08.12.2017 / Рыбацкий вопрос

Звон колоколов затонувшего флота

Презентация новой книги писателя и моряка Виктора Георги «Севрыбхолодфлот» прошла в Мурманской областной научной библиотеке

Фото: Сергей Ещенко
Виктор Георги.

Эта книга - уже третья в цикле «Севрыба». Но кроме нее мурманские читатели на встрече с автором смогли познакомиться и с первыми его изданиями, повествующими о ведущих флотах Мурмана XX века: «Тралфлот», «Мурмансельдь - Мурманрыбпром» и двухтомником «Рыбный Мурман в кавычках и без». И все же «именинницей» на встрече стала именно новая книга - «Севрыбхолодфлот».

Что стало причиной создания на Северном рыбопромысловом бассейне нового специализированного флота? С ответа именно на этот вопрос начинает автор повествование, от которого невозможно оторваться.

Все началось во времена интенсивного освоения рыбных запасов в отдаленных районах Мирового океана в 50-60-е годы прошлого века. В своей книге Виктор Георги приводит очень показательную то ли байку, то ли быль на эту тему.

«Говорят, что когда Н. С. Хрущев в сентябре 1959 года посетил Соединенные Штаты, то американский президент Дуайт Эйзенхауэр пригласил его осмотреть Лонг-Айленд - остров южнее Нью-Йорка. Дело было ночью, и Никита Сергеевич, увидев вдалеке огромное количество огней, спросил: «Что это за город?» На что президент США ответил: «Это ваша Красная площадь - российские рыболовные суда».

Можно себе представить, какой это был объемный промысел. В те годы наши суда добывали около американских берегов до 400-500 тысяч тонн рыбы в год, причем 50-60 процентов приходилось на долю мурманских рыбаков. И конечно, чтобы не гонять огромные промысловые морозильные траулеры в отдаленные порты для сдачи рыбы, а разгружать их непосредственно в районах промысла, одновременно снабжая рыбаков топливом, пресной водой, провизией, снаряжением, был остро нужен новый специализированный приемотранспортный, рефрижераторный и перерабатывающий флот. Так на свет появился «Севрыбхолодфлот», о чем подробно, убедительно и аргументированно рассказывается в книге Виктора Георги. С ним мы встретились за несколько минут до начала презентации в областной научной библиотеке. Разговор начался необычно.

- Порой, когда приходится перетаскивать свои книги с места на место, скажем, на очередную презентацию, я отмечаю, что они становятся все тяжелее, - рассказал Виктор Сергеевич. - Вот у меня первая - «Тралфлот» - весила 980 граммов, вторая - «Мурмансельдь - Мурманрыбпром» - уже кило триста. Правда, нынешняя - «Севрыбхолодфлот» - весит один килограмм 190 граммов. Я знаю это совершенно точно, потому что очень часто рассылаю их по почте. Дело в том, что эти книги изданы очень качественно: прекрасная полиграфия, мелованная тонкая бумага, полноцвет. Но именно такая книга достойна ее героев - тех людей, о которых не я пишу, мы пишем: у каждой практически целый коллектив авторов. Я просто составитель этих книг. И намеренно не даю свою фотографию на обложке.

Если брать последнюю (скажем лучше - крайнюю) книгу «Севрыбхолодфлот», то здесь более ста имен с фотографиями и биографиями руководителей и управленцев СРХФ, капитанов плавбаз и транспортных рефрижераторов, танкеров и учебно-спасательных судов. И здесь очень помог Виктору Сергеевичу областной архив. Только два капитана в издании остались без портретов, просто не сохранилось снимков, а вот всем остальным можно взглянуть в глаза. Фотографий в книге очень много. Как живые встают перед глазами картины промысла: огромные плавбазы, которые ювелирно швартуются к крошечным судам-кошельковистам, чтобы принять рыбу, матросы на палубе, которые в условиях надвигающегося шторма все же обрабатывают улов, мужественные капитаны на ходовых мостиках, взволнованные, счастливые лица их жен и детей в моменты редких радостных встреч на родном причале...

Эта презентация в отделе краеведения областной библиотеки стала необычной - по эмоциональности, накалу страстей, активному участию в разговоре читателей. Тех, кто сам ходил по морям на судах «Севхолода», тех, кто проходил на них курсантскую практику, тех, кто возглавлял впоследствии иные флоты и рыболовецкие компании. Блестели капитанские погоны у бывших капитанов знаменитого «Севхолода», когда они брали в руки микрофон, чтобы рассказать о нелегких морских буднях, уникальных швартовках, своих незабываемых наставниках. Блестели слезы в глазах у ветеранов при воспоминаниях о тех моряках с плавбаз, ТР и танкеров, которых уже нет с нами. И горячо и ярко говорили о своих незабытых любимых и близких жены, невестки, дочери тех, кто в свое время бороздил моря и океаны по всей планете.

Не обошлось и без обид: «Маловато написано о моем знаменитом родственнике», - попеняла, к примеру, одна из пожилых мурманчанок. И хотя ей тут же возразили соседки по креслам: раскрыли книгу и пролистали страницы - вот, мол, и здесь, и тут, и еще вот здесь - и дальше с фотографиями, - читательница стояла на своем: «А нужно было бы больше!»

Ее можно понять: ведь наши ушедшие герои-родственники, участники великих дел, оставшиеся в той эпохе, в XX веке, - уникальные люди. И по отдельной книге заслуживает, пожалуй, каждый. Но как бы ни был обширен новый том, весь «Севрыбхолодфлот» с подробностями в него не втиснешь. То же самое можно сказать и о героях «Тралфлота», «Мурманрыбпрома» и будущих книг Виктора Георги, о которых также говорилось на презентации.

«Вы не рассказали о механиках, мотористах, матросах. Почему только о капитанах и руководителях?» - спросил один из ветеранов флота. Таких вопросов было немало, и все они наводили на мысль: новым книгам о флотах Северного бассейна обязательно быть. Тем более что Виктор Георги, несмотря на огромный труд по их созданию - изучение архивов, переписку с родственниками своих героев, разбросанными по всем краям света, поиски финансов на новые издания (а это тоже очень непросто), - готов продолжить начатое дело. Сейчас готовятся к печати свежие тома цикла «Севрыба» - «Мурманский траловый флот» (в трех книгах), «Севрыбпромразведка», «Архангельский тралфлот». Нашлись бы только спонсоры для их издания. Ведь это такое большое, нужное и благородное дело.

- А в целом серия «Капитаны рыбного хозяйства СССР» повествует о предприятиях бывших ВРПО - «Севрыба», «Дальрыба», «Запрыба» и «Азчеррыба», - уточнил на презентации Виктор Георги. - Авторы книг этой серии ставят своей целью назвать поименно тех, кто своим трудом в море и на берегу укреплял могущество нашей родины.

Мне удалось перед презентацией прочесть книгу о «Севхолоде». Перелистывала страницы с особым чувством, потому что в свое время мне повезло: уходила в далекие шестимесячные рейсы на судах СРХФ в качестве члена экипажа. Причем ходила я на транспортах, названных именами славных капитанов «Севхолода». Добрыми улыбками с больших портретов в кают-компаниях, где я работала, встречали меня капитаны Станислав Сергеевич Лазарев и Александр Иванович Чурилов на судах «Капитан Лазарев» и «Капитан Чурилов». И они не были просто людьми с портретов: их хорошо помнили члены экипажа.

Такие же чувства, судя по горячему разговору гостей презентации, испытывали практически все, кто пришел сюда. И это понятно, ведь на их глазах в январе 1965 года рождался новый флот, а затем в течение многих лет становился на ноги, мужал, пока не превратился в мощное подразделение «Севрыбы».

1 января 2018 года «Севрыбхолодфлоту» могло бы исполниться 53 года. Не сбылось. Его история закончилась в конце 2004-го. Не дотянул до сорокалетнего юбилея совсем немного. Почему?

В книге делается попытка проанализировать и понять причины упадка и гибели флота в постперестроечные годы. Кстати, ее финальные главы читаются, как захватывающий детектив. Они посвящены трагической и непростой судьбе последнего генерального директора СРХФ Альберта Леванова, осужденного, отбывшего срок в заключении и намеревавшегося после выхода по условно-досрочному освобождению написать свою новую книгу (фрагменты из первой используются в повествовании Виктора Георги. - Авт.). Но он не успел этого сделать - внезапно умер в родном Тейкове, маленьком городке Ивановской области. Потрясающий очерк «Реквием по флоту», во многом объясняющий, почему столь мощный флот прекратил свое существование, написал известный мурманский писатель, профессиональный моряк, знающий «Севхолод» изнутри, - Борис Блинов. Этот очерк вошел в книгу и читается со щемящим чувством правды и узнаваемости. На презентации Борис Николаевич сказал, что для него появление книги «Севрыбхолодфлот» - это радость со слезами на глазах. И это так понятно!

Первыми прочтут книгу ее герои - моряки.

А у меня «Севхолод» ассоциируется с древним затонувшим градом Китежем. Есть поверье, что только истинно верующий православный достоин услышать звон колоколов церквей этого мифического города. Так вот, «перезвон колоколов» «затонувшего» «Севхолода» сможет услышать теперь каждый мурманчанин, если он возьмет в руки новую книгу Виктора Георги.

Капитаны С. С. Лазарев, В. С. Кузьмин, А. И. Чурилов (именами которых были названы корабли «Севхолода»), Н. А. Гаврилов, А. П. Болычев, В. Н. Бибиков; руководители «Севхолода» в разные годы - Г. М. Бородулин, М. И. Каргин, В. П. Журавлев, В. Ф. Корельский, А. Ф. Леванов. Эти имена до сих пор на слуху у многих мурманчан, особенно старшего поколения. Кстати, рецензентами книги «Севрыбхолодфлот» стали бывший руководитель флота, а впослед-ствии гендиректор АРП «Севрыба» и председатель Госкомитета РФ по рыболовству Владимир Корельский и главный капитан «Севрыбхолодфлота» в 80-е годы Юрий Виденеев.

После своеобразной премьеры-презентации книга «Севрыбхолодфлот» поступит в магазины Мурманска. Есть уверенность - своего читателя она обязательно найдет.

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.12.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Экзотика и классика
Гороскоп на сегодня