«Лев Яшин. Вратарь моей мечты» - так будет называться фильм о самом известном советском футболисте. Вратарь московского «Динамо» и сборной СССР брал пенальти и вытаскивал мячи из девятки. Он точно стоил половины команды, а может, и больше, чем половины. Черная Пантера, Черный Паук и даже Черный Осьминог - такими прозвищами награждали Льва Яшина иностранные комментаторы за гибкость, молниеносное перемещение и гениальное видение поля. Он был хозяином в своей штрафной, неизменно в черном свитере с буквой «Д» на груди.

Режиссер - Василий Чигинский, на счету которого фильмы «Первый после Бога», «Москва, я люблю тебя» и другие. В главных ролях молодые актеры Александр Фокин и Юлия Хлынина. В фильме также снимаются маститые Алексей Гуськов, Виталий Хаев, Алексей Кравченко, Евгений Дятлов, Ян Цапник, Андрей Леонов, Александр Самойленко и многие другие.

Возрождение легенды

Фильм о Льве Яшине долго висел в планах у кинематографистов. Для начала съемок необходимо было получить разрешение у родных и вдовы легендарного футболиста Валентины Яшиной (спортсмена не стало после продолжительной болезни в марте 1990 года).

- У нас были все договоренности с семьей, - рассказал нам продюсер фильма Олег Капанец. - Валентина Тимофеевна дала добро. Она участвовала в процессе написания сценария, вычитывала его. Она принципиальна во многих вопросах. Но мы договорились, что в картине будет и художественный домысел, не все может быть так, как было в жизни, но это не должно противоречить характеру Льва Ивановича…

В фильм вошли все ключевые события в жизни вратаря: от детства до прощального матча. Каждое такое событие сформировало именно того Яшина, которого знает весь мир. Который еще при жизни стал легендой…

Кастинг на главные роли (а в центре сюжета не только Лев Яшин, но и его супруга) шел несколько месяцев.

- На роль Льва Ивановича у нас попробовались звезды российского кино первой величины: и Евгений Цыганов, и Игорь Петренко, и Григорий Добрыгин, и многие другие, - продолжает продюсер фильма. - Все они показали себя блестяще, но в данном случае для нас оказались принципиальными физические параметры. Лев Яшин был высокий и при этом невероятно гибкий, быстрый и прыгучий, и если актер не обладает в полной мере всеми этими качествами, то он не сможет убедительно сыграть футбольного вратаря. В итоге после длительного кастинга мы остановились на молодом артисте Александре Фокине.

Причем портретное сходство для создателей картины оказалось не принципиальным - важнее было совпадение внутренней энергетики.

- Когда говорят «Лев Яшин», то мы его представляем бойцом, смелым, дерзким на поле, - рассказывает режиссер Василий Чигинский. - А какой он вне поля - по большому счету мало кто знал, кроме близких. Когда мы общались с Валентиной Тимофеевной, выяснилось, что он в жизни был человек очень скромный, тихий, интеллигентный. И нам важно суметь показать вот это сочетание двух противоположностей человека: когда он мог на поле быть настоящим львом, мог порвать любого, а в доме совершенно иной - добрый и любящий.

Что касается исполнительницы роли самой Валентины Яшиной, тот тут было легче. Валентина Тимофеевна просто сказала: «Пусть будет курносенькая». Так на роль утвердили Юлию Хлынину.

Дотянуться до звезды

Для Александра Фокина, исполнителя роли Льва Яшина, эти съемки стали знаковыми. В качестве главного консультанта был приглашен внук знаменитого вратаря - профессиональный голкипер Василий Фролов. Он же и тренировал исполнителя главной роли, и выступил его дублером во время особенно динамичных, сложнопостановочных спортивных сцен.

- Я чувствую большую ответственность за свою роль - ведь я играю легендарную личность, великого футболиста, звезду нашего футбола, - признался нам Александр Фокин. - Я смотрел документальные ленты про него, его интервью, где он уже в возрасте, где он рассуждал о каких-то вещах, и пытался уловить, как он думал, обращал внимание на его жесты, особенно на то, как движутся у него руки. Насколько я в итоге стал Львом Ивановичем? Не знаю. У меня не было задачи стать им, но была задача показать достоверно, как он стоял в воротах, снять с него и кальку физических движений, и показать его душевные качества.

В кадре Александр Фокин и Юлия Хлынина.

На съемках выплыла одна небольшая проблема.

- Мы с Василием Фроловым старались сделать так, чтобы техника игры была похожей, - продолжает Фокин. - Но поскольку я левша, возник вопрос: что с этим делать? Если я выношу мяч с правой ноги, то это так некрасиво, неуклюже получается! В итоге я бью левой. Было принято вот какое решение: лучше сделать элемент левой ногой, но красиво, чем правой, но кое-как.

Цветы в любое время года

Если Александру Фокину, чтобы создать достоверный экранный образ своего героя, пришлось изучать архивные материалы, то у Юлии Хлыниной была возможность личной встречи со своим персонажем.

- Мне повезло встретиться с Валентиной Тимофеевной, и не раз, - рассказала актриса. - Нам удалось наладить контакт, и в итоге она меня одобрила на эту роль. Наши встречи были очень аккуратными и немногословными, но содержательными. Я вникала в детали, нюансы бытовой жизни, семейные отношения. Например, Валентина Тимофеевна рассказала мне, что Яшин никогда не возвращался домой без цветов. Где бы она его ни встречала - в аэропорту ли, дома ли - он всегда дарил ей букет. Осенью ли, зимой ли, - он всегда умудрялся найти цветы для нее, что в те годы было порой невозможно! А еще он всегда возвращался из поездок с огромной сумкой, полной подарков для семьи и друзей. Это удивительная картина для меня, потому что тут есть соединение художественного вымысла с реальным человеком. Я родилась в 90-е годы и мало знаю о советском времени, но у меня бабушка по духу, по темпераменту похожа на Валентину Тимофеевну. Я старалась использовать в фильме какие-то их общие черты.

Роль тренера и наставника Льва Яшина Михаила Якушина играет Алексей Гуськов. Родителей Яшина на экране воплотят Наталья Суркова и Валерий Афанасьев. Роль другого знаменитого вратаря, Алексея Хомича, исполняет Алексей Кравченко. Андрею Леонову досталась роль знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова. А вот Ян Цапник перевоплотился в «безымянного» журналиста, который имел неосторожность после одного из матчей на чемпионате мира в Чили написать статью, которая чуть не перечеркнула всю жизнь вратаря.

- Я не знаю, был ли на самом деле реальный прототип у моего героя, - говорит нам Ян Цапник. - Наверное, был. Ведь разгромная статья о Льве Яшине вышла, и кто-то ее написал. Персонаж этот не самый приятный, но я люблю любых своих героев и всегда стараюсь их оправдать… Вот и в этом случае я думаю, что выбора у него в то время и не было: либо пиши, что говорят, либо ищи другую работу...

Двор, где он жил…

Создатели фильма утверждают, что им было важно правильно показать эпоху второй половины XX века. Здесь уже нужна была документальная точность, художественный вымысел не уместен. Нужно было учесть и отыскать (или воспроизвести заново) много знаковых мелочей - от спичек и папирос до всяких мелких штучек в интерьерах. Скрупулезную работу по воссозданию атмосферы того времени проделала целая группа художников, были найдены даже подлинные афиши и билеты на матчи того времени.

- У нас в картине охвачен период продолжительностью почти в полвека, - говорит режиссер. - За это время несколько раз менялись форма, бутсы, мячи, обстановка вокруг... Мы столкнулись с тем, что уже нет таких стадионов, какие были раньше. Приходилось снимать на разных площадках, и потом с помощью компьютерной графики все это «достраивать» вручную. Но порой нам все же удавалось находить какие-то сохранившиеся вещи или нетронутые временем места - например, двор дома, где жил Лев Яшин...

Конечно, футбола в фильме будет очень много. Артистам, которые были заняты в сценах матчей, приходилось в течение нескольких месяцев тренироваться по три раза в неделю.

- Было много нюансов, которые связаны с историей футбола, - рассказывает нам режиссер. - Мы вместе с внуком Льва Яшина изучали правила футбола, которые действовали в то время. Например, не было желтых карточек, можно было нападать на вратаря, владеющего мячом, что делало футбол тогда более контактным и более опасным.

Актеры на съемках признались, что им сложно было носить советские бутсы. В каждый такой ботинок было вкручено по шесть железных шипов. Во время общих планов актеры их выкручивали и носили в кармане - до того момента, пока не появится необходимость ввернуть их обратно…

Съемки фильма проходили не только в Москве, но и в Крыму, а также в Болгарии. Именно в этой стране была снята часть того самого злополучного матча в Чили…