15.03.2018 / История родного края

Отомстил за Сафонова

Летчик Евгений Качевский сбил «Юнкерс», ставший виновником гибели легендарного аса

Фото: Автор выражает благодарность за предоставленные фотографии Альберту Ничипоруку
Фотоснимок сделан немцами. Разбитая «Аэрокобра» Качевского в районе аэродрома Луостари.
Благодаря недавно рассекреченным архивным трофейным документам  Центрального архива Минобороны стали известны обстоятельства гибели североморского аса, дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника Бориса Сафонова (читайте в «МВ» № 79, 80 и 81). Там же упоминается летчик Евгений Качевский, отомстивший за гибель североморского аса. В минувшем феврале исполнилось 95 лет со дня его рождения.
На перехват!
18 мая 1943 года был обычным весенним днем, не особо отличавшимся от других будничных дней военный поры. Ночью шел дождь, но и с наступлением дня небо по-прежнему оставалось затянутым облаками. Основные ударные силы ВВС Северного флота в этот день бездействовали, лишь отдельные экипажи разведывательных самолетов в течение суток поднимались в воздух, да парами истребители «Харрикейн» вылетали на патрулирование над главной базой СФ и собственными аэродромами. 
Ближе к обеду от береговых постов наблюдения поступило сообщение, что в районе острова Кильдин появился немецкий воздушный разведчик - двухмоторный  «Юнкерс-88». Немедленно на его перехват в воздух поднялась дежурная пара «Аэрокобр» 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка имени Бориса Сафонова. Ведущим был опытный летчик гвардии младший лейтенант Павел Климов, к этому времени на его личном счету уже числилось десять сбитых вражеских самолетов. В начале мая командование СФ представило его к званию Героя Советского Союза. Ведомым у Климова в этом вылете был молодой двадцатилетний летчик - гвардии старшина Евгений Качевский. 
Севернее острова Кильдин гвардейцы обнаружили вражеский самолет-разведчик и, маскируясь за облаками, пошли на перехват. К сожалению, не удалось найти подробного описания того воздушного боя. Но известно, что немецкий разведчик, перейдя на бреющий полет и прижимаясь к поверхности воды, пытался оторваться от преследователей. Но после атаки Евгения Качевского «Юнкерс» рухнул и сразу же скрылся в темной морской воде. Никто из членов экипажа не спасся. 
Это была первая воздушная победа Качевского. Командование представило его к ордену Красной Звезды. Эх, знали бы в штабе ВВС СФ, кого сбил молодой летчик, думаю, награда могла быть и повесомей.
В наши дни благодаря оперативным ежедневным сводкам и спискам безвозвратных потерь 5-го Воздушного флота люфтваффе стали известны фамилии немецких летчиков сбитого «Юнкерса-88» из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки. Командир экипажа, он же штурман самолета - лейтенант Йохим Лёбель, пилот - унтер-офицер Лудольф Шмитц, воздушный стрелок-радист - унтер-офицер Вильгельм Петерсен и воздушный стрелок - унтер-офицер Франц Нойбауер. Именно эти люди 30 мая 1942 года сбили истребитель «Киттихаук» Бориса Сафонова.
Правда, замечу, тогда командиром экипажа немецкого разведчика был обер-лейтенант доктор Хельмут Шубринг. Но он погиб раньше - в январе 43-го во время боевого вылета в район Мурманска на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, за штурвалом которого находился фельдфебель Шмитц. Шубринг умер от недостатка кислорода - во время полета на большой высоте отсоединилась трубка его кислородной маски. 
Рецепт победы - мужество и отвага
К моменту первой победы гвардии старшина Качевский совершил 52 боевых вылета, участвовал в шести воздушных боях. В наградном листе за сбитый разведчик, подписанном 25 мая 1943 года исполняющим обязанности командира 2-го ГКАП гвардии майором Маратом Семенихиным, читаем:
«В воздушных боях принимает правильные решения, смело идет в атаку с противником и хорошо прикрывает своего ведущего. Тов. Качевский, прикрывая своего командира звена гв. лейтенанта Климова, обеспечил ему ряд воздушных побед. Под прикрытием товарища Качевского гв. лейтенант Климов сбил четыре самолета противника. <…> Храбрость, хладнокровие и выдержка, мужество и отвага, проявленные в бою, - вот черты летчика тов.Качевского».
Евгений Качевский до Дня Победы не дожил. Удивительно, но его судьба очень схожа с судьбой знаменитого североморского аса Бориса Сафонова. Евгений родился в селе Редькино под Рязанью. Как и Сафонов, по окончании школы учился в железнодорожном ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов в депо станции Рязань-1 и одновременно посещал местный аэроклуб. В 1940 году поступил в Батайскую военную школу летчиков имени Серова. В его выпускной аттестации отмечено: «Техника пилотирования отличная, летает смело, уверенно. Воздушная стрельба - отлично. Летает на самолетах: У-2, Ут-2, УТИ-4, И-16, Як-7 и ЛаГГ-3». 
12 апреля 1944 года гвардии младший лейтенант Качевский не вернулся с боевого задания. Утром этого дня воздушной разведкой было обнаружено прибытие семи транспортных самолетов «Юнкерс-52» на аэродром Луостари, где базировались основные истребительные силы люфтваффе за полярным кругом.
Командованием ВВС Северного флота было решено нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому. В воздух поднялись четыре штурмовика «Ил-2» 46-го ШАП под командованием капитана Демьяна Осыка в сопровождении четырнадцати истребителей. 
Несмотря на сильное противодействие и зенитной артиллерии, и  истребителей противника, штурмовикам удалось нанести удар по вражескому аэродрому. По докладам экипажей там было уничтожено два транспортных «Юнкерса», а в воздушном бою сбито пять «Мессершмиттов-109». Наши вернулись на базу без потерь. 
Пройти сквозь огонь
Через несколько часов по решению командования в воздух поднялась вторая штурмовая группа в составе двух «Ил-2» в сопровождении семи истребителей с целью «закрепления успеха и фотофиксирования результатов налета». Истребители сопровождения были выделены из 20-го ИАП и 2-го ГКАП под командованием опытных летчиков-истребителей капитана Алексея Тарасова и гвардии старшего лейтенанта Николая Диденко. Евгений Качевский находился в составе звена Диденко.
Надо прямо сказать, все, кто находился на аэродроме, понимали, что многих летчиков из этой группы они видят в последний раз. Выполнить боевую задачу столь малочисленными силами было очень сложно, так как вся система противовоздушной обороны аэродрома Луостари после предыдущего налета находилась в наивысшей степени боевой готовности, застать противника врасплох не получится, а значит, потерь не избежать.
Так и вышло: штурмовая группа в районе цели была встречена яростным зенитным огнем, а над аэродромом уже барражировали «мессершмитты». Зенитки сразу же сбили один штурмовик, второй получил сильные повреждения. После этого группу атаковали «мессеры», они добили по-врежденный «Илюшин» и сбили еще два наших истребителя. Среди них был и самолет Евгения Качевского - его машина упала и разбилась вместе с летчиком недалеко от вражеского аэродрома.
 Второму летчику из 20-го ИАП - лейтенанту Николаю Турганову - удалось провести вынужденную посадку, после чего немцы взяли его в плен (выжил, после войны вернулся домой). Из сбитых «илов» через несколько суток вернулся лишь один экипаж - в составе лейтенанта С. В. Васильева и сержанта А. М. Мельника, второй - младший лейтенант Г. С. Варгин и сержант В. И. Саяпин - погиб.
Так закончился боевой и жизненный путь Евгения Качевского - летчика-сафоновца, который  отомстил за смерть легендарного командира своего полка. Узнать об этом ему и его товарищам было не суждено.

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.03.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня