23.01.2016 / Увлечения

Мастер-класс для обманщиков

- Фотография - это магия, мистификация. Не умеете обманывать - нечего заниматься фотографией! - как минимум странно слышать подобные слова от человека, получившего признание и известность за его правдивые снимки и фоторепортажи. Но таких смелых замечаний и советов на недавнем мастер-классе в ДК имени Кирова московский фотожурналист с мировым именем Владимир Вяткин дал немало.

Уж не знаю, чего конкретно я ждала от этой встречи, но точно не призывов воровать идеи, не откровенного рассказа о собственной зависти к коллегам и не признания в том, что фотография сделала его несчастным. Только не спешите делать выводы и воспринимать все слишком буквально: у него свои критерии оценки профессионализма и отношения к делу, с которыми можно не соглашаться, но спорить тяжело.

- Фотографии нужно учиться постоянно, 24 часа в сутки. Но лично я учусь не у фотографов. Я езжу на мастер-классы таких людей, как Кшиштоф Пендерецкий или Вуди Аллен. Они не говорят о фотографии, они говорят о жизни.

Вот и наш герой в большей степени говорил о жизни. И ему было что сказать своим слушателям. Опыта у фоторепортера МИА «Россия сегодня», преподавателя шести вузов, шестикратного лауреата и трижды члена международного жюри так называемого «Оскара» среди фотографов - конкурса «World Press Photo», за 65 лет жизни накопилось достаточно.

Свои награды Вяткин получал за работы в разных тематических категориях: за снимки войны в Афганистане, Югославии и в Чечне, за искусство, балет, медицину, тюрьму, повседневную жизнь и спорт. Важно, что за какую бы тему он ни брался, проживал ее вместе с героями своих снимков.

Из серии «Человек в рамках современного искусства».

Так, он много раз приезжал в Чечню, а два месяца жил там на передовой. Как все остальные, мог погибнуть, как все остальные, зубы не чистил и не мылся.

- А мог ли я себе представить, что, отправившись на войну в Никарагуа, буду вынужден принимать роды? В нужный момент не было никого, кто мог бы помочь бедной женщине, у которой начались схватки, - вспоминает Вяткин. - Тогда, чтобы перерезать пуповину, пришлось взять штык-нож «калашникова».

Он говорит, что его профессия дала ему возможность увидеть и показать то, чего не смогла бы дать ни одна другая. Вот только фотожурналистика не сделала его счастливым в личной жизни. Владимир Вяткин трижды был женат и трижды разводился, у него пятеро детей, и ни с одним из них он не прожил до совершеннолетия. Все они недополучили внимания, заботы, любви.

Владимир Юрьевич рассказывает, как часто врал близким, что едет отдыхать. А потом они узнавали, что он был в психбольнице или в тюрьме с Чикатило. В общем, чего он не научился делать, так это грамотно совмещать личную жизнь и работу. Профессия всегда стояла на первом месте.

В творчестве Владимира Вяткина особое место занимают серии снимков, которые он предпочитает отдельным кадрам. В сериях он создает фотоисторию героя или события. Причем иногда эти истории длятся не один год.

Дети из племени индейцев мискитос.

- У меня училась немецкая аспирантка. Дочь бывшего советского офицера и немки, она великолепно владела двумя языками. Однажды она позвонила и сказала, что пишет искусствоведческую статью для одного арт-журнала, а редактор попросила ее вставить в текст какую-нибудь пикантную деталь. Вот поэтому она и спросила: «Вы же снимаете свои серии очень долго, иногда годами. У меня вопрос: а что чувствует фотограф Владимир Вяткин, закончив серию длиной в 20 лет?». Я ответил: «Полнейший штиль удовлетворенных амбиций мужской физиологии». Через две недели выходит журнал. Материал оценили высоко, но редактор изменил мою фразу. Вышло так: «Фотограф Владимир Вяткин, который снимает свои серии очень долго, закончив очередную работу, чувствует усталость, как от тяжелого физического труда». Черт возьми, какая проза! Я был разочарован...

Владимир Юрьевич признается, что в своей жизни мало кому завидовал: ни тем, с кем рядом постоянно были самые красивые женщины, ни тем, у кого лучше дом или машина. Но при этом всегда завидовал хорошим снимкам.

Поэтому он не стесняется иногда использовать чужие идеи и не боится, что кто-то может украсть идею у него. А в качестве объяснения такого отношения часто приводит в пример Квентина Тарантино, который на очередной выпад в его сторону по поводу заимствований диалогов, сцен или планов сказал: «Я не заимствую! Заимствуют бездари. Гении воруют».

Американский дирижер Кент Нагано.

- В фотографии то же самое! Воруйте, если знаете, что сделаете лучше. Сегодня сделать хорошую фотографию безумно тяжело, тяжелее, чем 20 или 30 лет назад. Все уже отснято кем-то до нас - от рождения до смерти. И практически невозможно придумать что-то новое. Но если вы сможете улучшить, доработать чью-то идею, дерзайте! - призывает Вяткин.

Так что ни зависть, ни некоторую степень плагиата в профессии он не считает недостатками, зато двумя своими главными грехами называет незнание английского и неумение пользоваться компьютером. Правда, последнее никак не сказывается на качестве снимков.

- Я работаю с помощью своих художественных и живописных возможностей, используя только камеру. Лично мне интересно не просто найти тему, но и без фотошопа снять ее в соответствующей изобразительной форме. - объясняет он. - Бывает, мои студенты приходят ко мне и говорят: «Снимите меня в стилистике русского реализма, европейского реализма, в стилистике Пикассо или Серова». Это их задача для меня.

При этом и он сам может спросить их, например, с какой выдержкой и диафрагмой Врубель писал своего «Демона». Вяткин учит перекладывать язык литературы, музыки, живописи на язык фотографии. А в фотографии учит видеть не только композицию или идею.

- Мои студенты в течение двух-трех месяцев должны научиться точно определять при взгляде на снимок тип аппарата, чувствительность пленки, диафрагму и выдержку. Вы можете и меня проверить. Вероятность ошибки будет не больше 10 процентов. И это не потому, что я сумасшедший, а потому что именно это называется профессионализмом. Правда, если кто-то думает, что как профессионал я ежечасно, ежедневно делаю шедевры, он ошибается. Если я за год сделал хотя бы одну хорошую фотографию, значит, этот год прожил не зря.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Минерал наоборот
Это история одного ученого, рассказанная им самим без пафоса и философствования, с самоиронией и искренностью
Отходы, которые мы производим
Статистика утверждает, что в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем до 4 центнеров бытовых отходов в год

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
58,129069,766474,484373,1173
Афиша недели
Редкие птицы
Гороскоп на сегодня