26.02.2011 / Увлечения

Вместо штампа в паспорте - головной убор. В былые времена статус женщины определяли по ее наряду

Фото: Ещенко С. П.
Наталья Литвиненко-Орлова и Нина Афанасьева.

В одной из аудиторий Мурманской областной научной библиотеки вовсю шла подготовка к встрече гостей. На экране большого плоского телевизора, расположенного на стене, мелькали слайды девушек в ярких венках и нарядах. На столе около входа - пузатые сверкающие самовары, так и зазывающие отведать чайку. Перед импровизированной сценой - стулья в несколько рядов, на самых первых перешептывались и тихонько репетировали песни школьники в ярких украинских национальных костюмах. Гости, которые уже начали собираться, рассматривали книги о культуре некогда советских народов, разложенные на столах рядом со сценой. Тут же красовались головные уборы и украшения обитателей стран ближнего зарубежья.

Так в библиотеке начался первый литературно-музыкальный вечер из цикла «Венец красоты», посвященный женским национальным головным уборам.

Открыла его одна из самых известных представительниц саамского народа Нина Афанасьева, которая показала гостям целый альбом с изображениями лопарских костюмов и прочла стихотворение «Страна суровая, скалистая…».

- Саамы - один из древнейших народов Кольского края, - сказала Нина Елисеевна. - Мы все, как видите по мне, маленького роста. Природа нас немножко «придавила». Наши жилища, такие как куваксы и тупы, имеющие высоту не более 1,5 метра, наложили отпечаток на физическое развитие саамов в целом. Но как бы ни был мал или велик народ, у него есть своя культура. К примеру, как и у многих, у нас статус саамской женщины определяется по ее головному убору. Девочка-подросток носила на голове повязку или ленточку с узорами из бисера и жемчуга. Когда подходила пора для сватовства, где-то в пятнадцать лет, то девушка надевала специальную повязочку-перевеск с прикрепленной к ней сзади жемчужной нитью, в которую невесте вдевали косу. Это означало, что на танцах и в гостях с ней можно заигрывать. После того как родители выбрали жениха для дочери, ей на шею завязывали шелковый платок, символизирующий, что она скоро станет замужней женщиной. В день свадьбы подружки снимали с головы невесты перевеск, плели две косы, которые укладывали на голове «кренделем», и одевали шамшуру - головной убор женщины. Этот убор означал, что с ней нельзя ни заигрывать, ни разговаривать. Но вдова не носила шамшуру, так как могла еще выйти замуж, а надевала специальную «вдовью» шапочку.

Знакомство с национальными обычаями продолжила председатель правления общественной организации «Национально-культурная автономия украинцев Мурманской области» Наталья Литвиненко-Орлова.

- В разных районах Украины головные уборы разнообразны по конструкции, - начала свой рассказ Наталья Георгиевна. - Но объединяет их одно - волосы не должны быть распущены или растрепаны. Маленькая девочка носит венок, который делает сама, яркую ленточку или вплетает в косу шерстяные разноцветные нити. Венок у украинского народа - символ нескончаемости жизни, всего их около 77 видов - свадебные, праздничные и обрядовые. Он мог быть из живых и искусственных цветов, из шерстяных шариков-кулек, из перьев. Но живые цветы чаще относились к обрядовым венкам, надевавшимся на праздники Спаса, Троицы, Ивана Купалы. Например, обжинковый венок собирался из колосьев, которые оставались на скошенном поле. Хозяйка берегла такой убор целый год, чтобы семена, сохранившиеся в колосьях, засеять с новым урожаем. Вообще, любой венок, сплетенный на праздники, состоял из множества растений и имел лечебную силу. Он хранился возле образов, и траву из него добавляли в пищу и питье больным людям. Кстати, цветы в украинском уборе тоже что-либо означали. Например, ромашки - девичья чистота, васильки - добрые, веселые друзья, калина - любовь, а мак носился в честь тех, кто погиб за Украину в годы войн. Но к свадьбе девушки снимали венок и надевали платок - хустку, или очипок, который сверху покрывали намиткой. Надо знать, что волосы у замужних женщин обязательно убирались под головные уборы, но девочки и девушки могли показывать свои косы.

Для наглядности зрителям представили слайд-шоу с национальными украинскими нарядами и украшениями. Оказывается, их делали из кораллов, а также из ягод - рябины, калины и шиповника. Обычно бусы были красного цвета, но в Великий пост и при трауре носили прозрачные или черные.

Вечер завершала представитель Чувашской национальной культурной автономии города Мурманска Раиса Садакова с рассказом о главном атрибуте национального костюма.

- Чуваши - очень мирный народ, - поведала Раиса Степановна. - Поэтому орнаментами на подолах платьев, рубашек, на полотенцах и фартуках и даже на гербе Чувашской Республики являются птицы как символ мира. В наших краях никогда не было войн. Даже татаро-монголы останавливались перед чувашскими лесами. Во-первых, они были непроходимые, а во-вторых, их защищали женщины, которые были не только искусными вышивальщицами, но и прекрасными стрелками. Они намазывали наконечники стрел ядом, который мучительно убивал врагов. Наверное, с тех времен и появился женский национальный головной убор - хушпу, который издалека похож на латы из-за нашитых на него монет тяньга или серебра. Девушки до замужества носили тухью - ободок, на который нашивали бусы или монеты. А женщины надевали хушпу с сорбаном - платком, закрывающим шею. Интересно, что замужняя чувашка заплетала две косы и носила три ряда бус, а девушка плела одну косу и носила одни бусы. Еще важно было, что пояс женщины завязывали слева, а девушки сзади. Но в любом случае чувашки заплетали косы, потому что с распущенными и неухоженными волосами ходили только распущенные женщины. Кстати, вдовы тоже могли выйти замуж повторно, они носили два ряда бус и пояс справа.

- Что же касается свадьбы, - продолжала Раиса Садакова, - то девушка из богатой семьи должна была выйти замуж только за богатого, а бедная за бедного. Родителям жениха невеста вышивала полотенца, на которых изображались птицы, означавшие мир, счастье и любовь в новом доме.

Фото: Ещенко С. П.
Наталья Литвиненко-Орлова и Нина Афанасьева.
Наталья РОМАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.02.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня