30.06.2016 / Увлечения

Путешествие в стиле ретро

Старые паровозы, стоявшие на приколе, используют для перевозки туристов

Фото: Юния Валамина

Паровозу без воды и ни туды и ни сюды

Этот состав на вокзалах Пскова и Великого Новгорода неизменно приковывал всеобщее внимание. Еще бы: не каждый день, выбрасывая столбы смешанного с дымом пара и оглашая окрестности густым басом гудка, прибывает настоящий паровоз. Одна из многочисленных легенд железнодорожников именно об этом гудке. Якобы голос первого отечественного паровоза настраивали с участием регента церковного хора, чтобы звук его находил благоговейный отклик в сердце православного россиянина. Правда это или нет, но гудок этот действительно особенный. Почему-то у нас за три дня путешествия он не вызывал раздражения даже ночью.

- Дяденька, ну гудни еще разочек! - просили мальчишки на перроне. Взрослые же интересовались, когда отправляется поезд и как купить на него билет.

Весь наш состав - паровоз и единственный вагон. А пассажиры - журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга и единственный представитель от региональных СМИ - корреспондент «Мурманского вестника». Сопровождали нас организаторы программы «Великие земли» - части проекта «Серебряное ожерелье» столичной туркомпании VISIT RUSSIA и хозяина состава - РЖД ТУР, да еще обслуживающая маршрут бригада.

На остановках паровоз тут же окружали желающие подняться по крутым ступенькам в кабину, чтобы увидеть этого огнедышащего гиганта изнутри.

Российская паровозная эра началась в 1843 году с железнодорожной ветки из Петербурга в Москву. А первый паровоз был построен на Александровском чугунолитейном заводе. До 1956-го, ставшего закатом эры паровозов, по рельсам страны бегало их до четырех сотен типов. Затем они проиграли конкуренцию тепловозам по экономичности. Но по выносливости и неприхотливости и сегодня нет им равных. Есть то ли легенда, то ли быль, что однажды паровоз отапливался сушеной воблой. Ему достаточно рельсов и любого горючего материала. Ну и, конечно же, воды. Именно благодаря этим характеристикам эти динозавры грузоперевозок и сохранились.

- Россия всегда была готова к отражению врага в возможной войне, и консервация паровозов являлась важной частью такой подготовки, - рассказывал журналистам ведущий специалист РЖД ТУР Сергей Погодин. - Машины, особенно последних серий, отправляли в запас. Их число по всей стране составляло несколько тысяч. Время от времени их котлы запускали, и паровозы пробегали некоторую дистанцию, ведя за собой тяжелые составы. Речь о грузовых паровозах, на одном из которых, серии ЛВ, путешествовали и мы. После такой проверки они вновь консервировались. С 60-х до начала 90-х эта система работала четко. Но сегодня сохранилось лишь несколько десятков грузовых паровозов. ОАО «РЖД» использует их.

Оказалось, что в свободное от туристических поездок время и наша лошадка передвигает полновесные составы до двух тысяч тонн. Так что эта пробежка с одним пассажирским вагончиком для нее, наверное, просто веселая прогулка. А бежать она может в любое место, где есть рельсы и есть что посмотреть. Пока же мы осматривали достопримечательности древних русских городов Пскова и Великого Новгорода, наш паровоз надолго уходил на водопой - шутка ли, закачать 45 тонн специальной железнодорожной воды. К слову, другие его собратья, которым требуется ее только 30 тонн, ограничены расстоянием до очередного водопоя в 100 километров. Только вот точек, где есть возможность пополнить запасы воды, сегодня не так уж много. Поэтому и использование подобных составов несколько ограничено.

Он живой, даже дышит

- Я - просто фанат паровозов, - признается Сергей Погодин, - 20 лет проработал в нашем музее. Мне не довелось быть машинистом, но устройство российского паровоза хорошо знаю. Достоинство наших железных дорог в широкой колее. Она на 9 сантиметров больше западноевропейской, а значит, и паровоз можно сделать шире и мощнее. Английским путям, к примеру, приходилось буквально вгрызаться в уже построенные города, и места было очень мало. В итоге паровозы там низкие и узкие. Вписать мощную машину в столь стесненные габариты много сложнее. У нас же, что называется, «степь да степь кругом»…

Программа использования паровозов в туристических целях стартовала несколько лет назад в Ростове. Затем она распространилась на Москву, в последнее время активно используется в Петербурге. Путешествовать на 200-300 километров в поезде, конечно, удобнее, чем в автобусе. Обычно турист много ходит пешком, отдохнуть с максимальным комфортом после этого очень хочется. При желании заказчика состав может быть оснащен вагоном-рестораном. Цена нашего тура Санкт-Петербург - Псков - Великий Новгород и обратно составляла 15 тысяч рублей. Для иностранных туристов, если бы таковые были, - 22. Она включала услуги транспорта, экскурсионное обслуживание, питание... Подобные туры организуются как самим РЖД ТУР, так и совместно с заинтересованными турфирмами.

В этом году из Петербурга планируются также поездки в Гатчину, Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин и Павловск. Но поскольку они все же подороже автобусных, то отправляются составы по мере формирования групп. Четкой их периодичности пока нет. Поездка в Гатчину, например, планируется в сентябре.

Зато паровозные прогулки уже идут на ура. Стартуют они от вокзала на таком, как наш, или похожем паровозе, а затем на станции Купчино - пересадка в детский состав. Ведет его такой же паровозик, только детский, нечто вроде отлаженного часового механизма. Его тоже движет пар, и работает он на дровах. Бригада - два человека. А пассажиры размещаются в узкоколейных вагончиках на 36 мест каждый. После прибытия на станцию Царскосельская туристы слушают рассказ о детской железной дороге, о том, как с юных лет формируется любовь к железной дороге, а заодно идет беседа и о правилах поведения на ней.

Нашу поездку обслуживали две бригады по три человека: машинист, помощник и кочегар. Во время одной из стоянок удалось пообщаться с некоторыми из них.

- Перешел сюда с электровоза, - делится помощник машиниста Андрей Игнатьев, - ничуть не жалею. Здесь гораздо интереснее. Ты - участник процесса. От тебя полностью зависит, сдвинется паровоз с места или нет. Он живой. Понимаешь его механику: что и как в нем устроено. Мы ведь не только водить можем. Я сам и ремонтом могу заниматься. А главное - ощущаешь мощь этой машины, ее движение. А еще чувствуешь себя продолжением истории.

Не обошлось и без особой фишки паровозных бригад - приготовления глазуньи на лопате. Забросив очередную порцию угля, Андрей вытаскивает ее из топки. Разбитые яйца мгновенно схватываются на раскаленной поверхности. Как говорится, приятного аппетита...

- Хотите отведать? - смеется кочегар Олег Заболотьев. - И блины при желании испечь можно. Так что у нас тут весело. Многие считают работу кочегара едва ли не позорной, а я иначе думаю. Дело-то вроде нехитрое, но выносливости требует. Кидай уголек, не зевай. Смазывать узлы надо вовремя. В поездке все надо быстро делать, жизненный тонус машины поддерживать. Машинист мне еще на практике говорил, что паровоз - он как будто бы дышит: слышали - ху - ху! И надо чувствовать это дыхание, не дать ему сбиться. Что там современные машины - тык-тык и поехал… А тут - махина такая, и ты даешь ей силу жить. Машина, топка - сердце паровоза. Растопка на дровах идет, потом - уголек знай подбрасывай. А так - что тот самовар: вода закипела - работа пошла. Как говорится, паровоз - это как назад в будущее. Слесаря питерские просто волшебники. Не первый год с паровозами работают, просто, как часы, их отлаживают. Непонятно даже, откуда опыт такой. И в Тихорецке ремонтная база крепкая… А уж наши бригады готовят - как космонавтов в команде работать. Даже психолог консультирует.

На Витебский вокзал возвращаемся из поездки к полуночи. Кстати, о нем, построенном в стиле модерн, мы тоже узнали немало интересного. Например, что рядом с ним находился императорский павильон, откуда отправлялся в путешествия по России сам император и члены его семьи. От вокзала его отделял высокий забор, и даже путь был отдельным. А в Пушкине существовали императорское депо и императорский вокзал. Но исторические достопримечательности Санкт-Петербурга и его пригородов - отдельная тема.

Юния ВАЛАМИНА, Санкт-Петербург - Мурманск

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.06.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,039669,590074,701573,0245
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня