26.07.2012 / Увлечения

«Апостол» идет по стопам первопроходцев

Фото с сайта Николая Литау.

Такие квалифицированные посетители на атомном ледоколе «Ленин» встречаются крайне редко. Уже второй раз за время нашей экскурсии Сергей Бармин вежливо, но настойчиво забрал у меня права гида: сначала рассказал всем, как осуществлялось управление ядерной установкой атомохода в посту энергетики и живучести, а вот теперь, в посту управления ремонтом, стал со знанием дела разъяснять принцип работы атомного реактора.

Но тут вмешался его мобильный телефон. Оказалось, позвонил отец из Северодвинска. И, узнав, что сын на борту «Ленина», попросил передать всем присутствующим: мол, не забывайте, именно в нашем городе ледокол оснащали новой ядерной энергетической установкой в конце 60-х годов. Воистину мир тесен… Сергей Бармин - капитан 2-го ранга - и находится сегодня в резерве, точнее - в распоряжении командира Беломорской военно-морской базы. До того коренной архангелогородец служил командиром группы на атомной подлодке в Заозерске. Но вот на атомоход «Ленин» попал совсем в ином качестве - вахтенного начальника в экипаже знаменитой своими тремя кругосветными плаваниями яхты «Апостол Андрей».

Яхта пожаловала в Мурманск без шумихи, в рабочем порядке. Предполагалось, что на считанные часы. Да штормовая погода вынудила сделать остановку в торговом порту на несколько дней по пути на архипелаг Шпицберген.

- Перечитываем телеграммы Владимира Русанова времен его шпицбергенской экспедиции 1912 года и видим, как из Александровска он не мог выйти из-за северного ветра. Совсем как наша экспедиция, - поясняет ее руководитель, капитан яхты Николай Литау.

На атомоход «Ленин» пятеро участников экспедиции попали, что называется, с подачи атомфлотовского гидролога из штаба морских операций Сергея Дейнеки, который обеспечивал яхтсменов навигационной информацией в 1998-1999 годах. Тогда они совершили первое сквозное плавание под парусом по трассе Северного морского пути, признанное самым выдающимся достижением в мировом яхтинге на стыке тысячелетий. А капитан «Апостола Андрея» Николай Литау получил медаль «За искусство мореплавания» Британского королев-ского крейсерского клуба, попав в компанию сэра Френсиса Чичестера, Алена Бомбара и других всемирно известных яхтсменов. Но, как видим, специалисты Росатомфлота тоже внесли свой вклад и в это, да и в последующие мировые достижения российских яхтсменов. А многие, вероятно, и не подозревают, что штаб морских операций Росатомфлота помогает на арктических трассах не только ледоколам и транспортным судам, но и яхтсменам, отечественным и иностранным. Впрочем, не только штаб моропераций, но и моряки атомоходов приходили на помощь, когда маленьким суденышкам с парусами становилось несладко в полярных льдах. С большой благодарностью Николай Литау вспомнил ветеранов атомного флота капитанов Григория Улитина и Станислава Шмидта, которые выводили яхту из ледовых заторов.

После подробного знакомства с первым атомным ледоколом мы оказались в каюте капитана. Настало время и нам расспросить гостей. Николай Литау коротко обозначил основные вехи биографии яхты «Апостол Андрей» (между прочим, свое имя она получила с благословления Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго). Оказывается, яхта строилась всего для одного плавания по северным морям. И строилась на Тверском вагоностроительном заводе.

- Это его самый знаменитый, но не очень удавшийся вагон, - шутит Литау.

Впрочем, отправляясь на Севморпуть, он еще тогда держал в уме на будущее и канадскую Арктику. Все и продолжилось в 2000 году, когда наши ребята состязались с немецкими яхтсменами во главе с Арведом Фуксом за то, кто первым пройдет обе части Арктики - российскую и западную. Но во время этих кругосветок экипажи находились в разных полушариях.

- Наша Арктика в тот год была непатриотичной, - заметил Литау. - Льда на трассе было совсем немного, и Фукс без труда прошел по чистой воде. А я колотился, затертый канадскими льдами, 20 миль шел кормой вперед - тащило ледовое поле.

Справедливости ради надо отметить, что канадские ледокольщики, как и наши, тоже пришли на помощь, когда плавание зашло в тупик. А в итоге соперничества яхт победила дружба: капитаны Фукс и Литау разделили пальму первенства в гонках полярной кругосветки.

За три кругосветных плавания, включая и оборот вокруг Антарктиды, «Апостол Андрей» прошел 110 тысяч морских миль. Казалось бы, хватит? В 2006 году, когда яхте стукнуло уже десять лет, и сам Литау был сторонником идеи превратить ее в музей. Появилось даже соответствующее постановление московского правительства. Но по разным причинам не сложилось… И через некоторое время ветер вновь надул паруса.

В 2010-м яхта обогнула архипелаг Новая Земля, придерживаясь маршрута четвертой экспедиции Владимира Русанова, обошедшего 100 лет назад северный остров архипелага. Была еще одна памятная дата в том году - 250-летие вероятного плавания Саввы Ложкина. «Это такой арктический Илья Муромец, полулегендарная личность», - поясняет Николай Литау.

В прошлом году мореходы прошли по маршруту Земля Франца Иосифа - Диксон - остров Попова-Чухчина, что в районе Таймыра - Новая Земля - Архангельск. Сначала искали место захоронения Георгия Седова по рисунку сопровождавших своего капитана матросов Линника и Пустошного. Облазили острова Гогенлоя и Рудольфа на Земле Франца Иосифа, сфотографировали территорию на мысе Аук и сличили с рисунком почти столетней давности. Как считают сами яхтсмены-исследователи, место могилы Седова они вычислили точно, другого просто не может быть. Но никаких примет не сохранилось: то ли ледники стерли все следы, то ли бродяги-медведи…

- В этом году я вывел «Апостол» из Кожуховского затона в районе Южного порта Москвы, и мы направились в родную для него Тверь, - рассказывает капитан. - Там яхту подремонтировали рабочие того же вагоностроительного завода. Продолжается новый цикл наших плаваний - коротких, месяц по времени, навигаций.

Нынче экспедиция намечает пройти по тем фиордам Шпицбергена, по которым двигался Владимир Русанов, прежде чем в результате изысканий на архипелаге установил 28 заявочных столбов на добычу каменного угля, которыми до сих пор пользуется российский трест «Арктикуголь». Затем, если позволит ледовая обстановка, яхтсмены намерены попытаться побить свой же прошлогодний рекорд, когда им удалось подняться сквозь льды до 82-й широты. В программе также посещение Малых Кармакул на Новой Земле. В предыдущем году из этого залива Арктика их бесцеремонно выставила назад, в Карское море, да еще кормой вперед… И снова возникают параллели с плаваниями Владимира Русанова, который тоже не мог остановиться у этих берегов из-за знаменитой новоземельской боры. И опять тянет исследователей на остров Попова-Чухчина, где, по убеждению руководителя российского клуба «Приключение» Дмитрия Шпаро, на дне высохшего озера все-таки должны быть артефакты, связанные с последней экспедицией Русанова. Шпаро сам нашел здесь отдельные вещи ее участников еще в 1977 году…

Вот так сама история движет яхтсменами, ставшими теперь еще и исследователями истории выдающихся экспедиций русских полярных мореходов. Эти поиски могут стать не менее значимы, чем рекордные спортивные плавания, а главное, конца им не видно. Далеко не заглядывая, Николай Литау и его друзья уже планируют провести исторические изыскания в 2013 году на архипелаге Северная Земля в бухте Ахматова. Ведь это будет год 100-летия открытия архипелага - последнего великого географического открытия на планете Земля, сделанного Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана.

Фото:
Фото с сайта Николая Литау.
Фото:
Фото с сайта Николая Литау.
Фото:
Фото с сайта Николая Литау.
Фото:
Фото с сайта Николая Литау.
Фото:
Николай Литау в радиорубке атомохода «Ленин». Фото Вячеслава БАСОВА.
Фото:
Николай Литау, Сергей Бармин и Александр Баринов, капитан атомохода «Ленин». Фото Вячеслава БАСОВА.
Владимир БЛИНОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.07.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня