22.01.2015 / Увлечения

Иван Краско: «Я объясняю молодым, что врать невыгодно...»

Фото с сайта: baskino.com

Этот 84-летний актер родился в деревне Вартемяки Ленинградской области. В 1953 году окончил Балтийское высшее военно-морское училище по специальности «Офицер-артиллерист». Учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, потом стал артистом Большого драматического театра имени Горького - того самого звездного состава великого режиссера Георгия Александровича Товстоногова. И с 1965 года и по сей день он - артист Санкт-Петербургского театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

А еще Иван Иванович - отец четверых детей, младшим из которых 12 и 10 лет. Но самый известный его отпрыск - Андрей Краско, выдающийся петербургский актер, проживший жизнь недолгую, но яркую.

Иван Иванович же трудится не покладая рук. В Театре имени Комиссаржевской нынче он занят в четырех спектаклях: «Утоли моя печали», «Доходное место», «Эрос», «Тише, афиняне». Весьма активно снимается, каждый год в 4-5 фильмах и сериалах. Играет в антрепризном спектакле «Несколько пролетов вверх». И это все - в 84 года!

- Иван Иванович, вы - человек служивый, моряк… Жизнь вас била, и не раз. Интересно, вы сами чего-то боитесь?

- Я был мальчишкой, еще курсантом (в 1953 году, после окончания морского училища, Иван Краско стал командиром десантного корабля Дунайской речной флотилии. - Прим. авт.), и мы взбирались на тогда самую высокую точку в Ленинграде, на Исаакиевский собор. И я еще раз убедился, что боюсь высоты. С восторгом смотрел на весь город, на всю панораму, а вниз глядеть мне было страшно.

До сих пор, когда на гастролях меня селят на высокие этажи, девятый, десятый и выше, боюсь выходить на балкон. Меня почему-то тянет вниз, не дай Бог!

- В одной из газет я прочитал, что Иван Иванович Краско развелся с молодой женой и живет теперь с… тещей!

- У тещи! Есть разница (смеется). Действительно, свою квартиру я оставил бывшей супруге Наталье Николаевне с ребятишками, а у нее там теперь живет друг из Белоруссии. Препятствовать я не могу и вынужден жить у тещи. К моему великому сожалению, чувствую, что родных стесняю. В небольшой квартире теще из-за меня приходится жить в смежной комнате. Что-то надо делать! Худрук нашего театра говорит: «Ваня, а может быть, тебя в дом ветеранов сцены? Там же прекрасные условия. На полном обслуживании». Возможно, это вариант. Почему нет? Я не отношу себя к пафосным звездам, езжу на метро (в Петербурге днем такие пробки!), охотно общаюсь со зрителями, даю автографы, отвечаю на вопросы. Я - не просто народный артист, а еще и артист из народа. Стараюсь не забывать об этом.

- Неужели вам, одному из символов Петербурга, народному артисту, любимцу публики, нет места в городе, которому верой и правдой вы служите столько лет?

- Мне вспоминается старый анекдот. Пожилая петербурженка вошла в трамвай, в котором сидят молодые мужики, что не спешат уступать ей место. Она удивлена: «Да, перевелись интеллигенты!». И слышит в ответ: «Интеллигентов-то как грязи - местов нету!».

- В наше политизированное время многие известные артисты связывают свою судьбы с той или иной партией. А вы в какой партии состоите?

- На творческих встречах я часто спрашиваю у зрителей: «Кто-нибудь может назвать хоть одну партию, которую создала природа?». Обычно возникает пауза. А потом - дикий хохот. Люди не так глупы, как о них порой думают политики. Народ все понимает.

Бег времени нынче все убыстряется. Люди меняются непостижимо быстро, но, понимаете, какая история: меняются они в каких-то бытовых мелочах. Недаром Воланд, герой Михаила Афанасьевича Булгакова, говорил: «Люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их». Диву даешься, что происходит: умерла Людмила Георгиевна Зыкина - пошла дележка драгоценностей, Люся, моя любимая Людмила Марковна Гурченко ушла из жизни - какой скандал с ее дочерью разразился из-за жилплощади и наследства. Что ни говори, народ мельчает.

Мне же всегда было важней всего оставаться самим собой. Не изменять себе. Я часто объясняю молодым, что врать невыгодно. Они удивляются: «Почему?!». Да хотя бы потому, что надо помнить, что и где сболтнул, и потом тебя рано или поздно уличат во лжи… Хотя есть и такие, для кого состояние вранья - их суть. Молодым очень нравится, когда с ними начинаешь рассуждать на такие темы.

- Иван Иванович, в чем секрет вашей молодости, вашего творческого долголетия?

- Я и сам чувствую, что зажился на этом свете (улыбается). Иных уж нет, а те далече. Все меньше моих закадычных друзей и товарищей остается. И я учусь ценить каждый день, каждое мгновенье жизни. Не причиняю ближнему боль. Встаю с радостным ощущением от каждого дня. Верю в любовь и настоящую мужскую дружбу.

- Не так давно ваш младший друг Олег Басилашвили, разменял девятый десяток… Вы поздравили Олега Валериановича?

- А как же! Олег - птенец гнезда Товстоногова, и этим многое сказано. Басик (так многие его с любовью называют) на моих глазах вырастал. «Варвары» - по Горькому, «Океан» - по пьесе Штейна. В «Океане» была прекрасная троица: Кирилл Лавров, Сережа Юрский и Басик. Три моряка - сыграли они прекрасно. Я эту морскую жизнь хорошо знаю и даже я не мог придраться. Мои друзья по театру создали три хороших типа, три образа - надежных, по-хорошему уверенных в себе ребят. Была еще интересная история: посмотрев первый акт одного из новых спектаклей, я пришел к Басику и говорю: «Слушай, у меня такое впечатление, что тебе не нравится роль?». Он отвечает: «Да». Я говорю: «А что же ты это так сильно показываешь?!». Он рассмеялся и сказал крепкое слово.

И самое свежее впечатление. Посмотрел не так давно я спектакль «Алиса» на Каменном острове (первый спектакль нового худрука БДТ Андрея Могучего, поставленный им «на Алису Фрейндлих» в Каменноостровском театре, филиале БДТ. - Прим. авт.), и там Толя Петров меня просто убил. Я еще не вижу артиста, а слышу только голос: «Прос...ли, прос...ли, прос...ли» - на разные лады и интонации. А потом мне рассказали, что начинал эту роль Басик, и это он придумал такой ход, и Андрюха Могучий согласился. А потом Олег из этой роли вышел, она перешла к Толе Петрову, и теперь из чаши славы пьет уже он (смеется), хотя придумал Басик. И этот пассаж дорогого стоит, народу очень нравится.

С давних времен мы зовем с Олегом друг друга: Князь и Крестьянин. Общаясь, мы друг друга иначе и не называем. Многие думаю, что мы в каком-то спектакле были с ним Крестьянином и Князем. Нет - это по жизни (смеется). Басилашвили - вроде княжеская фамилия, а я по происхождению крестьянский парень. И когда Волик Рецептер (Владимир Эммануилович Рецептер. - Прим. авт.) приболел, то для спектакля «Еще раз про любовь» Эдварда Радзинского понадобился ввод, и попросили ввестись меня, то Олег, игравший там роль Феликса, говорил: «Слушай, я так удивился, Ваня, что тебя поставили дублировать Волика, потому что получились два совершенно разных персонажа. У Волика - интеллигентный, городской, а у тебя - деревенский самородок». Вот я ему и «отомстил» этим Крестьянином. Это я теперь понимаю, а тогда все как-то непроизвольно получилось. Но Олег похвалил меня за тот ввод, что мне, не скрою, было лестно.

Михаил САДЧИКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.01.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня