Проводник в историю

Кукла — это не только игрушка, но и проводник в историю и даже способ овладеть несколькими ремеслами. Сейчас мы мало об этом задумываемся, а вот наши предки придавали очень большое значение таким привычным бытовым вещам. Секретами ремесел сейчас владеют в основном мастерицы, которые, к счастью, готовы делиться своими знаниями со всеми желающими.

Одна из них — апатитчанка Надежда Коровашкова. Она уже более 20 лет руководит студией декоративно-прикладного искусства «Иван да Марья», где занимается возрождением северных ремесел: традиционной куклы, ткачества, вышивки, валяния и лоскутного шитья. Творения Надежды и ее учеников северяне могут увидеть в Доме ремесел областного художественного музея, где открылась выставка «Хитро-мудро рукодельице». Всего в большом зале представлено около ста работ: традиционные и авторские, тканые половички, лоскутные панно, вышитые полотенца и многое другое.

— Ваша жизнь в народном искусстве потрясающая: вы сами им занимаетесь и заражаете своим увлечением других. Создание студии «Иван да Марья» тому доказательство, — сказала на торжественной церемонии открытия директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. — Это первая персональная выставка автора, чьи руки нежные, крепкие и цепкие. Во время знакомства с экспозицией мы можем увидеть и традиционное народное искусство, и его современное трактование.

Всё начиналось с тряпок

— Народное искусство — фундамент творчества, — взяла слово член регионального отделения Союза художников России Татьяна Черномор. — Поэтому чем больше людей им занимаются, тем лучше. А самое главное, вы передаете свои знания ученикам.

Надежда Коровашкова — человек увлеченный. За то время, что она занимается изучением ремесел, накопился богатейший багаж знаний, которыми она охотно делится с другими.

— Все началось в 90-е годы прошлого века. Я тогда работала воспитателем в детском доме, — рассказала мастерица. — Тяжело было, гуманитарная помощь приходила в основном в виде одежды и тряпок. И я решила использовать их для создания кукол. Так все началось, а сейчас у меня есть своя студия, кстати, единственная, которая имеет свой выставочный зал. В этом году мы пошли на эксперимент, пригласив шестилетних детей.

Часть коллекции «Игра в свадьбу»

Большая часть экспозиции — куклы. Причем не сами по себе, а сразу композиции. На первый взгляд, текстильные игрушки очень просты. Однако это только на первый взгляд. Начнем с того, что кукол шили из того материала, который имелся под рукой. Если, к примеру, в Липецкой области много глины, то тамошние умелицы сначала делали основу из этого материала, а уже сверху украшали тканью. На Севере же в ход шли мягкие материалы.

И тут открывается следующая особенность — при создании кукол разного пола использовались разные методики. Основой женской головы служил клубок — чтобы мысли не путались и не прерывались. Женщина должна быть мягкая по характеру, поэтому и тело ее делают из ткани. Мужчине же, наоборот, присуща твердость — основу такой куклы составляют палочки.

Смысл — в деталях

Расцветка ткани, из которой делали костюм, также имела значение. Если куклы в центральных и южных областях России, как правило, наряжены в яркие лоскуты, то северные — лаконичные, хотя цвета тоже могут быть сочными. Сарафан делали преимущественно синим — в Архангельской области его и называли синяком. Ну а красный — это цвет наших северных ягод: брусники, рябины, морошки.

— Лично для меня куклы до сих пор остаются загадочным предметом, — продолжила Надежда Коровашкова. — Они ведь использовались не только для игры, но и для получения различных знаний и умений: приходилось учиться плести лапти, корзины, ткать пояса, половички, шить игрушки, мячики.. Вот, например, коллекция «Игра в свадьбу». Она очень многочисленная: жених с невестой, родители, которые их благословляют, держа в руках икону и каравай, гости, певицы... Свадьба была самым ярким событием в жизни русского человека, длилась по несколько дней. И девчонки при помощи таких кукол разыгрывали сцены.

Глубоким смыслом и значением наделена и другая композиция — «Ожидание». Папа и беременная мама сидят на скамейке около кровати, рядом ребенок на полу занят мягкими игрушками. Ширма и одеяло выполнены в технике лоскутного шитья, подзор, украшающий кровать, вышит, мячик, лошадка, зайчик и цыпленок сшиты из кусочков ткани. Все, как было в действительности. А если более внимательно присмотреться, то можно увидеть висящий на ширме поясок — таким раньше перевязывали одеяло с завернутым в него младенцем.

«Семейство Козловых»

Еще одна колоритная композиция — «Семейство Козловых». Это уже авторская игрушка, возникшая на основе народной куклы. При ее создании мастерицы научились делать набойку — новую ткань из старой путем печати другого рисунка и окраски. Семейство Козловых рождалось перед Пасхой, поэтому одежда праздничная, красивая, яркая, вся в лентах. Уши и рога у Козловых сделаны из лыка, заплетенного в косы. На Севере раньше драли лыко, создавая из него кукол, коврики и много всего другого. Рогатые симпатяги не оставят равнодушным ни одного посетителя выставки.

Представлена на выставке и другая интерпретация народного искусства — валяные панно с северными мотивами.

— Сначала мы валяли валенки для кукол, а когда готовились к зональной выставке 2004 года, сделали в этой технике игрушки — белых медведей и чаек, — пояснила мастерица. — У меня осталась шерсть, не очень чистая, ее мало куда можно использовать. А выбрасывать-то ничего нельзя, вот я и подумала, дай, сваляю ее и нарисую петроглифы — обожаю эту тему. Попробовала, получилось интересно.

Вот так, знакомясь с вполне привычными вещами, мы можем узнать много нового и интересного. Тайны древних ремесел представлены на выставке, которая работает до 23 февраля.