13.10.2016 / Увлечения

Неделя вируса

Что может сильнее всего напугать человека? То, в чем он ничего не смыслит. За доказательствами далеко ходить не стоит. Возьмем мировую статистику смертности в ДТП за год и сравним с такой же, к примеру, по эпидемии лихорадки Эбола за два. Автомобили убили за 2015 год 1 миллион 250 тысяч человек. Лихорадка с декабря 2013 по декабрь 2015, когда объявили об окончании эпидемии, отправила на тот свет более чем в 100 раз меньше - 11 315 человек. Думаю, если бы машины были вирусом, то человечество уже давно поголовно пересело на велосипеды. Но в автомобилях и в футболе в отличие от вирусологии разбирается каждый. И потому именно лихорадку Эбола крупнейшие политические лидеры объявляли чуть ли не угрозой человеческой цивилизации. То же и в кино.

Так, самым страшным оружием главного злодея в очередной экранизации Дэна Брауна «Инферно» будет как раз смертоносный вирус, хотя, как показывает судьба всех эпидемий новейшего времени, банальная диверсия на конвейере автопрома или в системе управления городскими светофорами были бы гораздо опаснее. Но это же так скучно!

Впрочем, потенциальная эпидемия в «Инферно» - классический макгаффин, как со времен Альфреда Хичкока именуют формальный (пусть даже и бессмысленный с точки зрения здравого смысла) повод для развития сюжетной интриги.

Основное же действие «Инферно», как и в других экранизациях брауновского цикла о профессоре Роберте Лэнгдоне, связано с очередной криптоисторической теорией. Полем битвы для игр разума на этот раз стали не работы Да Винчи или Галилея, а «Божественная комедия» Данте. В остальном же все по-прежнему: режиссер Рон Ховард, в главной роли Том Хэнкс.

В драматургии другой новинки, «Новая эра Z», эпидемии отведено гораздо большее значение. Впрочем, по большому счету и это макгаффин, поскольку в качестве возбудителя были избраны… грибы. Автора литературной основы английского писателя Майкла Кэри (картина снята по его роману «Дары Пандоры»), а вслед за тем и сценаристов буквально заворожил реально существующий гриб-паразит кордицепс и его способность «зомбировать» своих хозяев (тропических муравьев) - так и появилась «грибная» зомби-эпидемия, в книге и в фильме за двадцать лет выкосившая чуть ли не все человечество. И это при том, что микобактерии, опасные для человека, ответственны исключительно за хронические заболевания (туберкулез, проказа) и ураганных пандемий подобных холерным, чумным или гриппозным никогда не вызывают! Но, как отмечалось выше, вирусология для современного человека - не автомобили и не футбол: к тому же главный акцент был здесь сделан не на эпидемии, а на ее последствиях.

…Главная героиня «Новой эры Z» - девочка Мелани, живущая в закрытом интернате. Она живет в строгой изоляции от остальных людей, с ней общаются, предварительно обездвижив ее с помощью смирительной рубашки. Девочка привыкла к этим мерам безопасности, они кажутся ей бессмысленными и даже забавными. «Вы же не боитесь, что я бешеная и всех покусаю!» - иронизирует она. Мелани и не подозревает, что все вокруг страшатся именно этого, поскольку она - одна из немногих, кто был инфицирован, но не заболел зомби-болезнью.

Роман «Дары Пандоры» вызвал восторженные рецензии критики и был награжден несколькими литературными премиями. Отклики на экранизацию были такого же градуса. Судя по всему, «Новая эра Z» продолжит славные традиции английского зомби-фильма («28 дней спустя», «Зомби по имени Шон»). Можно даже сказать, что она вместе с книгой будет способна по популярности у фанатов составить конкуренцию такой нашумевшей парочке, как «Война миров Z» - роману Макса Брукса и одноименной картине Марка Форстера. Добавлю, что поставил «Новую эру Z» Колин Маккарти, известный по культовым сериалам «Шерлок», «Острые козырьки», «Тюдоры» и «Доктор Кто», а в главных ролях помимо дебютантки Сеннии Нануа снялись Гленн Клоуз, Джемма Артертон и Пэдди Консидайн.

В единственной новой ленте от отечественного производителя, криминальной комедии «Супер-плохие», никаких вирусов нет - но участие Александра Реввы позволяет сам фильм причислить к распространенной в российском кино и очень заразной эпидемии под названием «Камеди клаб».

Справедливости ради нужно отметить, что создатели «Суперплохих» постарались по крайней мере в компоновке сюжета уйти от шаблона «камедиклабовских» лент. Картина состоит из серии взаимосвязанных микроновелл, героями которых стали невезучий игрок, столь же неудачливый актер, строящий из себя великую звезду, наркокурьеры, бандиты и проститутки. «Суперплохие» даже были награждены призом за лучший сценарий на последнем Выборгском фестивале. Однако в свете того, что на этом же фестивале другим призом был награжден «Дизлайк», такая награда выглядит как минимум подозрительно. И это не единственный повод для сомнений. Цитата из того же Реввы о постановщике «Суперплохих»: «Дмитрий Суворов - молодой перспективный режиссер, ученик Квентина Тарантино и Гая Ричи». Ага, а заодно - Кристофера Нолана и братьев/сестер Вачовски. А вот как характеризует фильм другой его актер, Александр Соколовский: «Могу сказать точно - ничего подобного в России никто еще не снимал. Мы - первопроходцы в этом жанре». Типа ни Алексея Октябриновича Балабанова, ни его «Жмурок» никогда на свете не существовало.

Я не хочу сказать, что «Суперплохие» обязательно окажутся суперплохими - все может быть. Но, с одной стороны, предыдущий фильм Суворова, «Одноклассницы», совсем не создает впечатления перспективы. С другой, вспомните сами: много ли получилось приличных комедий из проектов, инфицированных резидентами «Камеди Клаба»?

Геннадий АЛЕШИН

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.10.2016

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня