21.04.2011 / Увлечения

Юго-западный ветер не меняет направления

Фото: Блинов Владимир
Таиланд.

Что человеку нужно?

Природу восточного экономического чуда, называют ли его Китайским прорывом, ракетным взлетом Южной Кореи или как-то еще, я ощутил в железнодорожном экспрессе, следовавшем из аэропорта Шереметьево на Белорусский вокзал Москвы.

Ввалившись в вагон, разгоряченные под тяжестью чемоданов и сумок с тайскими сувенирами и подарками близким, мы жаждали простой воды больше, чем на раскаленном пляже курортной Патайи. Столичный коробейник возник в вагоне, словно спаситель. Нашлась полулитровая пластиковая бутылочка с обыкновенной негазированной водой, но при расчете полыхавший в нас восточный жар сменился холодком по спине. Узнали цену - 80 рублей, и захотелось назад, в столичный Бангкок, где та же самая бутылочка стоит в десять раз дешевле. Умом делаю поправку на ресторанную наценку, но сердцем понимаю: здесь расчет куда глубже - на нашу безвыходность в положении пассажиров.

Вспомнилось посещение суперсовременного шестиэтажного торгового центра в Патайе на берегу Сиамского залива Южно-Китайского моря. Вдосталь набродившись по этим этажам с сияющими витринами, мы сильно обрадовались обнаруженному в подземном этаже залу с непривычным названием «Парк еды». Быстро разобрались, что это аналог нашего общепита - столовой самообслуживания. Впрочем, на этом сходство и заканчивалось.

Прежде чем пройти к стойкам раздачи, авансом заплатили сумму, на которую можно было приобрести блюда, и получили пластиковые карточки со штрихкодом. Дальше - проще: незнание иностранных языков тайцы компенсируют наглядным общением, предлагая на витрине или по картинкам выбирать желаемое. Выбираешь первое и тут же идешь от одной круглой стойки к другой, рассматривая и выбирая что-то на второе, на десерт с учетом указанной цены. Как в магазине, с той разницей, что на твою пластиковую карточку сначала принимают заказ и на пальцах объясняют, сколько минут надо подождать, но зато на стол приносишь блюдо, которое при тебе же и приготовлено из свежих продуктов. В ожидании теряешь лишь 10-15 минут, сколько же при такой системе питания обретаешь здоровья, подсчитают разве что врачи-диетологи.

По сути, это ресторанный стандарт приготовления пищи, но раз самообслуживание - платишь в полтора-два раза меньше, чем в тайском ресторане, о сравнении же с российскими я вообще промолчу. И сдачу при возврате электронной карточки тебе вернут сполна. Вывод лежит на поверхности: качественная еда в этой стране доступна любому человеку, независимо от толщины кошелька и социального положения.

Большая часть населения, понятно, не питается в курортном общепите. Но статистика говорит, что самое необходимое для жизни не становится разорительным для людей. Даже для тех, кого обычно относят к малообеспеченным, - крестьян. В Таиланде средняя крестьянская семья из четырех человек может нормально прожить на 6 тысяч батов (они примерно равны рублям), а выручает крестьянин от продажи выращенной сельхозпродукции ежемесячно 15-17 тысяч батов, если конечно, вырученные деньги равномерно разложить по году.

И становится понятно, отчего на этой земле обильно растут не только рис на бесконечных чековых плантациях или разнообразные тропические фрукты и овощи, но и стремительно поднимаются под ярким палящим солнцем суперсовременные заводы, прибыльные производства и даже города-мегаполисы, подобно 24-миллионному Бангкоку, который своими многочисленными небоскребами напоминает Нью-Йорк.

Сколько бы ни твердили о техническом прогрессе или развитой банковской сфере как основах экономического процветания цивилизованной страны, а мне представляется, что азиатское чудо стоит на ином. На том, что в цене продукции с Востока, выигрывающей в конкурентной борьбе за многие мировые рынки, отсутствует непомерно раздутая доля стоимости рабочей силы разучившихся трудиться за скромное вознаграждение европейцев. Раздутая примерно так же, как цена бутылочки воды в Москве по сравнению с купленной в Бангкоке.

О пользе королей

- Поймите правильно, Таиланд - высокоразвитое и уж никак не развивающееся государство третьего мира, - пояснял нам молодой российский гид Данила, очень тепло относящийся к стране, в которой живет уже четыре года. И это несмотря на то, что иностранным гидам (а значит, и ему) под страхом ареста запрещено показывать исторические достопримечательности страны. И потому самое важное они рассказывают туристам в автобусе, передавая их затем на объектах осмотра под опеку безропотных, покладистых тайцев... Готовых разве что скрупулезно следить, чтобы никто не отстал от группы. Предпочтение своим перед иностранцами, пусть и демонстративное, здесь наблюдается во всех областях деятельности.

- Тайцев, роющихся в бачках с пищевыми отходами, вы не встретите нигде, - продолжал просвещать нас Данила.- А если где-то увидите, знайте: перед вами китайцы…

При том наш гид и не думает возвращаться домой. По простой причине - чувствует себя здесь надежнее, чем на исторической родине: заработок стабильный, а плата за снимаемую квартиру за все годы не повысилась ни на один бат…

Он-то и поведал нам, как рождалось тайское экономическое чудо в эпоху правления короля Рамы IX, который встречает вас своим умным доброжелательно-интеллигентным взглядом с живописно украшенных плакатов почти на каждом перекрестке. Но уж больно молод на плакатах, хотя у власти находится уже 64 года. То есть намного дольше, чем Фидель Кастро, Хосни Мубарак или Муамар Каддафи. Правда, в отличие от последних, поменять его Запад не стремится. Да и зачем это делать в стране с высокоразвитыми горнорудной, автомобильной, сельскохозяйственной промышленностью, являющейся крупнейшим экспортером драгоценных камней и располагающей отличным туристским сервисом.

А ведь в далеком 1947 году нищий Сиам, казалось, был беспомощен перед неофициальными вершителями судеб его людей. Не династические правители, а наркокороли диктовали всё и всем в так называемом золотом треугольнике, образовавшемся на пересечении границ Лаоса, Бирмы (ныне Ньянмы) и Сиама (Таиланда). Некоронованные чувствовали себя настолько уверенно, что не считали нужным скрываться.

Этим и воспользовался взошедший на престол Рама IX. В считанные дни арестовал три с половиной тысячи наркобаронов и в один прекрасный (не для них, конечно) день разом публично расстрелял всех на стадионе, не обращая внимания на протесты, как принято говорить, мировой общественности. А в развитие этой политики стал доплачивать из госбюджета крестьянам, которые сменили в своих посевах опийный мак на рис.

И кто помнит сегодня о тех протестах? Зато хорошо известно о передовых позициях страны в мире по производству риса. А самих тайцев за годы правления Рамы стало в два раза больше, их сегодня 70 миллионов. Не стало и золотого треугольника, тогда как проблему наркобизнеса в соседних Афганистане, Пакистане не могут решить десятилетиями, между прочим, с участием все той же мировой общественности…

Использовал Рама IX и шанс для страны, когда интерес к Таиланду проявили могущественные США, развязавшие войну с Вьетнамом. Откровенно сторговавшись, король позволил американцам разместить на территории военные базы. Но при соблюдении ряда условий. Инвестиции в национальную экономику, поддержка в политике, препятствовавшей наводнению страны китайцами, и другие меры. Американцы, соблазненные устойчиво дующим на побережьи Таиланда юго-западным ветром, именуемым Патайя, что было важно при подлете бомбардировщиков для бомбежки Вьетнама, согласились. Словом, каждый получил желаемое. Даже больше.

Если вы сегодня пройдетесь по набережной курортной Патайи либо свернете на самую шумную Волкинг Стрит (в переводе с английского - прогулочную улицу), станет очевидным еще одно последствие мирной экспансии США в Таиланде. По вечерам улицы украшают десятки, если не сотни молодых и не очень, тайских жриц любви, промысел которых здесь в порядке вещей и процветает, не имея никаких, включая религиозные, ограничений.

Чаще всего с миниатюрными тайками, напоминающими даже не девушек, а девочек, прогуливаются высокорослые сухопарые янки, похожие на облысевших павианов. Это тоже пришло из прошлого. Летчикам и техникам после выполнения боевых заданий хотелось как-то разрядиться. Так рядом с базой американских ВВС в Патайе возникли места отдыха и развлечений с представительницами местного слабого пола, впоследствии и переросшие в современный курорт. А нынешние прогуливающиеся по набережной постаревшие янки - наверное, бравые ветераны вьетнамской войны, которых замучила ностальгия по местам своей юности.

Впрочем, сегодня в Патайе время иной, мирной, оккупации, и гораздо чаще звучит не американская, а русская речь. 80 процентов отдыхающих на курорте - наши соотечественники. Только вот отчего-то на улицах и в отелях справочная информация размещается на английском. И лишь запреты и ограничения дублируются на русском...

Верный способ борьбы с коррупцией

Числом с изображениями короля Рамы IX в Таиланде поспорят - и уверенно победят - только изображения Будды Амитабы - Сияющего Божества, которому в стране посвящено более трех с половиной тысяч храмов (а в иных он еще и многократно тиражируется в десятках статуй и статуэток).

Не вдаваясь в тонкости буддизма, отмечу главное: мощи реального основоположника религии хранятся в ступе (по нашему сказать, часовне), расположенной на территории королевского дворца в Бангкоке. Конечно, в нынешней жизни можно лишь посмотреть на это сияющее золотом сооружение, а вот в другой, следующей, в которой вполне доступно приобщиться к Всеобщему мировому сознанию, никому не заказано и самому стать Сияющим Божеством. Но для этого надо в земной жизни не терять времени даром, что и делают тайские монахи.

По большому счету буддизм - это не религия, а практика поведения. Гуляющих по городу монахов в оранжевых хитонах встречаешь повсеместно, чаще - с туго набитыми сумками на плече. В них еда: отказать в ней монаху для любого тайца хуже любого земного греха, потому что жадность аукнется в следующей жизни. А вот стать монахом почетно и равносильно служению всему обществу. Как же иначе, ведь он служит для остальных образцом воздержанности, например, питаясь один раз в день, до 11 часов утра. Иных - заряжает оптимизмом своим повседневным приготовлением к земной смерти. Да-да, смерть - это избавление от мук, а все наши муки связаны с бренным телом. Думаю, дальше продолжать не надо…

Постичь эти истины предписывается буквально каждому тайскому мужчине, потому все они должны пройти через монашество. Юношам, вступающим в жизнь, достаточно сменить светские одежды на две-три недели. Люди зрелые сами принимают решение о сроках, но для чиновников монашеское служение длится не меньше трех месяцев. Причем нести его им предстоит по месту светской службы и независимо от высоты занимаемого положения.

Представьте, каково - вчера еще командовал, а сегодня идешь по городу с протянутой рукой. И, глядя в глаза землякам, явственно видишь, какое отношение к себе заслужил... В общем, лучше не совершать грехов, чем потом их замаливать.

Нам бы такой способ борьбы с общественными пороками, а? С теми же коррупционерами, которых российские власти уже не первое десятилетие, но без особого успеха, уговаривают стать честными. Да, видно, у страны, как и у каждого человека, свой путь.

Скромный Таиланд никому в мире ничего не доказывает - просто живет так, как предписано предками и диктуется ритмом всей цивилизации. На первый взгляд, эти принципы кажутся полярными. Но вот тайцы, похоже, сумели найти свою золотую середину.

Фото: Блинов Владимир
Таиланд.
Фото: Блинов Владимир
Таиланд.
Фото: Блинов Владимир
Таиланд.
Фото: Блинов Владимир
Таиланд.
Владимир БЛИНОВ, Таиланд - Мурманск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.04.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,274673,480876,982071,0129
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня