04.10.2013 / Увлечения

Фильмы странствий

Любителям велоспорта кассовые итоги минувшего уикенда удивительным образом напомнят типичную для многих гонок ситуацию. Впереди - лидер: триллер «Va-банк». Позади него, но не очень далеко - более-менее однородная по результатам группа преследования: «Околофутбола», «Малавита», «Страсти Дон Жуана» и «Джобс: империя соблазна».

Прекрасный результат «Va-банка» (холодно встреченного критическим сообществом) трудно объяснить чем-либо еще, чем суммой случайностей. Средняя по качеству картина может выиграть у более сильных конкурентов, если они будут соперничать в основном между собой. Судя по всему, в данном случае так и произошло.

Но если здесь аналогия со странствиями лишь косвенная, то сюжетная основа новинок этой недели будет их касаться напрямую.

Самым интригующим из этих «фильмов странствий» является, несомненно, «Гравитация» Альфонсо Куарона («Гарри Поттер и узник Азкабана»).

«Гравитация» - стопроцентно авангардистская картина, решенная с помощью творческого инструментария типичного голливудского блокбастера. Формально здесь есть и сценарий (в открытом космосе во время выполнения работ за бортом корабля случается катастрофа, шаттл погиб, двое астронавтов остаются совершенно одни в открытом космосе), и звезды (Джордж Клуни и Сандра Буллок), и спецэффекты. Но если картину открывает 17-минутный эпизод без единой монтажной склейки (что напоминает такую классику авангарда, как «Еда» или «Сон»), или когда выясняется, что всего в фильме - только 156 кадров, или когда сам режиссер говорит, что его творческой сверхзадачей является достижение эффекта «американских горок», и не больше, то перед нами - авангард. Не случайно «Гравитация» была представлена не во внеконкурсной (как обычные голливудские блокбастеры), а в конкурсной программе последнего Венецианского кинофестиваля, где была награждена специальным призом «За достижения в области цифрового кино».

Технически ленту как прорыв оценили Джеймс Кэмерон и Гильермо Дель Торо. Однако, исключив эту составляющую «Гравитации», в сухом остатке мы получаем разве что великолепную Сандру Буллок: ее работу в «Гравитации» критика сравнивает с легендарной Сигурни Уивер в «Чужих». Как и полагается в классическом авангардном кино, форма здесь напрочь забивает содержание.

Путешествия в открытый космос потихоньку становятся обыденными, хотя туризм на земную орбиту - по-прежнему экзотика: желающих и могущих выложить не менее 20 миллионов долларов за полет пока немного. Наоборот, туристические поездки в комедии «Все включено-2» относятся к бюджетным - Турцию могут себе позволить даже не самые состоятельные россияне.

Действие второй части картины происходит не в Анталье, а в Стамбуле. Главный герой приезжает туда накануне свадьбы, чтобы по-быстрому заработать денег в конкурсе двойников. Как водится, невеста не в курсе, как водится, вместо легких денег получаются большие неприятности. Короче, все, как в российской комедии средней руки, к разряду которых и относится «Все включено-2».

Первая часть ленты, не отличаясь особыми художественными достоинствами, тем не менее успешно прошла в прокате: легкомысленная комедия про веселый отпуск вышла как раз в отпускной сезон. Вторую часть почему-то решили показать в межсезонье. С этой точки зрения «Все включено-2» в октябрьской киноафише - экзотика, подобная осеннему скворцу из песни «Машины времени».

При всей дешевизне поездок в Турцию проще всего путешествовать на своих двоих. Именно таким способом передвижения чаще всего пользуется главный герой ленты «Metallica: сквозь невозможное», работник технической команды знаменитой рок-группы. Ему необходимо срочно доставить сумку, таинственное содержимое которой крайне необходимо группе для выступления. Однако рутинная поездка нежданно-негаданно для героя превращается в опасное приключение…

Поиски экзистенциальных смыслов в «Metallica: сквозь невозможное» (сценарий - 15 страниц почти без диалогов) - дело безнадежное. Тем не менее и критические, и зрительские рейтинги ленты буквально зашкаливают. Создатели фильма (продюсировали картину сами музыканты) не только сумели угадать желания своей целевой аудитории, но и сделали это максимально ярко и талантливо (режиссер «Metallic’и…» Нимрод Антал ранее награждался на Каннском МКФ).

Но даже пешие путешествия по минимальности затрат не сравнятся с астральными. О них пойдет речь в ленте «Астрал: глава 2» Джеймса Вана.

Имя Джеймса Вана («Пила», «Проклятие», «Астрал») известно всем любителям фильмов ужасов как живого классика жанра. В его картинах нет ни звезд, ни особо выдающихся спецэффектов, ни даже моря разливанного кетчупа, и тем не менее каждая из них становится событием. Это относится и к фильму «Астрал: глава 2». Сюжетно картина - стандартная история о привидениях, к тому же тесно завязанная на событиях первой части: видимо, поэтому пресса встретила ее неласково. Однако в лентах Джеймса Вана главное не «что», а «как» - судя по блестящим кассовым результатам фильма в прокате США, поклонники «как» Джеймса Вана оценили очень высоко.

Алексей ГУЛЯНИН.

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.10.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня