01.03.2013 / Увлечения

Ересь неслыханной простоты

Фото: Павел Вишневский
Сергей Зайкин, Сергей Филиппов, Мартти Руококоски и Александр Анисимов.

Ну, доложу я вам, давненько у меня не было таких музыкальных выходных. Задавшись целью прослушать в полном объеме программу самой старшей (по среднему возрасту участников) рок-группы Мурманска, я в минувшую субботу три часа просидел в точке вечернего общепита на углу возле ДК железнодорожников. Но в воскресенье вновь рванул насладиться игрой старейшин, теперь уже на Кооперативную, в кафе при гигантском торговом центре.

Трехгитарная классика

Группа «Back in the USSR», названная так по песне с двойного «белого» альбома «Битлз», существует в столице Заполярья уже три года. Впрочем, поначалу она никак не называлась. Два высококлассных наших гитариста Сергей Филиппов и Александр Анисимов поигрывали дуэтом в различных заведениях города, пока в клубе «Ледокол» не познакомились с музыкантом-любителем из иностранцев - с финским консулом в Мурманске Мартти Руококоски. Личность в России фольклорная! Притча в музыкальных языцех.

Не часто встретишь кадрового дипломата, который в свободное от работы время музицировал бы в джаз-клубах Москвы и Питера, Лондона и Стокгольма. Наконец дипломатическая кривая вывезла Мартти на должность руководителя Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге. И за полярный круг ветеран финского МИДа не забыл захватить три своих любимых на досуге инструмента - саксофон легендарной французской марки «Анри Сельмер», гитару-шестиструнку прославленной Би Би Кингом марки «Люсилль» и гитару-четырехструнку «Фендер джаз-бас», в рекомендациях не нуждающуюся.

Так вот. Сперва-то в «Ледоколе» господин Руококоски в строгом согласно международному джаз-клубному дресскоду костюме - клетчатая ковбойка и потертые джинсы - вышел на сцену к Филиппову и Анисимову поджемовать со своим саксофоном в руках. Мягкий, богатый обертонами звук «Сельмера» и вкрадчивая манера исполнения во вкусе покойного старика Стена Гетца пришлись по душе гитаристам, каждому из которых уже тогда перевалило за полтинник.

Стали играть по уикендам хрестоматийный мэйнстримовский джаз без выкрутасов. Но однажды во время очередной репетиции на квартире дипломата на улице Старостина за фужером выдержанного французского чая, без которого и «Сельмер» не «Сельмер», выяснилось, что больше всего на свете музыкальный финн любит мелодии «Битлз», а еще на студенческой скамье в хельсинкском университете начал поигрывать на бас-гитаре.

«Что ж, идеи нам близки», как пел когда-то Владимир Семенович. Складывался классический трехгитарный состав. А кандидатура местного Ринго Старра даже не обсуждалась - Серега Зайкин, с которым Серега Филиппов познакомился еще в 1976 году на вступительных экзаменах на иняз нашего пединститута.

«Федот», да не тот

С Зайкиным Филиппов начал играть в 1987 году в группе «Домино» - первой профессиональной театральной рок-группе, которую мурманская облдрама создала по примеру Театра Ленкома. Выпускники нашего музучилища прогремели тогда в первой мурманской рок-опере «Федот», написанной Евгением Михайловым, Андреем Савельевым и Сергеем Филипповым по мотивам фрондерской поэмы Леонида Филатова «Про Федота-стрельца…»

- Кстати, Сережа, а нет ли мысли возродить «Федота»?

Филиппов уклончив:

- Попытки возродить были, да мы уже не те…

Сегодня и Зайкин, и Филиппов увлечены преподавательской работой. Первый ведет детскую студию ударных инструментов (а это не только барабаны, но и ксилофоны), второй - гитарную.

Певец, композитор и гитарист-акустик Александр Анисимов выпустил уже три диска собственных песен. Мурманские любители постарше помнят его как одного из основателей гремевшей когда-то группы «Сага», а помоложе - как композитора мюзиклов «Сестра Линда» и «Идущие за мечтой». Дуэт двух примечательных и очень разных гитаристов Анисимова и Филиппова мог, пожалуй, состояться только в зрелом возрасте, когда оба виртуоза впали, по пастернаковскому определению, в ересь неслыханной простоты.

- Сочетание моей электрогитары и Сашиной акустической дает своеобразный эффект. Ты ведь помнишь, как я играл в том же «Мелодроме» отшлифованными на репетициях пассажами, а с ним я импровизирую в чистом виде. Я не волнуюсь за его блестящий аккомпанемент, моя задача - украшательство… Никогда я еще не играл с такой свободой и удовольствием! - восклицает в общем-то не склонный к громким фразам ветеран мурманского рока.

А тут еще и Мартти Руококоски подлил масла в огонь. Все трое вдруг выяснили, что любят одну и ту же музыку - вечнозеленую музыку юности. Сегодня в их репертуаре несколько десятков песен из былых «Роллингов», «Битлов», «Криденса», «Чайфа», Чижа, Шевчука, Боба Дилана, Эрика Клэптона, Сьюзи Кватро, даже Джо Дассена и «Смоки». Но все это в собственных аранжировках!

Напомню, я прослушал их выступление дважды, и очень внимательно. В субботу, например, квартет играл знаменитый «Перекресток» Чижа в лучших блюзовых традициях и завершил песню, как и положено по оригиналу, чудесным гитарным запилом на филипповском «Гибсоне». А в воскресенье, завершая концовку, Филиппов мигнул басисту Руококоски и плавно перевел партию в эндшпиль блюза «Блэк мэджик вумэн» Питера Грина и Карлоса Сантаны.

Мартти дал басовую перебивку под барабанную дробь Зайкина, а запевала Анисимов с ходу перешел с русского языка на английский, и всем стало ясно, как близка гармоничная основа двух великих блюзов разных эпох.

- Я купаюсь в волнах удовольствия, когда играю вместе с ними! - говорит господин-товарищ Руококоски.

- Я готов хоть в пять утра услышать по телефону, что мои партнеры хотят поменять тональность! - подтверждает Филиппов.

Он еще и поет

Особо хочется отметить вокал Анисимова. Его сочный баритон как нельзя лучше ложится на акустическую гитару, а безупречное блюзовое произношение (он, как и Филиппов, дипломированный специалист по английской филологии) придает песням далеко не провинциальный шарм.

Изредка старина Саша, с которым мы знакомы уже тридцать лет, вдруг переходит при помощи электронной вокальной примочки на два голоса в унисон, как, например, в собственной песне «Слова не нужны», но это так, усмешка мастера.

А вот тот факт, что запел Филиппов, для многих мурманчан будет сюрпризом.

- Вокалист я, считай, никакой! Мою старшую сестру Наташу, а она, ты знаешь, профессиональный концертмейстер, трудно чем-то рассмешить, но когда она узнала, что я запел, она сильно развеселилась… - вздыхает знаменитый соло-гитарист.

Впрочем, Филиппов только подпевает в микрофон вторым голосом. И, повторюсь, подпевает тоже от удовольствия. Да и как не запеть при звуках криденсовской «Зеленой реки» или битловской «Любовь не купишь». Свои электрогитары Сергей тоже меняет по настроению. Под более плотные рок-партии берет «Гибсон», а под блюзовскую лирику - не менее именитый «Фендер».

Для любой команды, играющей кавер-версии известных песен, решающей проверкой становится собственная обработка какой-нибудь настолько знаменитой песни, что пробу ставить некуда. Уж кто только не исполнял гершвиновский блюз «Summertime», а мурманчане и тут отметились - сделали из блюза типичную бразильскую самбу.

- Как это вы ловко, оригинально и изящно переориентировали эту антикварную вещицу! - восторгался я.

- Эх, друг! Покойный Чет Аткинс тыщу лет назад испробовал эту бразильскую аранжировку и нас теперь подтолкнул, - поправил меня Анисимов.

Трудно быть всезнайкой среди экспертов.

Джемовать так джемовать

Завтра я обязательно пойду на открытие традиционного фестиваля «Арктик-джаз», одним из организаторов которого стал Сергей Филиппов. Там будет выступать и наша группа «Back in the USSR», но в необычных сочетаниях.

Фестиваль имеет международный статус, и завтра в клубе «Ледокол» Филиппов, Анисимов, Руококоски и Зайкин выйдут на сцену с норвежским певцом Торстейном Фагерли.

- У него очень интересный блюзовый голос, чем-то неуловимо напоминающий баритоны Криса Ри или Леонарда Коэна, - замечает Филиппов.

А послезавтра в ТРЦ «Форум» наша «Back in the USSR» даст совместный концерт с датским «Сёборг трио». Гитарист Каспер Сёборг - давний друг Филиппова, в последний раз побывавший в Мурманске 24 года назад. А в 1990 году Сергей в составе рок-группы «Мелодром» проехал по Дании в совместном турне с группой Каспера.

- Он мне каждый раз присылает свои новые альбомы, их у меня скопилось уже целых полдюжины! - предвкушает мурманский гитарист новую встречу с гитаристом датским.

- Ей богу, создается впечатление, что ты, Серега, созвал на фестиваль одних своих друзей!

- Ну, почти так. Финский джазовый квартет «Terho Keskitapio Group» я узнал в прошлом году в Суоми, мы играли на одном фестивале. Трио из Петрозаводска «Аскетикс» мне рекомендовали мои друзья, они их слышали и плохого не посоветуют - продвинутая альтернативная инструментальная музыка. Но ты, ради бога, не пропусти в понедельник концерт в Кировке квартета москвички Александры Шерлинг. Такого вокального шарма я никогда еще не слыхал в российском джазе…

Итак, завтра группа «Back in the USSR» снова выйдет на сцену.

- А блюз моего любимого Чижа под соусом Сантаны вы споете?

- Очень даже просто!

«Неслыханно просто…» - подумалось мне.

Фото: Павел Вишневский
Александр Анисимов.
Фото: Павел Вишневский
Сергей Филиппов.
Фото: Павел Вишневский
Мартти Руококоски
Фото: Павел Вишневский
Сергей Зайкин.
Павел ВИШНЕВСКИЙ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.03.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,159477,684481,317975,3181
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня