В основе сценария фильма «Обитель» - одноименный роман Захара Прилепина, известного принципиальным отношением к правде жизни. Лагерь для заключенных на Соловецких островах показан глазами простого парня Артема Горяинова, который попал туда за убийство отца. Страстное желание выжить любой ценой заставляет его идти на сделки с совестью, что поначалу его не слишком беспокоит. Но постепенно, общаясь с людьми, которые остались верными себе даже в нечеловеческих условиях, он начинает переосмысливать свое существование. Слишком большой ценой Артему будет дано прозрение…

Известный режиссер Александр Велединский когда-то сам предложил Захару Прилепину написать небольшой рассказ о соловецких лагерях, чтобы потом сделать из него сценарий. Рассказ у писателя не получился - получился роман. И вот литературное произведение превращается в кинематографическое...

«У нас июль!»

Сцена, в которой вновь прибывших заключенных высаживают с корабля на Соловки, снимается под Санкт-Петербургом в городке Ломоносове, на очень интересной улице - Угольной. Она продолжается дорогой, которая уходит прямо в Финский залив. Дорога, а по сторонам - вода.

С утра по-питерски промозгло и ветрено. Ветер срывает кепки и капюшоны тех, кто «вырядился» по-пижонски. Но таких мало. Потому что тут в основном опытные киношники: в теплых непромокаемых куртках, шапках и почти что валенках - утепленной обуви. Но и «утепленные» люди время от времени бегут к столу, где можно заварить чай или кофе. И только режиссер Александр Велединский без шапки, в куртке нараспашку. В специальной палатке установлен монитор, через который он следит за происходящим на съемочной площадке, расположенной метрах в тридцати. Но палатка защищает от непогоды не режиссера, а технику. Время от времени Александр Алексеевич идет на «корабль», где выстроились артисты массовки, чтобы дать указания по работе в очередном кадре.

- Ребятушки, у нас по фильму июль на дворе, не мерзнем! - обращается он к артистам, которые, конечно же, порядком продрогли.

«Белые» и «блатные»

Колонна «свежих» зэка - мужчины разного возраста, одетые «по моде» 20-х годов прошлого века. А так как в лагеря попадали и бывшие белые офицеры, и деревенские дебоширы, и городские блатные, то и одежда у всех «разносословная». И хотя это всего лишь массовка - актеры, многие из которых на несколько секунд появятся на экранах, - насколько же они колоритны и выразительны!

- Не боитесь, что на таком холоде артисты заболеют?

- Мы бережем их: на всех термобелье, свитера, - отвечает бригадир по массовке Антон Сбитенков. - Мы заранее предупреждаем об условиях работы. И если, не дай бог, пойдет дождь - есть два больших автобуса, где все смогут укрыться. И чай горячий всегда рядом - так что все у нас хорошо!

Как будто услышав наш разговор, Александр Велединский дает команду утеплить тех, кто замерз, пока идет перестановка декораций. На площадку тут же приносят самую разную теплую одежду. И на плечах некоторых зека видим куртки… фельдшеров скорой помощи. Уж очень они теплые!

Спасибо бабушкам

Пока шла репетиция прохода заключенных с корабля на остров, поговорили с художником по костюмам Владимиром Купцовым, которому в этом проекте есть где развернуться.

- Владимир, почти у каждого артиста массовки в руках чемодан явно столетнего возраста и очень уж старые холщовые мешки. Откуда этот реквизит?

- Что-то взяли в аренду на «Ленфильме», что-то покупали на блошиных рынках, в антикварках. Есть здесь и новые вещи, но вы их не опознаете, потому что предварительно они фактурятся, то есть состариваются.

- На всех артистах очень колоритные одежды. И фасон, и ткань - явно еще тех времен. Это все тоже с блошиных рынков?

- Нет. Есть что-то и из прокатных костюмов, но меньшая часть. Нам был нужен очень большой гардероб, поэтому большинство костюмов шили из современных тканей, а потом уже фактурили их... Ткани покупали на фабрике в Белоруссии. Они похожи на те, что производили в СССР, по фактуре, рисунку. Для нас это находка.

- А с чего вообще начинается работа художника по костюмам?

- Как и у всех - со сценария, сбора кинематографического материала. Ищем картинки, фотографии нужной эпохи. В те годы люди находились в тюрьме в своей одежде, в которой их доставили и какую они могли взять с собой. Сегодня как раз снимаем сцену доставки осужденных на Соловки. При этом режиссер просил с самого начала, чтобы это было максимально фактурно. Поэтому использовали весь спектр тканей - и вязаных, шерстяных, и гладких. Весь трикотаж на актерах - это ручная работа, бабушки вязали на заказ.

«С Есениным на дружеской ноге»

Одну из центральных ролей - поэта Афанасьева, оказавшегося за решеткой, играет питерский актер Яков Шамшин. Он сыграл уже в двух фильмах Велединского - «Ладога» и «В Кейптаунском порту», где и получил приглашение от режиссера на пробы в «Обитель».

- Роман Прилепина я прочел заранее, - рассказывает Яков. - И сценарий мне даже больше понравился, если честно. О новом фильме с Александром Алексеевичем мы говорили еще на съемках «В Кейптаунском порту». Говорили сразу конкретно про Афанаса. И хотя потом пробовалось на роль много артистов, в итоге режиссер вернулся ко мне.

Сергей Безруков играет начальника тюрьмы по фамилии Эйхманис.

- Чем вам нравится ваш герой?

- Всем!

- А чем не нравится?

- Подлостью натуры, наверно, но тут тоже не все так просто. Артист же - адвокат своей роли… Поэтому я, скорее, расскажу о нем много хорошего, чем плохого.

- Расскажите тогда хорошее.

- Как мы с Александром Алексеевичем определили, Афанас - это человек без центра тяжести. И живет по наитию. Ветром его носит по жизни, и в итоге вот на Соловки занесло. Он поэт, поэт плохой, но при этом уверен, что гениальный - где-то даже на уровне Сергея Есенина. Который, кстати, его кумир. Он, возможно, даже где-то выпивал с ним в кабаке. Ну, как выпивал... Где-то сидел Есенин, а Афанас рядом находился. И так он может со всеми «рядом находиться» - и с бандитами, и с богемой… Очень пластичный человек сам по себе. Но по-настоящему он не может ни с кем.

- Вы бы пошли с ним в разведку?

- С Афанасом?! Никогда!

Искупление Артема Горяинова

Жизнь в Соловках показана глазами главного героя - Артема Горяинова. Его играет молодой, но уже зарекомендовавший себя в профессии актер Евгений Ткачук. Кстати, во «В Кейптаунском порту» он сыграл главную роль и приглашение на новый проект получил там же, как и Яков Шамшин. Задача его героя - выжить. И он решает ее всеми доступными на тот момент и в том месте способами, поначалу меньше всего думая о нравственной стороне поступков.

В перерыве съемок артист нашел несколько минут, чтобы рассказать о своем герое.

- Евгений, для вас эта история про что?

- Про поиск смысла жизни.

- Прониклись ужасом лагеря на Соловках?

- В процессе…

- Какие есть сложности в работе, кроме того, что на площадке очень холодно?

- Голода нет, слава богу... но в кадре его приходится играть. Мой герой, как и все на Соловках, недоедает. Но к любым сложностям я отношусь как к «есть что играть». Поэтому всегда только в плюсе.

- Текста много приходится учить?

- Нет. Мы определи с Александром Велединским, что это больше персонаж созерцательный. Артем слушает, воспринимает и пытается внутри себя построить логические связи с миром, который на его глазах уничтожает все человеческое.

- Самые тяжелые сцены?

- Отправная точка - это исходное событие, убийство отца. Самым сложным было понять, что это такое вообще. И весь фильм - это именно осознание того, что лежит в основе того страшного поступка. Ведь из-за него разрушается целая семья. И это не может не повлиять на его потомков, которые будут жить через двадцать, пятьдесят, да хоть и через сто лет. Поэтому надо понимать, как мы ведем себя сейчас, думать о том, что будет с нашими детьми позже, когда нас не будет.

- Если бы вы были адвокатом своего героя, на чем бы построили защиту?

- Тут вся философия строится на том, что Артему не нужен адвокат. Он понимает, что был не прав, знает свои грехи, нетерпимость и знает, за что принимает муку. Готов нести наказание. Другое дело - он не готов умирать. Но в этом лагере все не для того, чтобы человек осознал вину, а чтобы уничтожить в нем человеческое, превратить в безвольное существо, которое готово на все, чтобы выжить. И в итоге Артем приходит к тому, что лучше смерть, чем такая жизнь. И это осознанный выбор. И путь «прочь от Бога», как оказалось, приводит его к пониманию Бога - через приятие своей смерти. Но это все сложно объяснить, а чтобы понять, нужно прочитать роман «Обитель». И посмотреть наш фильм.

- У вашего героя роман с любовницей начальника тюрьмы Галиной, которую играет Александра Ребенок. Эти сцены уже сняты?

- Да, любовные сцены уже были. И будут. С этим все прекрасно! Чувство к женщине - это единственная радость моего героя в богом забытом месте. Чтобы зрители тоже хоть чуть-чуть отдыхали, а не только переживали и плакали. Эмоционально это будет очень сложная картина…