25.11.2011 / Увлечения

Комедия на злобу дня

Современных кинематографистов часто обвиняют, что их лентам недостает актуальности - мол, они не обращаются к темам, которые действительно тревожат того или иного человека. В самом деле, вспомним некоторые громкие премьеры последнего времени. Межвампирские и вампиро-вервольфные отношения («Сумерки. Сага. Рассвет»), древнегреческий божественный мордобой («Война богов: бессмертные»), поиски древних сокровищ («Тинтин...»), киднэппинг Гусыни, несущей золотые яйца («Кот в сапогах»), - на фоне таких «проблемных» сюжетов даже «Бой с тенью-3» кажется редкостно злободневным.

Как всегда, этому находят и рациональное объяснение. Лицезреть на экране ситуации, «достающие» в реальной жизни, не всем по нраву! Тем не менее назойливый эскапизм «фабрики грез» зачастую рождает желание отрешиться от всего грохочущего и посмотреть фильм, главным героем которого будет не Супермен, а Самый Обычный Человек. И на этой неделе мы его увидим в комедии Бретта Ратнера «Как украсть небоскреб».

В отечественных рецензиях - и зрителей, и профессиональных критиков - часты сетования на сценарий ленты. Большая его часть основана на проблемах, которые нашему зрителю непонятны и неинтересны. Это действительно так, но лишь потому, что с этими проблемами рецензентам еще предстоит столкнуться. (Как говорят в народе, их пока не клюнул в одно место жареный петух.) Ведь суть «скучной проблемы» - как распорядиться пенсионными накоплениями. Главные герои распорядились, да так умело, что их капиталы «чудесным образом» испарились в американском аналоге нашего фонда. Думаю, утверждать, что такое случается только в США, как минимум нелепо, хотя их пенсионная система и отличается от российской.

А дальше произошло то, что отражено в названии фильма. Утопающие в финансовом море начали спасать себя старым добрым способом «романтиков с большой дороги». Как и полагается, жертвой они избрали не первого попавшегося олигарха, а того самого специалиста по сравнительно законному отъему чужих вкладов.

В сценарии проглядывают явные параллели с реальностью. Здесь и крушение «Леман бразерс», и акция «Захвати Уолл-стрит», и главный отрицательный герой, чуть ли не один в один списанный с Бернарда Мэдоффа. Вот только и задуман, и написан он был задолго до кризиса. Продюсер ленты Брайан Грейзер рассказывает: «В 2005 году Эдди Мерфи предложил идею комедии о людях, оказавшихся в нелегком положении. Ему хотелось, чтобы героями картины были не крутые парни, а группа рассерженных служащих здания типа башни Трампа». Мерфи как в воду глядел!

С самого начала предполагалось, что режиссером будет Бретт Ратнер («Час пик»). Ни Мерфи, ни Грейзер раньше с ним не работали, но обоим нравился его творческий почерк. Ратнер с удовольствием присоединился к проекту: «Я вырос на фильмах Эдди и изучал их. Осуществилась моя мечта - снять его в своей картине». Немного позже к проекту присоединился Бен Стиллер («Знакомство с родителями»). Ему доверили вторую главную роль, партнера персонажа Мерфи. Затем актерский состав пополнили Тея Леоне («Семьянин»), Мэтью Бродерик («Продюсеры»), Майкл Пенья («Линкольн для адвоката»), Кейси Аффлек («Прощай, детка, прощай»), а также голливудский ветеран Алан Алда («Авиатор») и восходящая звезда американского кино Габури Сидибе (номинация на «Оскар»-2009 за главную роль в «Сокровище»).

Актерский состав получился исключительно крепкий и работал очень слаженно - это отметили все. Одеяло на себя никто не тянул, что позволило исполнителям показать, на что они способны. С неожиданной драматической стороны раскрылся талант Стиллера, Кейси Аффлек еще раз подтвердил, что он - нечто большее, чем просто брат Бена Аффлека. Но для кого действительно лента оказалась чрезвычайно важной, так это для Эдди Мерфи. Актер будто предчувствовал это. Он не только предложил идею фильма, не только сыграл главную роль, но и выступил одним из его продюсеров. В какой-то мере «Как украсть небоскреб» перечеркнул длинную череду малоудачных и просто провальных картин с Эдди Мерфи, тянувшуюся с начала третьего тысячелетия.

Еще одна положительная черта ленты - достоверность. Описанные в ней «черные» финансовые схемы действительно встречаются в жизни - по этому поводу сценаристы специально консультировались в ФБР. Дорогие апартаменты, в которых происходит действие, - не декорации: знаменитый Дональд Трамп предоставил для съемок одну из своих элитных гостиниц. Хитрости компьютерной графики применялись в самых исключительных случаях. Так, фигурирующие в фильме редкие коллекционные «Феррари», на которые в бюджете просто не хватило денег, были созданы не с помощью 3D-программ, а скопированы с реальных экземпляров.

Напоследок добавлю, что рейтинг комедии «Как украсть небоскреб» PG-13 («дети до 13 лет допускаются со взрослыми») - в самый раз для актуального жизненного кино.

Алексей ГУЛЯНИН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.11.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня