09.08.2018 / Земляки

Опальный командир

Тот, кто сформировал сафоновский полк

Фото: Из архива Юрия Рыбина
Бомбардировщик СБ над аэродромом Ваенга-1. Осень 1941 г.

Георгий Губанов, Борис Сафонов, Петр Сгибнев… Тем, кто интересуется воздушной войной в Заполярье, эти фамилии прославленных североморских летчиков, в годы Великой Отечественной войны - командиров авиаполков, хорошо известны. А вот имя Василия Черных, пожалуй, знакомо лишь узкому кругу специалистов, хотя, по сути, ему бы стоять в самом начале приведенного списка.

Один из создателей авиации ТОФа

С именем Василия Константиновича Черных связано появление в составе ВВС Северного флота первого авиаполка, вооруженного колесными истребителями и бомбардировщиками. Именно он в начале 1940 года на аэродроме Ваенга на базе прибывших из Белорусского особого военного округа отдельных эскадрилий сформировал и возглавил 72-й смешанный авиационный полк, ставший в годы войны легендарным 2-м гвардейским (сафоновским!) Краснознаменным. Судьба первого командира 72-го САП на Крайнем Севере складывалась более чем драматично - по максимуму испытывала его на прочность.

К сожалению и удивлению о Василии Константиновиче Черных известно немного, хотя личность он почти легендарная, как-никак стоял у истоков зарождения авиации не только на Крайнем Севере, но и на Дальнем Востоке.

Он родился в 1902 году в селе Волчье Елецкого района Липецкой области. Службу в Красной армии начал довольно поздно - в 22 года в качестве авиамоториста одной из истребительных эскадрилий Московского военного округа. В апреле 1926-го его направили на учебу в Ленинград - в военную школу авиационных техников. После года учебы продолжил службу младшим техником в Ленинградском ВО. С июля 1929-го по февраль 1931 года снова учеба, но теперь уже на летчика, в военной школе пилотов при 1-й авиабригаде. Таким образом, Василий Черных стал военным летчиком лишь в 28.
Далее военная служба и карьерный рост, сначала в Ленинградском ВО, а с марта 1932-го в составе ВВС Морских сил Дальнего Востока, ставших в начале 35-го ВВС Тихоокеанского флота. В первой половине 1932-го, по сути, и начинается на востоке страны интенсивное формирование военно-воздушных сил. В конце 1931-го туда перебазировали с Черного моря 111-й авиаотряд - 12 летающих лодок S-62. К началу 1935 года в составе ВВС ТОФ уже насчитывалось 13 авиаэскадрилий, 4 авиаотряда и 3 авиазвена, всего 274 самолета.

Василий Константинович за неполные шесть лет от командира корабля тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 дорос до помощника командира бомбардировочного авиаполка СБ. При этом дважды вступал в должность командира отряда (читай - командира эскадрильи), подразделения которых нужно было формировать практически с нуля. То есть набрать и сколотить в единое целое летно-технический состав, освоить новую мат-часть, в одном случае - легкие одномоторные бомбардировщики Р-5, в другом - на тот момент современные скоростные двухмоторные бомбардировщики СБ. При этом обжиться и обустроиться почти на голом месте.

Не лишним будет напомнить, что на ТОФе в 1937-38 годах была проведена поголовная чистка рядов начальствующего состава от «врагов народа». В сталинских застенках тогда сгинули многие военачальники и командиры, чьим упорным трудом создавалась мощь тихоокеанской авиации.

В конце 1938 года Василий Черных с Дальнего Востока откомандирован в Липецк на высшие курсы усовершенствования, где проучился до конца сентября 1939 года. После заслуженного отдыха новоиспеченного «командира авиационного полка» для дальнейшего прохождения службы направили в штаб ВВС Балтфлота, где ему сразу не нашлось соответствующий должности. Но, когда в ходе не совсем удачно складывающейся войны с Финляндией назрела острая необходимость сформировать на Северном флоте новый авиаполк, майор Василий Черных с его бесценным опытом начинать все с нуля оказался весьма кстати.

Север: снова всё с нуля

23 декабря 1939-го в соответствии с приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова было начато формирование 72-го авиаполка ВВС Северного флота. Из ВВС Белорусского ОВО с матчастью и летно-техническим персоналом были переданы две эскадрильи истребителей - тридцать И-15 бис и эскадрилья бомбардировщиков СБ - семь самолетов. Формирование нового авиаполка на аэродроме Ваенга в основном было закончено к 1 февраля 1940 года. Но официально согласно приказу наркома ВМФ все три эскадрильи вошли в состав Северного флота лишь 13 февраля.

Нельзя сказать, что новый авиаполк формировался на пустом месте. Однако проблем было не перечесть. Несмотря на то, что ранее летом 1939 года в Ваенге базировались истребительные эскадрильи 5-го ОСАП Ленинградского ВО, к аэродрому не было подъездных дорог. Снабжение аэродрома и гарнизона осуществлялось исключительно морским путем. Имелась лишь единственная дорога от пристани Ваенги, проложенная в июне 1939 года для перевозки самолетов на аэродром. Для этого пришлось выкорчевывать пни и деревья, убирать валуны, выравнивать площадку. В июле-августе была подготовлена плохо выровненная взлетная полоса.

Сам аэродром Ваенга (впоследствии Ваенга-Первая, а в будущем главная база ВВС Северного флота) в начале 1940 года представлял собой очень узкую, зажатую между скалистыми и заснеженными сопками взлетную полосу размером 700 на 150 метров. Из стационарных зданий на аэродроме имелось два деревянных сарая: один - приспособленный под ангар для технической службы, а другой являлся летным домиком, в который едва помещалось дежурное звено полка.

Не лучшими были и бытовые условия нового места службы. Многие летчики и техники прибыли из Белоруссии с семьями, а в Ваенге, нынешнем Североморске, жилых домов было катастрофически мало. Поначалу считалось нормой в одной комнате расселять сразу две-три семьи, где одна семья отгораживалась от другой лишь простыней, редко - фанерной перегородкой. Не обремененные семьей летчики и инженерно-технический персонал скученно размещались в казармах.

Наряду с примитивными условиями проживания на том же низком уровне на аэродроме было организовано и питание - из-за антисанитарного состояния продпищеблока в столовой нередко случались отравления. Так, в начале марта отравились пищей сразу 33 человека, из которых было семь летчиков и два летнаба. И это был не единичный случай.

Поймать летную погоду

Но самым больным местом было то, что летчикам, привыкшим до этого летать в ясном небе и с широких аэродромов, сразу же пришлось на себе испытать все прелести суровых климатических особенностей Кольского Заполярья: на редкость сильные морозы были в зиму 1939/40 годов - с продолжительными снежными метелями. И конечно, полярной ночью. Это вызвало у многих антисеверные настроения - многие считали, что в таких крайне суровых условиях не то что воевать, а даже летать невозможно.

Летную погоду буквально ловили. Она была редким явлением. Пурга порой продолжалась по нескольку дней. Весь личный состав выходил на борьбу с полярной стихией, неделями боролся со снежными заносами, ожидая летной погоды. Снежная пыль проникала во все агрегаты самолетов (и в моторы!), создавая неизбежные трудности для их эксплуатации.

Постоянные темные сумерки полярной ночи, безмолвие дикой заснеженной тундры, примитивные бытовые условия, бездорожье и оторванность от мира не в лучшую сторону действовали на моральное состояние летчиков и техперсонала.

Не успели как следует обжиться на новом месте, поступил приказ сверху о вывозе семей из гарнизона. А многим ведь было просто некуда возвращаться. В подразделениях резко упала дисциплина. Кроме того, немало нашлось таких, которые категорически отказывались сменить сухопутную форму Красной армии на морскую.

Командование ВВС Северного флота для поддержания должного порядка в полку вынуждено было на партийных собраниях вести разъяснительные беседы, а к отдельным персонажам применять и крутые меры. В общем, все тогда было непросто во вновь сформированном авиаполку под командованием майора Черных.

(Окончание следует.)

Назад к списку новостей

Еще по теме

В штабе Северного флота открылась выставка вооружения и военной техники

На улице возле зданий штаба были представлены действующие пусковые установки берегового ракетного комплекса «Бастион» 

В Санкт-Петербурге заложили новый ледокол для ВМФ

Портом приписки судна «Евпатий Коловрат» будет Петропавловск-Камчатский, а второй ледокол будет направлен на Северный флот.

Сенатор Татьяна Кусайко поздравила северян с 25-летием Конституции РФ

25 лет назад российский народ выбрал независимость и демократический путь развития страны

На Северном флоте обсудят, как избежать угрозы безопасности в Арктике

Руководящий состав принимает участие в четырехдневных оперативно-мобилизационных сборах

На Северном флоте проходят оперативные сборы руководящего состава

Участники четырехдневного мероприятия обсудят способы нейтрализации угроз безопасности государства в Арктике

Замгубернатора Роман Дурягин поздравил сотрудников таможенной службы с 99-летием со дня образования 

Сегодня состоялась торжественная церемония в честь годовщины со дня образования таможенной службы в Мурманской области

Сегодня в России отмечается День Героев Отечества

Значительная часть указов о присвоении этого звания официально не публикуются.

На Северном флоте прошли испытания новых вездеходов

Водители вездходов успешно преодолели препятствия на пересеченной местности

Морская пехота Северного флота пройдет огневую подготовку

Солдаты отработают ведение огня из штатного стрелкового оружия в новом учебном году

Раскрыты характеристики новейшего арктического беспилотника

Максимальная продолжительность полета составляет 250 минут.

Фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» отстрелялся «Калибром» в Баренцевом море

Пуск ракеты был произведен по полигону Чижа в Архангельской области

В День конституции Российской Федерации состоится Общероссийский прием граждан

12 декабря уполномоченные лица прокуратуры Мурманской области проведут личный прием заявителей

В Мурманской области идет сбор пожертвований на строительство Главного храма Вооруженных сил РФ

Первый взнос на строительство храмового комплекса сделал мичман Северного флота

В новом разделе сайта «Бессмертного полка» ищут неизвестных солдатов

Цель проекта: чтобы как можно меньше героев осталось безымянными

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня