08.04.2016 / Увлечения

Бренд «российского кино»

1 апреля произошло долгожданное событие в мире российского кино - с вручением премий «Ника» итоги 2015 года оказались подведены окончательно. Итак, что же он принес нового?

Быть может, главное положительное явление - формирование устойчивого бренда «российский фильм». В коммерческом смысле это значит не только то, что большой процент постоянных посетителей отечественных кинотеатров при прочих равных условиях выберет наше кино, но и то, что определенный процент зрителей предпочтет его при любых условиях. Этот «определенный процент» мал, однако он явно превышает статистическую погрешность: пускай российские картины и не собирают столько, сколько хотелось бы, зато некий минимум они возьмут всегда.

Появление коммерческих ориентиров находится в тесной взаимосвязи с укреплением ориентиров эстетических. Еще памятны времена, когда на фестивалях награждались одни картины, в критических статьях хвалились другие, а зрители шли на третьи. Тусовочный дух был настолько силен, что в отечественном кино тогда «не было» ни одного неудачного фильма: провалы не признавали, если же признавали - видели в них козни врагов. Байки о продажных жюри мировых кинофестивалей, в упор не замечающих гениальности деятелей отечественного киноискусства, на этой почве расцветали пышным цветом.

Однако в последние годы в России постепенно укрепилась другая тенденция - взаимозависимости между фестивальными наградами, критическими отзывами и кассовыми сборами. «Что такое хорошо и что такое плохо» медленно, но верно приобрело вполне ясные очертания. Любопытную трансформацию пережили старые «тусовочные кланы». Поскольку любое решение, касающееся киноискусства, теперь приходится обосновывать эстетически, то постепенно тот или иной киносмотр или кинопремия стали приобретать значение, сходное с художественной школой или направлением. Например, невыдвижение на «Золотого орла» «Страны ОЗ» и «Ангелов революции» можно критиковать, но это не мешает видеть за таким решением определенные художественные критерии.

Сразу оговорюсь, что все эти процессы идут отнюдь не линейно, скорее, здесь применима аналогия с движением парусника против ветра. Медленно, галсами, попросту говоря, зигзагами, но он продвигается вперед.

Хорошим примером состояния отечественного кино является успешный прокат картин, у которых не было ни одного козыря, кроме отечественного происхождения. На прошлой неделе на экраны вышли «Герой» и «Маршрут построен», две российские темные лошадки: первая заняла третье место в киночарте страны, вторая - пятое, суммарно - 25 процентов от общих сборов первой пятерки. Почему не 100? Потому что на «Бэтмена против Супермена» затрачено денег в несколько десятков раз больше, чем на обе эти картины вместе взятые. Объективно ни одна киноиндустрия мира сегодня не в силах соперничать с Голливудом в целом, но время от времени давать бой на собственном поле национального проката способны многие.

На этой неделе нам тоже предстоит встреча с двумя темными лошадками российского происхождения - «Коробкой» и «Хардкором».

Широкий прокат первой еще не начался, однако эта лента уже успела зарекомендовать себя как одна из самых многообещающих отечественных новинок. Нечасто в серьезных критических обзорах можно встретить такие, к примеру, оценки: «…фильмы вроде «Коробки» хочется хвалить, хвалить и еще раз хвалить!» «Коробка» схожа с недавним «Героем» в том смысле, что рекламируется благодаря участию непрофессионального актера - Димы Билана в одном случае, Руслана Нигматулина в другом. Однако Нигматулин в «Коробке» - просто исполнитель-символ, помогающий сразу понять смысл сюжета: борьбу между двумя дворовыми футбольными командами за право единолично распоряжаться футбольным полем.

«Хардкор» - другого поля ягода. Фантастический боевик в стилистике то ли «Универсального солдата», то ли «Робота-полицейского», то ли «Солдата», в главных ролях - не только «наши» Данила Козловский, Александр Паль, Сергей Шнуров и Константин Хабенский, но и «их» Шарлто Копли и Тим Рот. Явный фаворит? А не угодно ли продюсером - Тимура Бекмамбетова, а автором сценария и режиссером - некоего Илью Найшуллера, известного исключительно по одному видеоклипу, собравшему на Youtube невероятное количество просмотров? Пока на «Хардкор» только положительные рецензии, но так как их авторы не забывают оговориться, что фильм этот безумный, то его мы также зачислим в темные лошадки. Кстати, дети до 18 лет на безумный «Хардкор» ожидаемо не допускаются.

Интересно, но число темных лошадок российскими лентами не ограничивается. Помните классическую французскую дилогию «Пришельцы» с Жаном Рено и Кристианом Клавье? Через 18 (!) лет после выхода второй части - добро пожаловать на «Пришельцы-3: Взятие Бастилии». Режиссер тот же, в ролях те же, о сюжете смотревшие первые две части, думаю, уже догадались.

Коммерческие перспективы психологического триллера «Логин» вызывают сомнения. Почему? А вы вспомните, когда в последний раз ходили в кино на венгерский фильм. Но нет худа без добра - дать какие-то рекомендации или рекламации на эту ленту решительно невозможно. Коротко о сюжете: «Крест-накрест» Хичкока (ну или «Комедия о мстителях»), показанные через призму электронной службы знакомств.

Биографическую драму «Эдди Орел» я рекомендую всем и каждому, кто считает себя любителем английского кино. Спортсмен-неудачник Майкл Эдвардс, иронически прозванный Орлом отнюдь не за свои достижения, тем не менее постоянно представлял Великобританию на спортивной арене: никто в стране лучше него не прыгал с трамплина. Когда же у Орла что-то стало получаться, он по злой иронии судьбы заработал травму и был вынужден уйти из большого спорта. Заглавную роль в фильме сыграл валлиец Тэрон Эджертон, прославившийся благодаря комедийному боевику «Kingsman», также в ролях - Хью Джекмен и Кристофер Уокен. Американцы числят «Эдди Орла» по ведомству «независимого кино» (премьера была на фестивале Сандэнс), так что блюдо это, несмотря на свое качество, пожалуй, не для всех.

А для всех - «Книга джунглей». Спродюсировала картину «Уолт Дисней пикчерс», поставил Джон Фавро, одинаково успешно работающий и в кино («Железный человек»), и на телевидении («Офис»), главный герой - Маугли… Кто-то еще сомневается в том, какой фильм станет первым за уикенд?

Алексей ГУЛЯНИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,039669,590074,701573,0245
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня