16.04.2016 / Увлечения

«Смерть мужьям» и доярка в фарфоре

Жительницы Ленинграда раскрывают секреты своего шарма

Фото: Сергей Ещенко
Наталья Баландина.

«Кружево, шпильки, помада - все, что прелестнице надо» - эти слова песенки из известного кино сами собой приходят на ум во время посещения выставки в областном художественном музее.

Экспозиция «Советская модница: сделано в Ленинграде» приехала в Заполярье из собрания музея «ХХ лет после войны. Музей повседневной культуры. Ленинград. 1945-1965». Северяне, и в первую очередь северянки, могут увидеть, как жили представительницы прекрасного пола в послевоенные годы.

Думается, многие экспонаты узнаваемы: духи «Ландыш серебристый», платья прямого фасона, перчатки, маленькие сумочки и чуть ли не обязательные элементы декора любой квартиры - фарфоровые статуэтки. Хотя, конечно, имеются в коллекции и незнакомые большинству советских женщин, живших в 50-60-е годы прошлого века, вещицы, ведь представленные на выставке предметы сделаны в Северной столице.

Естественно, жительницы советского Питера могли купить то же, что и женщины других городов, но при этом могли приобретать вещи и в «Пассаже», и в «Гостином дворе», и в Доме ленинградской торговли... Именно в этих крупных магазинах появлялись модные модели, также при них работали небольшие фабрики по производству перчаток и шляп.

- Меня всегда интересовали элементы быта послевоенного времени, особенно те, которые связаны с женщиной, ведь в те годы было очень сложно что-то достать, даже отрез на платье, но тем не менее дамы оставались модными, ухоженными, - рассказала главный хранитель музея Наталья Баландина. - Вообще неизвестно, выжили бы мы, если бы не было женщин. Ведь именно они восстанавливали хозяйство, строили дороги... Многие мужчины, вернувшиеся с фронта, были ранены и покалечены, поэтому все тяготы легли на нежные женские плечи. Начать коллекцию решила с фарфора. Дореволюционный недоступен, в основном он находится за границей, а фигурками послевоенного производства раньше были уставлены все тумбочки и этажерки: дети, медвежата, зайчики. Также выпускались серии, связанные с реалиями советской жизни: доярки, свинарки, даже асфальтоукладчицы!

- Мир детства также очень широко представлен в фарфоре, - присоединилась к разговору музейный педагог Александра Прокофьева. - Мальчик-якут с собакой, другой паренек в форме пограничника, юный Александр Сергеевич Пушкин с золотым пером в руке. Также тиражировались сюжеты детских произведений - медведь с контрабасом из басни Ивана Крылова, ласка из рассказа Евгения Чарушина.

Конечно, советским детям вряд ли разрешалось играть этими статуэтками, во всяком случае на глазах у родителей. Многие мальчишки и девчонки послевоенного периода занимались рукоделием. Шили, вышивали - на стендах в музее представлены альбомы для вышивок и кальки с выкройками. Можно увидеть и результаты этих работ. К примеру, очаровательная вышивка, на которой изображен мальчик, читающий книгу игрушке.

Однако вернемся к ленинградским прелестницам. Как бы ни было тяжело жить в те годы, женщины умудрялись выглядеть привлекательно. Немалую роль в создании образа играла парфюмерия. Название каких духов ассоциируется с советской женщиной? Естественно, «Красная Москва», однако мы-то ведем рассказ о ленинградках. Они предпочитали пользоваться ароматами, созданными в своем городе: «Ландыш серебристый», «Белая сирень», «8 Марта», «Октябрь» - к юбилею революции, «Юбилей армии». Названия последних мало кому знакомы, оно и неудивительно - эти линии выпускались небольшим тиражом в течение короткого времени, поэтому и не получили широкой известности.

- Первые экспонаты мне приносили подруги: флакончики из-под духов, вышивки. Потом о коллекции стали узнавать петербуржцы, ведь поначалу я читала лекции или устраивала выставки в библиотеках, на конференциях, в музеях, - продолжила Наталья Александровна. - А года два назад на Четвертой линии Васильевского острова освободилась коммуналка, в которой жила моя мама, и дочь предложила создать там музей. Это произошло 23 августа 2014 года. С тех пор собрание стало пополняться благодаря посетителям. Мы их называем прихожанами. Потому что они приходят в музей в первый раз, а потом возвращаются вновь и вновь, и обычно не с пустыми руками.

Так и пополняется коллекция. Есть в ней и платья той эпохи. Мурманчане могут увидеть четыре, каждое отличается от другого, раскрывает разные образы. Так, одно - концертное, сшито из темно-бордовой ткани. Подобные могли носить певицы, выступающие перед кинопоказом: тогда было модно петь романсы перед сеансом.

Второе платье - выходное. Черного цвета, прямого кроя с рукавами три четверти. Любая женщина могла надеть его в театр, на концерт или в ресторан, а также на собрание, посвященное годовщине Великого Октября.

Третий вариант - будничный. Он подходит для прогулок по Невскому проспекту, для похода в гости к друзьям. В то время в Ленинграде было очень популярно ателье № 1, в народе за свои цены носившее название «Смерть мужьям». Коллекционеры предполагают, что представленный на выставке наряд был сшит именно там или в очень похожем ателье.

Наконец, четвертое - повседневное платье. Простой фасон без оборок. Но есть в нем удивительные элементы: черный бисер, которым расшита шерсть.

- В основном все платья тогда были ручной работы: в магазине не достать, в ателье шить дорого, вот и обращались советские женщины к швеям, работавшим на дому, - прокомментировала Наталья Баландина. - Есть у нас и очень редкий экспонат - купальник. В СССР они появились довольно поздно, в конце 50-х - начале 60-х годов. Фасон вполне целомудренный: высокая талия, широкие штанишки, чтобы не было никакой эротики. В нашем варианте купальник раздельный, что в то время было определенным вызовом обществу.

На манекене, облаченном в такой смелый по тем временам костюм, красуется соломенная шляпка с очень короткими полями, своим фасоном больше напоминающая берет-таблетку. Головные уборы послевоенной эпохи тоже весьма интересны. В середине 50-х годов были популярны так называемые менингитки, французский нью-лук, созданный легендарным Кристианом Диором. Практической пользы от такой шляпки было мало, поэтому советские женщины от них отказались.

Еще обязательные элементы наряда - перчатки и сумочки. Последние буквально поражают миниатюрными размерами: планшет не поместится, зарядник тоже. Однако представительницам прекрасного пола, жившим две трети века назад, такого объема вполне хватало, чтобы положить платок, пудреницу, губную помаду и кошелек.

Туфельки дамы носили тоже разные. Так, сшитые на фабрике «Пролетарская победа», считались показателем статуса их обладательницы, ведь они были модельные, более изящные, чем созданные на «Скороходе», другой ленинградской фабрике.

Если хотелось сделать хороший подарок советской красавице, стопроцентный вариант - пудреница. Их хранили, не выбрасывали. На многих были сделаны именные надписи наподобие «Дорогой Инне от Вовы». Хранительницы пудры покрывались эмалью, украшались стразами, даже отделывались серебром 875 пробы.

- Очень часто на пудреницах можно было увидеть виды Ленинграда, решетку Летнего сада, Петропавловскую крепость. Да что там! Есть даже с полностью воссозданной картиной Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» - один в один, - сказала Наталья Александровна.

Вот такая любопытная выставка открылась в художественном музее. Если вы заинтересовались экспонатами, поспешите - экспозиция будет работать до 15 мая.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,594572,182675,815170,1764
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня