24.04.2018 / Рыбацкий вопрос

Указать рыбе путь к нашему берегу

Как это сделать, обсуждали в Коле под руководством премьер-министра

Фото: Фото с сайта gov-murman.ru

В конце прошлой недели в нашей области с рабочим визитом побывал председатель правительства России Дмитрий Медведев. После прилета он первым делом посетил рыбоперерабатывающее предприятие «Полярное море+» в Минькине (на фото), а затем провел в Коле совещание с рыбацким сообществом Мурмана о путях развития отрасли. Непосредственно перед совещанием состоялся деловой диалог Дмитрия Медведева с губернатором Мариной Ковтун.

Проблемы и решения

Их встреча началась с обсуждения хода создания Мурманского транспортного узла. Треть объема работ на этом объекте уже выполнена, а освоенные вложения составили более 15 миллиардов рублей. В рамках проекта на берегу Кольского залива в марте был заложен новый объект портовой инфраструктуры - современный экологичный угольный терминал «Лавна», рассчитанный на перевалку до 18 миллионов тонн угля в год. Заинтересованность потенциальных грузоотправителей в нем очень высока. Вопросы обеспечения всего проекта необходимой энергетической инфраструктурой сегодня успешно решаются.

- Это действительно большой проект. И очень важный как для всей страны, так и для Мурманской области и ее жителей, - оценил значимость МТУ глава кабмина.

Следующий вопрос касался образования в регионе, его доступности и качества.

- Наше образование является предметом гордости Мурманской области и постоянного внимания региональных властей, - сообщила Марина Ковтун. - Буквально на днях наши юные исследователи - школьники - привезли очередную главную награду международного молодежного форума «Шаг в будущее» - Большой научный кубок. И это уже в пятый раз. Что же касается дошкольного образования, то еще в 2016 году у нас была решена проблема очередности в детские сады для детей от 3 до 7 лет. К концу 2019 года планируется открыть три новых детских сада, в результате чего будут обеспечены местами все маленькие северяне. Нами исполнены все обязательства по повышению заработных плат учителям и педагогическим работникам.

Заинтересовала Дмитрия Медведева и эффективность мер, направленных на решение проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения. Как объяснила Марина Ковтун, для этого с 1 июля за счет регионального бюджета правительство области начнет пилотную реализацию проекта «Арктический доктор».

- У нас сегодня, по оценкам минздрава, не хватает 773 врачей, - отметила она. - Причем особый их дефицит чувствуется в крупных населенных пунктах - Мурманске, Апатитах, Североморске. Но мы эту проблему решаем. В числе мер материального стимулирования - и единоразовые выплаты, и стипендии врачам-ординаторам, и компенсация квартплаты. Сейчас надеемся на программу «Арктический доктор». Однако проекту требуется помощь федерального центра.

Дмитрий Медведев обещал рассмотреть варианты его поддержки.

- Давайте посмотрим, что можно сделать, в том числе имея в виду развитие программы «Сельский доктор» и преобразования ее в арктический формат, - предложил он.

Не мог премьер-министр обойти вниманием и еще одну актуальную тему - необходимость привести в нормативное состояние муниципальные дороги. Он сообщил, что для этого правительство РФ разрабатывает специальные меры:

- Сейчас готовятся предложения для проекта, связанного с региональными дорогами. В нем мы постараемся соединить все ресурсы - и муниципальные, и региональные, и федеральные.

Марина Ковтун предложила пересмотреть условия федеральной программы «Качественные и безопасные дороги» - с тем чтобы в ней могли участвовать города с населением менее 500 тысяч человек. Ведь именно такие расположены в Арктической зоне страны.

Квоты тем, кто готов вложиться

Сразу же после встречи с губернатором области Дмитрий Медведев провел в Коле совещание о развитии рыбоперерабатывающей промышленности, на котором были подняты самые разные темы. На него собрались руководители федерального и регионального уровней, представители заполярного рыбного бизнеса. Участники мероприятия говорили о квотах, реализации инвестиционных проектов, налоговом регулировании и кадрах.

- В Мурманской области в рыбной отрасли работают тысячи человек, и тема рыбопереработки тут, как и в соседних регионах, безусловно, актуальна, - подчеркнул глава кабмина, открывая встречу. - Каждая шестая тонна пищевой рыбной продукции в России произведена на местных предприятиях. Именно в таких прибрежных регионах и нужно развивать переработку рыбы и морепродуктов.

Премьер напомнил о таких значимых механизмах поддержки отрасли, как инвестиционные квоты и создание морских рыбных терминалов в российских портах.

- Речь идет о том, чтобы приоритет на вылов рыбы и других водных биоресурсов получали те предприятия, которые готовы инвестировать в развитие переработки и строительство новых судов, причем на отечественных верфях, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Считаю, что эта идея - правильная. Речь о переработке как на берегу, так и на рыболовецких судах нового типа. Это, безусловно, повышает качество рыбной продукции, сроки хранения, соответствует современным требованиям.

Говоря об инвестквотах, глава правительства сообщил, что предполагается провести заявительную кампанию по распределению квот на вылов краба.

- Рассчитываем, что благодаря этому у нас появятся еще и новые краболовные суда, - отметил он. - Проект постановления правительства в настоящий момент готовится Минсельхозом.

В своем выступлении губернатор Марина Ковтун отметила, что рыбная промышленность - это традиционная отрасль экономики Мурманской области, она занимает 4-е место в валовом региональном продукте и играет важную роль в социально-экономическом развитии Кольского края:

- Предприятия рыбохозяйственного комплекса обеспечили в 2017 году более 10 процентов налоговых поступлений в наш консолидированный бюджет. На долю рыбаков Мурмана приходится около 15 процентов общероссийского вылова, а также 57 процентов вылова Северного рыбохозяйственного бассейна. И, безусловно, важным звеном на пути рыбы с промысла к потребителю является ее переработка как непосредственно на судах, так и на береговых фабриках.

Мощности есть загрузка мала

Глава региона напомнила, что в советские времена был создан мощный береговой рыбоперерабатывающий комплекс. Только на Мурманском рыбокомбинате работали около 12 тысяч человек. Конечно, он был ориентирован на плановое поступление сырья от всего рыболовецкого флота Северного бассейна и поставлял продукцию по всей стране. Тогда добытчики и переработчики рыбы работали в одной связке, отрасль была неделимой.

Сейчас положение дел иное: они разделились на два независимых сегмента, и вторые очень зависят от первых. После кризисных явлений 90-х годов береговой перерабатывающий комплекс был фактически развален. Однако в начале 2000-х развитие прибрежного рыболовства стало стимулом для возрождения береговой переработки. Тогда начали создаваться небольшие производства соленой, копченой, вяленой рыбы, пресервов, консервов, ориентированные в основном на внутренний рынок региона.

Сегодня в Мурманской области переработку рыбы ведут предприятия среднего и малого бизнеса и частные предприниматели. Их более сорока. В 2017 году на их мощностях произведено более 27 тысяч тонн различной рыбопродукции. В лидерах производства - 12 рыбофабрик, ориентированных на выпуск высококачественного филе из охлажденного сырья.

- Мощности таких предприятий позволяют перерабатывать до 80 тысяч тонн трески и пикши в год, - уточнила Марина Ковтун. - Но в 2017 году их загрузка с учетом замороженного сырья не превышала в среднем 35-50 процентов. Специфика производства диктует жесткую зависимость от поставок сырья прибрежным флотом.

С точки зрения главы региона, улучшить ситуацию может введение с 2019 года повышающих коэффициентов на квоты для предприятий, осуществляющих прибрежное рыболовство. Также необходимо обязать прибрежников доставлять рыбу на родные причалы исключительно в живом либо охлажденном виде.

- Уверена, что на увеличение поставок рыбы на российский берег благоприятно повлияет и применение механизма инвестиционных квот для реализации проектов строительства новых береговых перерабатывающих мощностей, - подчеркнула Марина Ковтун.

В числе возможных мер поддержки небольших компаний, ориентированных на поставки внутри региона, губернатор назвала применяемые для сельхозпроизводителей механизмы субсидирования или льготного кредитования на модернизацию оборудования, закупки сырья и расходных материалов. Серьезно укрепить экономику небольших рыбофабрик и сдержать рост цен на конечную продукцию может отнесение этих предприятий к сельхозпроизводителям - с распространением на них режима сельхозналога и освобождения от НДС.

Как сообщила губернатор, в Северном бассейне планируется построить двенадцать новых рыбоперерабатывающих производств, причем шесть - в нашем регионе.

На чем мы теряем

Еще одну серьезную проблему обозначил в своем докладе глава Росрыболовства Илья Шестаков. Из-за сырьевой направленности рыбного экспорта упущенная выгода для российского бюджета ежегодно составляет порядка 30-40 миллиардов рублей.

Он напомнил, что значительная часть произведенной на флоте рыбопродукции идет за рубеж.

- По результатам 2017 года объем экспорта составил 2,1 миллиона тонн, - отметил Илья Шестаков. - Это на 12 процентов больше, чем в 2016-м. Однако из-за преобладания в поставках продукции с относительно низкой добавленной стоимостью цена такого экспортного товара невысока - около 2 тысяч долларов за тонну.

По мнению главы рыбацкого ведомства, радикально переломить положение дел поможет введение в строй новых промысловых судов и перерабатывающих предприятий, строящихся в рамках механизма инвестиционных квот. На первом этапе приема заявок в 2018 году было отобрано или допущено к конкурентной процедуре более 50 проектов строительства новых судов и береговых рыбофабрик. Совокупный объем заявленных инвестиций в эти проекты составил более 130 миллиардов рублей.

Особое внимание Илья Шестаков обратил на то, как важно соблюдать сроки и качество строительства.

- К 2025 году мы ожидаем существенный перелом в сложившейся сырьевой модели, - подчеркнул глава рыбацкого ведомства.

Одной из острых тем доклада Ильи Шестакова стала проблема обновления малого рыболовного флота для прибрежного промысла, основная задача которого - поставлять охлажденную рыбу на береговые предприятия рыбопереработки.

- В последние годы особенно заметно, что суда малого флота у нас устаревают. Однако применение механизма инвестиционных квот там невозможно, а потому нам необходимо предусмотреть рычаги, которые бы позволили нарастить возможности обновления флота. Мы уже обсуждали с Минпромторгом перспективы реализации программы для этого важного мероприятия. Требуемые средства для ее успешного внедрения составят порядка 500-600 миллионов рублей в год. Поскольку тех мер, которые сейчас применяются, в частности, субсидирование процентной ставки, явно недостаточно, необходимо разработать принципиально новый механизм. Возможно, речь пойдет о компенсации капитальных затрат на строительство таких судов, - заявил глава Росрыболовства.

Красной нитью через обсуждение на совещании в Коле проходила мысль о том, что в прибрежных районах страны можно и нужно развивать рыбопереработку. Условия для этого есть. В этом глава российского правительства лишний раз убедился, посетив предприятие «Полярное море+». Там осуществляется глубокая переработка рыбы, предназначенной для российского рынка. То есть то, что сегодня особенно необходимо для страны и всех нас.

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.04.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,159477,684481,317975,3181
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня