04.05.2012 / Увлечения

Кино от Алексея Гулянина

О войне и не только

Алексей Гулянин.

Быть пророком - дело неблагодарное. Человек предполагает, а Бог располагает: при таких вводных опасность попасть пальцем в небо со всеми вытекающими как никогда высока. Это верно для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для кинобизнеса.

Но в конце апреля - начале мая все кинообозреватели как один ринулись играть в пророков. Это было тем безопаснее, что главный фаворит этого прокатного периода, боевик «Мстители», был просто-таки обречен на победу. Шесть супергероев «Марвел» - в том числе Железный Человек, Невероятный Халк и Тор - в одном блокбастере! Бюджет 220 миллионов долларов! Кинохит от режиссера культового сериала «Баффи - истребительницы вампиров»! Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йохансон, Сэмюэл Л. Джексон, Марк Руффало! Супергерои против инопланетных орд - узнай, кто круче!

С другой стороны, когда что-то ТАК хвалят, хотя бы из чувства противоречия хочется обратить самое пристальное внимание на заведомых аутсайдеров. На этот раз это австралийская лента «Свадебный разгром» и две отечественные картины - «Матч» и «Белый тигр». Наши фильмы - это всегда разговор особый, поэтому начнем мы с «…Разгрома».

В юности режиссер «…Разгрома» Стефен Эллиот зарабатывал деньги, снимая свадьбы. Благодаря этому он возненавидел традиционные составляющие брачной церемонии до глубины души и теперь решил отыграться за свои страдания. Его лента - «свадебная комедия» в духе специфической классики жанра, «Мальчишника» с Томом Хэнксом, но на иной, британско-австралийский манер.

В кинематографическом мире репутация Стефена Эллиота, одного из самых успешных австралийских режиссеров современности, очень высока. «Мошенники», «Приключения «Присциллы, королевы пустыни», «Легкое поведение» пользовались неизменным успехом не только в Стране кенгуру. Эллиот - «актерский» режиссер, он «вывел в люди» Хьюго Уивинга, будущего великого и ужасного Агента Смита из «Матрицы». Поэтому отсутствие в титрах «Свадебного разгрома» звездных имен (исключение - Оливия Ньютон-Джон в роли второго плана) не должно пугать.

Настораживает другое - низкий возрастной рейтинг. Все-таки семейный PG-13 - это не для комедий о свадьбах, на которых все идет наперекосяк. По сегодняшним меркам для таких картин самое то - это R. Правда, Эллиот и раньше умудрялся снимать в формате «дети до 13 со взрослыми» удачные фильмы на скользкие темы, переводя все непристойности в подтекст. Будем надеяться, что так будет и в этом случае.

Выходящие в те же сроки отечественные «Матч» и «Белый тигр» - две ленты, посвященные теме Великой Отечественной войны. «Матч» Андрея Малюкова - художественное повествование о легендарном «матче смерти» в Киеве в 1942 году между командой «Старт», состоявшей из бывших советских футболистов, и сборной немецких зенитчиков, закончившемся со счетом 5:3. Малюков - из серии режиссеров, которых в Голливуде зовут «крепкими профи»: начиная от «В зоне особого внимания» и заканчивая «Мы из будущего». С одной стороны, это лучший выбор для постановки фильма «на основе реальных событий»; с другой - именно для «крепких профи» (будь то в Голливуде или на «Мосфильме») патриотическая тематика всегда рискованна сползанием в пафос, а то и в фальшь. Здесь это усиливается за счет исполнения главной роли (вратаря команды «Старт») Сергеем Безруковым, для которого «пафосная» игра стала чуть ли не визитной карточкой. Еще один сомнительный момент - то, что «Матч» (как до него «Шпион») смонтирован из более обширного мини-телесериала: на качестве такие сокращения не всегда сказываются положительно.

«Белый тигр» Карена Шахназарова - прямая противоположность «Матчу», экранизация одноименной повести Ильи Бояшова о противоборстве советского танкиста со Злом, воплощением которого стал неуязвимый танк Белый Тигр. По словам Шахназарова, он попытался выложиться на этой картине полностью. Это можно только приветствовать - когда Шахназаров в настроении, он снимает «Мы из джаза» и «Город Зеро», а когда нет… не будем о плохом.

Первые рецензии на «Белого тигра» были сугубо положительные, особо отмечалась игра актеров (Алексей Вертков и Виталий Кищенко) и боевые сцены (в фильме участвовало 25 танков из военно-технической базы «Мосфильма» плюс специально сделанная действующая модель «Тигра»). Что же касается ложки дегтя… в тех же положительных рецензиях настораживает настойчивое упоминание о «новом прочтении Великой Отечественной» в «Белом тигре». Хорошо, если это просто художественный подход - а ну как нечто типа того, что продемонстрировал нам Никита Михалков в «Утомленных солн-цем-2»? Тем более что в литературной основе элементы такого «нового прочтения» встречаются чуть ли не через абзац. Что ж, будем надеяться, что в виду имеется только художественный подход.

Алексей ГУЛЯНИН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.05.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня