле в районе Шпицбергена, скажем, проще и дешевле выгружаться в Норвегии, чем идти в Мурманск, - высказал свое мнение генеральный директор СРпС Константин Древетняк.

- Зайти-то в порт мы можем, а вот выйти на промысел - вопрос, - заметил заместитель директора Союза рыбопромышленников Севера Олег Никитин, имея в виду излишний, по мнению судовладельцев, контроль в мурманском порту со стороны государственных органов. - Портнадзор все чаще задерживает выход наших судов в море. В 2017 году было 4 случая задержания судна, а в 2018-м уже 41.

А вот прибрежники на силовиков не жалуются.

- Каждое наше судно по 30-40 раз в году заходит в родной порт и столько же раз выходит обратно в море, - парировал директор компании «Севрос» Сергей Махотин. - Может, океанистам пора обратиться к нам за подсказками?

Позже прозвучала информация по поводу предстоящих перемен в ММРП.

- Сегодня решается вопрос финансирования реконструкции 11 причалов первого грузового участка, которые находятся в ограниченно работоспособном состоянии, - сообщил заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов. - Планируется провести укрепление причального фронта с глубинами 13-15 метров, получить глубоководные причалы общей протяженностью 540 метров. В результате будет создан современный портовый терминал, ориентированный в первую очередь на рыболовную отрасль. Глубоководные причалы смогут одновременно принимать несколько крупных рыболовецких судов. Благодаря реконструкции должно увеличиться число заходов судов и перевалки рыбы в порту.

Контакты и контракты

На другой день состоялся круглый стол «Исландия и Россия. Укрепление сотрудничества в области создания эффективной рыбопромысловой отрасли: ожидаемые перспективы и реализованные достижения».

У рыбаков Исландии и России давний опыт партнерства. На этот раз из признанного мирового лидера в области услуг, связанных с рыболовством, - маленького островного государства - к нам прибыли представители нескольких компаний, которые проектируют суда, производят передовое оборудование для рыбопереработки, имеют самые качественные технологии для сохранения экологического баланса биоресурсов.

Посол Исландии в РФ Берглинд Асгейрсдоттир.

- Для нас Мурманск - это рыбный город, - сказала глава делегации - чрезвычайный и полномочный посол Исландии в России госпожа Берглинд Асгейрсдоттир. - А потому мы видим большие возможности для сотрудничества в рыбной отрасли. За последние полтора-два года произошли позитивные перемены. Несколько рыбоперерабатывающих фабрик в России оснащены исландским оборудованием, есть такие и в Мурманске. Также ваши судовладельцы заказывают проекты судов в наших проектирующих фирмах, причем речь не об одном-двух траулерах, а о большем количестве. Кроме рыболовства у нас немало точек сотрудничества: культура, спорт, образование.

Очень заметно было, что на круглом столе встретились настоящие практики и давние знакомые. Сотрудничество, начавшееся много лет назад, плодотворно развивается. Рыбаки, судостроители, рыбопереработчики постоянно обмениваются опытом, часто наведываются друг к другу в гости, учатся на различных форумах и семинарах. И на этот раз каждому участнику было что почерпнуть у коллег. К примеру, региональный менеджер по продажам в России и странам СНГ компании «Skaginn 3X» Петур Петурссон подробно осветил тему, интересовавшую всех участников: «Сходства и различия между рыбной отраслью Исландии и России». Об успехе сотрудничества с Исландией рассказал представитель компании «РК «Полярное море+» Владимир Загоровский. На вопрос - «Почему необходимо инвестировать в высокотехнологичное перерабатывающее оборудование?» - убедительно ответил в своем докладе менеджер проектов компании «Marel» Бергур Гудмундссон. Глава правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко раскрыл всевозможные аспекты взаимодействия прибрежников с компаниями Исландии.

Заинтересованный диалог наглядно показал: связи наших стран за последние годы значительно укрепляются. Это касается и торговли.

- Только за последний год товарооборот между Мурманской областью и Исландией увеличился в 2,3 раза, - напомнила региональный министр экономического развития Елена Тихонова. - И пусть абсолютная сумма на сегодня не столь велика - 3 миллиона долларов, учитывая наш внешнеторговый оборот, приближающийся к 4 миллиардам, но потенциал для роста очевиден. И новые встречи между представителями бизнеса, полагаю, внесут существенный вклад в увеличение товарооборота.