19.11.2011 / Увлечения

Юрий Шевчук: «Раньше глушили маршами, а теперь - попсой»

Юрий Шевчук. Фото Андрея Чепакина ("Интерпресс").

Нынешняя осень у Юрия Шевчука - время премьер. 9 ноября в Москве сыграна новая программа «Иначе», которую группа «ДДТ» готовила два года, и теперь музыканты отправляются в продолжительный гастрольный тур. Выпущен двойной альбом «Иначе», в который вошли 28 новых треков, причем записаны они фактически новым составом «ДДТ», в котором теперь собраны молодые музыканты. Недавно в кинопрокат вышла историческая драма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», где Юрий Шевчук сыграл роль одного из атаманов Тамбовского восстания… Осенью развернулась предвыборная кампания, и мнение Шевчука по самым горячим вопросам политической и социальной жизни важно для многих.

- Юрий Юлианович, правда, что новая программа «Иначе» рождалась долго и трудно?

- Все песни пережили пять-семь аранжировок, реинкарнаций, мы долго искали и до сих пор ищем! Но это нормально, это наша работа, нам нравится. Мы за этот год пережили массу революций, каких-то падений, «вставания» с колен и со всех точек. Нынешний состав «ДДТ» замечательный, многие музыкальные задачи нам оказались по зубам. Тема Мамай, наш барабанщик, в свои 22 года не хуже играет, чем Доца (Игорь Доценко, легендарный ударник, не так давно покинувший «ДДТ». - Прим. авт.). И все музыканты на сто процентов выкладываются.

«Иначе» - такая программа, которую мы собираемся прокатать по всей стране - от Магадана до Калининграда. Тур продлится, может быть, год, может, два. Жалко, в стране всего 25 городов с дворцами спорта, где можно смонтировать все наше оборудование и декорации, которые будем перевозить на трех трейлерах. Остальные 25 дворцов почему-то строятся в Сочи! Так что у нас будет две программы - одна «Иначе», а другая «Сольник», камерная, акустическая, где я не только пою, но и стихи читаю. В городах, где только тысячные залы, будем играть «Сольник».

Мы и после премьеры продолжим репетиции. Меняем видео-арт, продумываем новые световые и музыкальные решения. Будем работать над сценографией, приколами, шутками, даже танцами. Мне хочется, чтобы этот, по сути, очень серьезный концерт, в каких-то своих проявлениях был веселым, с неожиданными решениями.

- Как возникло название - «Иначе»?

- Когда ко мне пришли первые мысли об этой программе, они вертелись вокруг слов «жертва», «невеста» и «свобода». Долго размышляя, я искал слово, как камни перебирал на берегу реки. «Иначе» - это слово стало ключевым, корневым, вокруг него все уже выстраивалось.

- В программе «Иначе» то и дело возникают народные мотивы. Особенно преуспела в этом ваша новая бэк-вока-листка Алена Романова.

- Я всегда любил фольклор, народность, традиции, без этого не могу. Мы искали новую певицу и нашли Алену Романову в фолк-джаз-рок-группе Zventa-Sventana. Теперь Алена украшает наш коллектив и эту программу.

- Почему на протяжении всего шоу в видеосюжетах на громадном экране-заднике роль молодого, задорного Шевчука играет какой-то неизвестный актер?

- Молодой киевский актер Андрей Федоров, мне кажется, сыграл удачно. Мы долго думали, оставлять ли меня на экране, чтобы я как бы проходил всю эту жизненную историю, но это было бы дико - я на сцене и я же на экране. Нашли молодого актера, и с помощью компьютерной графики я как бы в него превращаюсь, и вот уже он действует, этот парень XXI века. Пофигист - и бейсбольной битой может колотить, и таблеток наглотаться. Он как вся наша молодежь, которая может и над чем-то важным подумать, и продраться сквозь жизнь, судьбу, вылезти из этого всего голой, но не умереть, остаться свободной…

Но рядом с молодыми и другие герои есть. Та же питерская бабушка. В одном из видеоартсюжетов она идет по воде, по Неве. Бабушка настоящая, активная, блокадница, любит сниматься в массовках, мы ее нашли на «Ленфильме».

- В последнее время вас чаще называют трибуном, политической фигурой, чем поэтом и певцом…

- Я не трибун, а музыкант. И считаю, что больше пользы и добра принесу людям, если буду петь песни. Песня «Свобода» из программы «Иначе» достойна любой речи на любой трибуне…

- Юрий, вы не так часто снимаетесь в кино. Почему же согласились сыграть и спеть в фильме «Жила-была одна баба»?

- С Андреем Сергеевичем Смирновым мы старые добрые знакомые. К 100-летию Государственной думы Смирнов сделал документально-художественный фильм «Свобода по-русски» об истории российской демократии, где я выступил в роли ведущего. Картина получилась достойная, но ни один телеканал ее не взял - стеной встали. И вот новый фильм «Жила-была одна баба», сценарий выстрадал и написал сам режиссер. Фильм этот - блестящий материал, причем снят материал на шесть часов. Андрей Сергеевич сократил киноверсию до двух с половиной, потому что шесть часов никто не выдержит. Люди ведь уже разучились смотреть серьезные вещи, к сожалению, привыкли к блокбастерам, а тут кино очень серьезное. Я считаю, у нас есть три таких режиссера - Герман, Сокуров и Смирнов: люди, которые могут работать с историей, с историческим процессом, с человеком в истории, они мыслят глобально и широко. Это очень мощные и серьезные художники. Андрей Сергеевич почти двадцать лет писал сценарий, работал в архивах НКВД, КГБ, поднял огромный пласт - историю крупнейшего крестьянского восстания в России и в мире, наверное, где 200 тысяч мужиков взялись за лопаты и винтовки и бились за землю и свободу.

Но это не батальное полотно, а душевная картина, где история показана глазами простой русской крестьянки Варвары, которую прекрасно сыграла молодая актриса Дарья Екамасова. Даша играет русскую женщину, она как Россия - она жаждет любви. Ее там обижают, насилуют, каждый человек пытается унизить, растоптать, но она все равно выживает, оставляет в себе человечность и трепетную женскую душу, способную любить, так же, как наша с вами Родина. Как бы ее ни унижали и ни долбили со всех сторон, она остается Россией…

- А ваша роль столь же глубока и содержательна?

- Да о чем вы говорите. Я вообще там ничего толком не сыграл. Для той сцены, где мой атаман поет песню «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне» и скачет на коне, было собрано 60 лошадей из России, Украины, Казахстана. Два дня тренировались, потом три дня снимались, а затем еще отдельно снимался эпизод митинга на площади, где мой герой залезает на телегу и произносит страстный монолог: «Не выпустим оружию из наших мозолистых крестьянских рук, пока не выведем всех до одного куманистов, нахалов с русской земли! Долой ехидного змея Лениня и его палачей!»

В итоге в фильме я проскакал на коне полторы секунды, остальное Андрей Сергеевич вырезал, и слава богу! Потому что считаю, что таких, как я, снимать в кино не нужно.

У меня рожа такая потертая уже, всем известная. И хотя я там без очков, с наганом, шашкой, все равно на себя похож, все одно - «что такое осень» (смеется). Таких, как я, видят на экране, а думают о чем-то другом, не о сюжете картины.

- Вы легко управились с конем?

- Были приключения, конечно. Один раз с тачанки свалился, когда я произносил: «Долой ехидного змея Лениня и куманистов!», лошадь мою понесло, и я сломал палец. Причем каждый раз, когда я начинал что-то плохое говорить про Ленина, лошадь шарахалась. Мы ее в конце концов просто привязали, но и это плохо помогло.

- Юрий Юлианович, вы постоянно даете благотворительные концерты в поддержку «Дома Надежды на Горе», что в деревне Перякюля под Петербургом. Вы поддерживаете и детский дом в Уфе, участвуете в других проектах. Благотворительность - для вас потребность?

- Бог в душе у людей. Сейчас есть масса ораторов, которые умно говорят. Даже Жириновский говорит обо всех болевых точках, все обдумано-передумано. А что делать?, никто не знает, это ведь проклятый вопрос России. А мы говорим - просвещать. Благотворительные концерты, на которых не только песни поются, а еще и говорят со сцены о важных, духовных вещах, - это тоже способ просвещения. А «Дом на Горе» - очень важный проект, по сути, это единственный в России бесплатный реабилитационный центр, существующий на добровольные пожертвования. В том числе и от наших концертов.

- Если раньше вы активно выступали против попсы, против каких-то других уродливых явлений в культуре и социальной, общественной жизни, то сейчас в ваших высказываниях сделан акцент на том, «за» что вы выступаете, а не на том, «против» чего…

- Мы не против попсы, мы за хорошую, живую музыку. Я заметил, что когда ты говоришь «за», этот позитив начинает работать, какие бы песни ты ни пел - тоскливые, веселые. А всеми этими бесконечными «против» уже народ наелся. И это очень хорошо, что сегодня многие общественные силы понимают это. Занимаются ли они брошенными детьми или инвалидами локальных войн.

В ХIХ веке жил такой московский историк Прыжов, который изучал юродивых, дураков, кашпировских того времени. Так вот он написал: «Когда в песнях, которые поет страна, нет духа, этот дух исчезает и из народа тоже».

В том, что сегодня крутят по радио и ТВ, если и есть «дух», то он измеряется песчинками. И я не хочу, чтобы из страны, из народа уходил «дух». А многим моим коллегам пофигу - они социальные импотенты.

Дело не в том, что я против эстрады, а в том, что хорошей, живой музыке в эфире, в этой плоскости информации, нет места. Получается, что раньше нас глушили маршами, а сейчас глушат попсой. И все. Дайте альтернативу! А ее нет. И мы пытаемся биться за это.

- Критики замечают, что в последнее время у вас стало много «мрачных» песен.

- Веселую песню намного сложней написать. Ты должен быть настолько идиотом по-хорошему, радоваться жизни, каждому листочку, цветочку… И наверное, такой момент у нас может наступить, когда будем слюни пускать от обнаженной груди, от цветочка. И будет у нас очень веселый альбом. Но будет он последним…

- В вашей молодости было что-то такое, что вы хотели бы изменить, исправить?

- Если бы да кабы. Если бы я родился негром, что бы тогда было? Был бы Пушкиным! Я не знаю, на такие вопросы трудно ответить.

Михаил АНТОНОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.11.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня