23.01.2015 / Увлечения

Уж «Оскар» близится...

В конце прошлой недели Американская киноакадемия опубликовала список номинантов на премию «Оскар». Лауреаты будут объявлены через месяц, 22 февраля. Этой датой и закончится 2014 год для мировой кинематографии.

Уже бесчисленное количество раз говорилось, что «Оскар» получают, как правило, далеко не самые важные и принципиальные для развития киноискусства картины. Однако авторитет этого приза неоспорим. Кажущийся парадокс разрешается просто: «Оскар» - это не столько награда фильму (продюсеру, сценаристу, режиссеру, актеру), сколько знак качества некоему общему тренду, в русле которого снят данный фильм.

Подробный разбор всех этих трендов и тенденций потребовал бы обширной статьи, и не одной. Поэтому я вкратце коснусь некоторых примечательных моментов нынешних номинаций Киноакадемии.

Сначала - о неудачниках. К таковым с полным правом можно причислить две картины, «Интерстеллар» и «Исчезнувшая». Обе вызвали колоссальный интерес критиков и зрителей, обе по своим художественным достоинствам ничем не хуже любого фильма из числа фаворитов. Тем не менее «Интерстеллар» хотя и удостоился пяти номинаций, но все они - второстепенные, «технические». Причина очевидна - жанр.

Лет 40-50 назад еще допускалось, что «фантастическое» и «художественное» - вещи вполне совместные, и на главные «Оскары» могли претендовать в том числе «Искатели потерянного ковчега», «Звездные войны» и «Инопланетянин». Сейчас времена иные, и фантастика (если только это не экранизация марвеловских комиксов) в Голливуде вышла из моды. Этим, кстати, отчасти объясняется и полное игнорирование Кино-академией такого заметного фильма, как «Грань будущего» Дага Лаймана - редкий пример не просто динамичной и зрелищной, но и умной космической оперы.

Что касается «Исчезнувшей», то она пала жертвой репутации собственного создателя, режиссера Дэвида Финчера. О Финчере критики со времен «Чужого-3» говорят как о голливудском Барте Симпсоне. За каждым поступком Симпсона выискивали какую-то шалость. За каждым снятым Финчером кадром видят некий подвох, пощечину общественному вкусу. Потому-то у «Исчезнувшей» всего одна номинация, за лучшую женскую роль (Розамунд Пайк), хотя могло быть как минимум пять (фильм, сценарий-адаптация, режиссура, операторская работа).

Некоторые картины отмечены преимущественно за тематику. «Игра в имитацию» - восемь номинаций: биография знаменитого математика (и открытого гея) Алана Тьюринга. «Вселенная Стивена Хокинга» - пять номинаций: биография знаменитого физика (и не менее знаменитого инвалида). «Уильям Тернер» - четыре номинации: биография знаменитого художника. Добавим сюда еще три номинации (в том числе Мэрил Стрип, за лучшую женскую второплановую роль, по-моему, незаслуженно) совершенно проходного мюзикла «Чем дальше в лес…». Мюзикл - национальный американский жанр, а Академия всегда отмечает такие жанры!

В итоге получилось, что, например, «Отель «Гранд-Будапешт», один из главных фаворитов церемонии (девять номинаций), не отмечен ни одной актерской - все перехвачены исполнителями «правильных» ролей.

С другой стороны, не все так безнадежно в датском королевстве. Откровенно снятый под «Оскар» «Несломленный» удостоился лишь трех второстепенных номинаций. В числе претендентов на премию «За лучший анимационный фильм» - европейская копродукция «Песнь моря» и японское «Сказание о принцессе Кагуя» (очередной шедевр от студии «Джибли»). А на награду за лучший иностранный фильм, наряду с нашим «Левиафаном», польской «Идой» и аргентинскими «Дикими историями», претендуют картины из таких экзотических для США стран, как Эстония («Мандарины») и Мавритания («Тимбукту»).

На этом интригующем, полном закулисных страстей фоне очередная порция новинок мурманских киноэкранов выглядит на редкость сонной. Самая громкая лента - «Тупой и еще тупее-2», сиквел, вышедший спустя двадцать лет после оригинала. По количеству отрицательных рецензий и по величине кассы эта комедия вполне может поспорить с бессоновской «Заложницей-3» - кривляния 52-летнего Джима Керри и 59-летнего Джеффа Дэниэлса подозрительно схожи с симптомами старческого маразма. Впрочем, фанаты комик-дебилизма остались довольны.

Самый семейный фильм - «Приключения Паддингтона», экранизация популярного британского сериала о говорящем медведе из Южной Америки, волею судьбы оказавшемся в Лондоне. Критики - в восторге, всем поклонникам говорящих медведей и английского юмора следует посмотреть эту ленту. Самый смелый - «Игрок»: режиссер «Восстания планеты обезьян» Руперт Уайатт не побоялся замахнуться на одноименную классику Карела Рейша, сняв ее римейк. В роли университетского профессора, из-за тяги к азартным играм увязшего в долгах, - Марк Уолберг. Рецензенты отнеслись к новому «Игроку» сдержанно, хотя за творческий риск Уайатта хвалили многие.

Самая загадочная картина - «Ограбление по-американски», американский дебют Сарика Адреасяна и К°. Дело здесь не в сюжете. Мало ли было фильмов про гениально задуманные ограбления, где все пошло наперекосяк? Загадка в другом: зачем Адреасян потратил 10 миллионов долларов на заштатного мексиканского сценариста, специализирующегося на телесериалах, и Хейдена Кристенсена с Эдрианом Броуди, если на эти деньги мог снять три таких же фильма в России и получить сборы не хуже?

Наконец - самый российский фильм, британский приключенческий триллер «Черное море» Кевина Макдональда («Последний король Шотландии») с Джудом Лоу в главной роли, Константином Хабенским, Григорием Добрыгиным, Сергеем Пускепалисом во второплановых и затонувшей субмариной с грузом золота как двигателем сюжета. Уровень клюквы умеренный, положительных рецензий - много, поэтому всем интересующимся кино на морскую тематику стоит обратить на него внимание.

Алексей ГУЛЯНИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня