15.02.2013 / Увлечения

Несколько путешествий на машине времени

Когда Леонид Гайдай снимал фильм «Иван Васильевич меняет профессию», одной из расходных статей бюджета картины была сумма около 10 рублей, выплаченная согласно бухгалтерской ведомости «за изготовление машины времени».

Конечно, изготовление изготовлением, а практическое применение - другой вопрос. Нечто напоминающее вертолет можно найти еще в рисунках Да Винчи, однако впервые в воздух «винтокрыл» поднялся только в XX веке. То же самое и с изготовленной «машиной времени».

Тем не менее мы все-таки попытаемся совершить путешествие во времени - и последние события в мире кино нам в этом помогут.

Некоторое время назад часть российской властной общественности обуяло зимнее обострение… извините, мания регулирования кинопроката. Люди, много лет не интересовавшиеся, как живут и выживают отечественные кинотеатры (модернизация старых и строительство новых проходили в подавляющем числе случаев за счет частных инвесторов или собственных доходов кинопредприятий), неожиданно озаботились их делами и бедами. Квоты для российского кино, штрафные санкции за прокат иностранной кинопродукции и т. п. - добро пожаловать в старое доброе советское время с кинокопиями на дрянной пленке Шосткинского объединения «Свема», дребезжащим звуком и никому больше в мире неведомой мексиканской «Есенией» как самой популярной лентой проката. Спросите себя как зрителя - вам это надо?

Звездой ранних 90-х был Джеки Чан. Сейчас его «Доспехи бога-3» играючи уделывают «Отверженных» и уже второй уикенд подряд удерживают первое место в чарте самых популярных лент России. Когда на экраны вышла первая часть «Доспехов бога», Россия тоже была единственной европейской страной, в которой фильмы с гонконгской звездой пользовались не меньшей, если не большей популярностью, чем самые свежие голливудские блокбастеры.

Просто 90-е годы - боевик «Крепкий орешек-5: хороший день, чтобы умереть», российская премьера которого состоялась на этой неделе. Поклонникам франшизы новая серия принесет немало приятных минут. Брюс Уиллис/Джон Макклейн хорош, как всегда - тотальная лысина только добавила ему чисто мужского шарма. Помимо Макклейна-старшего в картине фигурируют и дети - Макклейн-сын (Джей Кортни - телесериал «Спартак») и Макклейн-дочь (Мэри Элизабет Уинстед - «Скотт Пилигрим против всех»), первый как главный герой, вторая как второплановый. Пиротехника рвется вовсю, тачки взрываются в рекордных количествах, Макклейн-старший не стесняется в выражениях, а злодейка Ирина (Юлия Снигирь - «Обитаемый остров») демонстрирует свою прекрасную фигуру в нижнем белье.

Почему же, говоря про этот фильм, вспоминаются 90-е? Небольшая цитата из интервью продюсера картины Тима Рота: «Макклейн едет в Россию и расфигачивает там все. В итоге отец и сын становятся самой разыскиваемой парочкой во всем Советском Союзе, выступая вдвоем против кучи плохих парней». Да-да, в Советском Союзе, хотя действие происходит в наши дни. Москва снимается в Будапеште, русских играют наполовину русские (та же Снигирь), наполовину югославы и даже немцы (Себастьен Кох), сам сюжет будто приплыл из «Миротворца» - вампуки 1997 года с Джорджем Клуни и Николь Кидман, о русской мафии и коррумпированных военных, продающих направо и налево ядерные бомбы.

Как угораздило написать такое Скипа Вудса, автора великолепного триллера «Пароль «Рыба-меч», неясно. А вот режиссера «Крепкого орешка-5…» Джона Мура вполне можно представить постановщиком такого кино - имя себе он сделал на сербофобской агитке «В тылу врага». Справедливости ради нужно сказать, что изначально планировали пригласить Лена Уайзмана («Другой мир 1-4»), тот уже дал предварительное согласие, но неожиданно отказался, проект завис в воздухе - а Мур тут как тут!

Это путешествие во времени вышло не очень приятным - халтура, снятая за сто миллионов долларов, все равно остается халтурой, несмотря на стрельбу из автоматов, гонки на автомобилях, лысину Брюса Уиллиса и бюст Юлии Снигирь. Но и последнее путешествие, связанное с недавней премьерой на Берлинском МКФ картины Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» (об этом в восторженных тонах рассказывали многие СМИ), тоже приводит к грустным мыслям.

1998-й - в конкурсной программе Берлинского МКФ был показан фильм Петра Луцика «Окраина». Российская глубинка, крестьяне, незаконно лишенные земли и поднявшие бунт... Ленту встретили очень хорошо и наградили специальным призом. 2013-й - сюжетно та же «Окраина», только «Долгая счастливая жизнь»! Самое же интересное, что создатели «…Жизни» фильм Луцика вообще не упоминают. Думаю, диагноз «творческая вторичность» здесь вполне уместен. Хотя, если забыть про все остальное кино, посвященное противостоянию человека и системы, картина Хлебникова может показаться вполне хорошей - так же, как наверняка найдутся поклонники и у «Крепкого орешка-5».

Алексей ГУЛЯНИН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.02.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня