03.12.2011 / Увлечения

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

1 декабря в российский прокат вышел фильм драма-байопик «Высоцкий. Спасибо, что живой», проект, который еще пять лет назад задумали продюсер Константин Эрнст и сценарист Никита Высоцкий. 47-летний сын поэта раскопал и дополнил своей фантазией драматическую двухдневную историю, случившуюся с Владимиром Высоцким на гастролях в 1979 году в Бухаре, когда артист отменил свой концерт, пережив клиническую смерть… Ну а Константин Эрнст с компанией «Дирекция кино» обеспечили бюджет в 12 миллионов долларов, звездный состав актеров, съемки и постпродакшн на высшем уровне, а также должную раскрутку. Сначала планировалось, что картину снимет кто-то из ровесников или друзей Высоцкого, однако в итоге было решено сделать фильм не ностальгическим, а современным, поэтому пригласили молодую команду во главе с 35-летним режиссером «Бумера» и «Нашей Раши» Петром Бусловым. Он-то и экранизировал такой сюжет.

В 1979 году Высоцкий, вместо того чтобы отправиться в Париж на лечение в наркологическую клинику, летит на двухдневные гастроли в Бухару. А в это время КГБ разрабатывает план «охоты на Высоцкого» и его команду, чтобы не только уличить звезду в левых концертах и наркозависимости, но с помощью угрозы тюремного заключения заставить если не стать секретным агентом, то петь под их дудку, что было крайне важно в свете приближающейся московской Олимпиады. Каждый шаг Высоцкого и его ближайшего окружения (актеры Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Дмитрий Астрахан) контролируется, все его разговоры прослушиваются, его друзей пытаются сделать предателями. Ситуация осложняется тем, что поэт тяжело болен, он теряет голос, сознание, переживает 8-минутную клиническую смерть и остается в живых только благодаря своей 19-летней возлюбленной, что срочно привозит из Москвы в Бухару необходимые «лекарства». История могла бы закончиться трагично, если бы не чекист-гэбэшник Андрей Смоляков, что весь фильм гоняется за Высоцким, а в финале, после разговора по душам с поэтом, прозревает и переходит на его сторону…

- Я эту историю очень хорошо знаю, слышал ее от самых разных людей, - сказал Никита Высоцкий. - Впервые услышал ее от друга отца, актера Всеволода Абдулова, вскоре после смерти папы. Она для меня завершилась, когда офицер КГБ, который служил тогда в Узбекистане, рассказал ее так, как она представляется с «их» стороны. История правдива. Она могла быть такой, могла быть немного другой, могла быть раньше, могла быть позже. Но такое было в жизни отца.

Даже посмотрев фильм, зритель так и не находит ответа на вопрос, кто же сыграл главную роль. Эрнст с Высоцким-младшим решили засекретить имя актера, которому был сделан «капитальный» грим, а также с помощью компьютерных технологий изменен тембр голоса, что позволило максимально приблизить типаж к настоящему Высоцкому. Со всей съемочной группы взяли «подписку о неразглашении», причем бессрочную. На вопрос, когда же будет окончательно рассекречено имя актера, Никита Высоцкий после премьеры отвечает туманно: «Всему свое время».

- Дело не в пиаре, а в том, что, зная имя человека, который играет, люди волей-неволей будут удивляться и обращать внимание на работу, которую мы провели, чтобы он стал похож на Высоцкого. А нам бы хотелось, чтобы именно эта работа была как можно более незаметна - внешнее подобие, голосовое, внутреннее. На мой взгляд, это очень серьезная актерская работа и личная победа этого актера. Но имя мы не называем. Хотя я понимаю, что это испытание для него, потому что любой актер хочет получить свое заслуженное признание от публики. И то, что артист решился на такой шаг, характеризует его хорошо просто по-человечески.

И хотя в кинематографическом мире мало кто сомневается, что это работа Сергея Безрукова, фильм не дает четкого ответа, так как во многих эпизодах перед нами, скорей, не человек, а маска. Создатели фильма хотят сохранить интригу до конца, к тому же сочетание фамилий Высоцкий - Безруков могло бы у части зрителей отбить охоту смотреть новое кино. Как заметил Валентин Гафт: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Безруков…» К тому же в абсолютных лидерах проката сейчас ржачные комедии, наши кинопрокатчики отучили ходить в кинотеатры публику старше 30 лет. И для создателей картины со столь большим бюджетом сейчас важен каждый зритель, как ни комичны бумажные стаканы для поп-корна с портретом Высоцкого, которые уже появились в буфетах кинотеатров… Как бы то ни было, кинообраз смертельно больного поэта получился убедительным… Что не помешало пересмешнику Ивану Урганту на питерской премьере рассказать, как на съемках они с «Высоцким» обсуждали выборы и современных политических лидеров!

Вот что рассказали на питерской премьере фильма звезды, снимавшиеся в этой картине:

Сергей ШАКУРОВ, исполнитель роли отца:

- Помню, запускалась картина «Земля Санникова», и мы с Володей пришли в актерский отдел, садимся за один стол и одновременно подписываем договор со студией. Вскоре садимся в поезд Москва - Ленинград, который везет нас на съемки, Володи в поезде нет. Я режиссера спрашиваю: «В чем дело?» Он пускается в какой-то неопределенный разговор, вешает мне лапшу на уши. Начинаются съемки, я не унимаюсь: «А в чем дело? Где Высоцкий?» Мне говорят: «Были свои нюансы, будет Олег Даль играть». Через месяц я не выдержал, отказался от этой картины со скандалом, после чудовищных съемок на морозе… Этот червь во мне сидел: бац - и выкинули человека, и какого актера! Его пытались «гасить» всеми правдами и неправдами.

Максим ЛЕОНИДОВ, исполнитель роли администратора и доверенного лица:

- Мы сделали фильм про настоящего художника, поэта, со всеми его проблемами, сделали честный фильм. А быть поэтом на Руси в некотором смысле проклятие. Этот фильм о творчестве, о смысле нашего бытия. Герои картины отправляются на гастроли, на заработки, но вовсе не это оказывается для них в итоге самым ценным и дорогим. Мне кажется, сегодня это очень важные темы.

Оксана АКИНЬШИНА, исполнительница роли возлюбленной, студентки:

- С радостью согласилась сыграть в этой картине, погрузившись в столь интересный материал, узнала для себя много нового. В первые дни я уезжала сразу после смены, торопясь по своим делам. Потом увлеклась и стала задерживаться на площадке, когда снимали других актеров. В экспедиции в Бухару была вообще на каждой смене - мне хотелось посмотреть, как рождается фильм, хотя я не новичок в кино. В картине есть эпизод, когда взрослые мужики, друзья Высоцкого, растерялись, поверив в его смерть, стали оплакивать друга, а хрупкая девушка, которую никто не воспринимал всерьез, билась до конца, кричала: «Сделайте что-нибудь!», и, по сути, она спасла любимого. У моей героини, 19-летней студентки Татьяны, последней любви поэта, нет одного прототипа - это собирательный образ тех женщин, которые любили Высоцкого, жертвовали собой, приходили ему на помощь в трудных ситуациях, вдохновляли, спасали его…

Сбудутся ли эти оптимистичные прогнозы, станет ясно в ближайшую неделю, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» в рекордном количестве полутора тысяч копий начал отсчет в российском прокате.

Фото:
Фото:
Фото:
Михаил АНТОНОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.12.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня