24.08.2012 / Увлечения

На кривой козе к истории не подъедешь

Фото: Катериничев Игорь
В таких избах жили славяне на юге, в средней полосе и на севере.

«Продается хорошая удойная коза» - сходу огорошивает объявление на сайте поселка Любытино и Любытинского района. Желающего узнать подробности сайт обнадеживает, что коза «спокойная, не бодливая, ей 4 года, а молока дает 4 литра в день». Упоминание же о цене просто покоряет - как указано, она «договорная, символическая». Было бы где держать в мурманской квартире, право слово, сам бы купил!..

В Любытино в середине августа меня занес случай. Друг поехал на машине по делам, а меня пригласил в качестве штурмана и второго водителя. Тогда, за день все решив и наскоро собравшись, я чувствовал себя отчасти авантюристом, но сейчас ничуть не жалею, что бросился в это приключение с несвойственной моему возрасту поспешностью.

Еще на территории Ленинградской области Волхов, Старая Ладога с ее монастырями и храмами настраивали на встречу с историей. Земля же Новгородчины просто пропитана духом древности, полита потом и кровью множества поколений наших предков, таит в себе корни русской нации. Любытинский район Новгородской области поступь веков также не обошла стороной.

Здесь находятся родовые имения великого полководца Александра Суворова и не столь знаменитого, но тем не менее сыгравшего свою роль в предреволюционной истории России Ивана Горемыкина, бывшего председателем Совета министров в 1914-1916 годах.

Несмотря на то, что первые официальные упоминания о находящемся здесь погосте относятся к концу XVI века, люди облюбовали эти места на правом берегу реки Мсты на много столетий раньше. Сами любытинцы ведут начало своего села ни много ни мало - с середины Х века. А точнее, с легендарного похода княгини Ольги в 947 году, когда было основано множество погостов, в том числе и Малышевский, на месте которого сейчас стоит Любытино.

Претензии эти вовсе не безосновательны. Археологи подтверждают существование на этом месте поселения именно в те времена. Несколько древних курганов еще ждут своих исследователей. Но уже из проведенных раскопок ясно, что история здешняя уходит далеко вглубь веков и может служить предметом не только законной гордости потомков, но и источником возрождения старинного села. Многое для этого делается уже сейчас. Наше пребывание в Любытине было весьма ограничено во времени, однако все наперебой советовали посетить краеведческий музей, уверяя, что без этого в Любытине будто и не бывал.

Правда, к нашему приезду музей оказался уже закрыт, так что решили отложить его посещение на утро, благо работает он с 9 часов. Удивительно, но в половине десятого мы были не первыми посетителями! Такая вот тяга к культуре и истории в здешних местах.

Собственно, главный экспонат музея под открытым небом - славянская деревня Х века, скрупулезно воссозданная по научным результатам раскопок. Туда и направились мы после просмотра небольшого видеофильма о ней.

Мне тут же вспомнилась... Норвегия. Почти ровно год назад довелось побывать в деревне викингов в местечке Авалдснес возле города Хаугесунда. Она также воссоздана по результатам раскопок, да и относится к той же эпохе. Сравнений было просто не избежать.

Чего греха таить, мы порой склонны благоговеть перед всем иностранным, зачастую не замечая того хорошего, что есть у нас. К счастью, здесь случай не тот. Можно долго и взахлеб рассказывать о том, насколько точно воссозданы жилища и хозяйственные постройки в Любытине - ничуть не хуже, чем у норвежцев. А внутреннее убранство и различные предметы быта - так, пожалуй, и получше.

Любытинский музей гордится тремя разными типами жилых домов. Южные славяне не делали галереи вокруг дома - дождей на территории современной Украины не так много. Славяне нынешней средней полосы ставили очаг возле двери - чтобы летом не слишком жарко было. Северяне же печь располагали в дальнем углу, чтобы теплый воздух, проходя к двери, лучше прогревал все помещение.

Обо всем этом нам поведал замечательный экскурсовод Дмитрий Сливкин - человек, увлеченный историей, знающий и любящий свой предмет. Полтора часа водил он нас от одного строения к другому, предлагая зайти внутрь, где так и сыпал удивительными подробностями о быте наших предков. Не упускал ни одной мелочи, будто сам полжизни прожил там, в Х веке, и теперь свободно погружал нас в ту реальность, отдаленную от нас на тысячу с лишним лет.

Мы узнали о том, как тогда строили дома, как мололи зерно, как ткали холсты, как плели пояса и шили одежду. Вообще, не только сама деревня, но и вся обстановка в домах и вспомогательных постройках воссоздана так, будто хозяева только что ненадолго вышли и вот-вот вернутся. Недоплетенный поясок, начатый холст на ткацком станке, лен, обработанный и подготовленный для пряжи, даже небрежно брошенная самодельная кукла - все можно потрогать, попытаться самому научиться ткать или прясть.

Время от времени силами энтузиастов-добровольцев проводятся здесь и масштабные ролевые представления. Но попасть на них можно, только если повезет. Мы довольствовались просмотром видеоролика. Из всего интерактива нам с товарищем удалось лишь всласть пометать копье в специальную деревянную мишень. В Норвегии предлагали подобную забаву с топориками викингов.

Выходили мы из музея, переполненные эмоциями, в восторге от экскурсии и экскурсовода. Не посрамили славянской чести перед викингами. Кстати, предки наши, жившие на месте Любытина тысячу лет назад, с викингами были прекрасно знакомы. У всех со школьных лет на слуху путь «из варяг в греки» по Волхову и Днепру. Так вот, а по Мсте проходила часть пути «из варяг в арабы».

Погосты, основанные Ольгой, служили своего рода таможнями, где суровые норманны платили дань за право проезда через славянские земли. Когда шли с севера на юг - деньгами, а возвращаясь из Персии - пряностями и шелком, парчой и благовониями.

Конечно, немного я все же слукавил, сравнивая «два мира - две деревни», как выражались в советскую эпоху. Если к самим реконструированным сооружениям ни малейших претензий нет, то в Авалдснесе рядышком с «древними» хижинами - еще и хоть и небольшой, зато суперсовременный музей, напичканный всякими техническими чудесами. Разумеется, построен он на государственные деньги.

Но даже это не главное. Главное - к Авалдснесу, как, впрочем, и ко всем остальным норвежским городам и весям, ведет вполне комфортабельная ровная дорога. Те же 135 километров, что ведут к Любытину через Малую Вишеру от федеральной трассы М10 Москва - Петербург, дорогой может назвать разве что неисправимый оптимист. Либо наш кондовый российский чиновник, как раз за содержание дорог и отвечающий. Такое впечатление, что ремонта там не было не то что с советских времен, а после немецких бомбежек. Так что к историческим истокам у нас, как говорится, на кривой козе не подъедешь, несмотря на то, что козы в этих местах не в дефиците.

Инфраструктура - ключевое слово цивилизованного туризма. Пока до нас это доходит в основном умозрительно. А вот когда государство, и никто другой, возьмется за создание этой самой инфраструктуры, тогда и туризм расцветет в любой глубинке. Потенциал для этого в России-матушке огромен! Своими глазами видел.

Фото: Катериничев Игорь
В таких избах жили славяне на юге, в средней полосе и на севере.
Игорь КАТЕРИНИЧЕВ, Любытино - Мурманск

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.08.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня