31.05.2006 / Земляки

КОНЕЧНАЯ ОСТАНОВКА

Историческое событие? Для самого Владимира Степановича, для его семьи, для коллектива - безусловно. Но ведь не только, не только... Разве всем прочим мурманчанам этот поворот в отдельной судьбе рядового человека так уж безразличен? Впрочем, судите сами. Сегодня последний рабочий день у человека, который почти 45 лет назад провел по улицам города первый троллейбус, - у Владимира Степановича Киселева. И вот - конечная остановка на трудовом пути.

Представить наш Мурманск без троллейбусов, наверное, невозможно. Это такая же неотъемлемая часть города, как корабли и портальные краны, площадь Пять Углов и скверик у кинотеатра "Родина", памятник Алеше. Кажется, все это было и будет всегда. И только старожилы помнят тот памятный день, когда по центральному проспекту покатил первый троллейбус. Для большинства он был диковинкой, полюбоваться которой собрались тысячи людей. Все мечтали прокатиться от улицы Карла Либкнехта до Больничного городка. Салоны машин были переполнены. Пассажирам так понравился новый транспорт, что многие долго не выходили из троллейбуса. Особенно радовались дети.

Это уже позже появятся второй, третий, четвертый, шестой, десятый маршруты, соединившие северную и южную части города. Вместо одного станут работать два троллейбусных депо, а предприятие получит новое название - "Электротранспорт". Сегодня здесь работают 125 водителей, от совсем молодых, недавно отслуживших армию, и до таких, как Валентина Алексеевна Денежкина, которая по праву могла уйти на пенсию более десяти лет назад. Однако она и сегодня предпочитает гордо восседать в водительском кресле.

А в тот морозный, воскресный день, 11 февраля 1962 года, по улицам Мурманска отправился в свой первый рейс первый троллейбус ЗИУ-5. За его рулем сидел счастливый молодой человек, Владимир Киселев. Этот день, как самый большой праздник в своей жизни, он помнит и сегодня. Годы пролетели незаметно, а вот ощущение той приподнятости, гордости за свою работу осталось с ним навсегда. Свою машину Владимир Степанович любил так, что порой даже кондуктору не доверял уборку салона. Сам доводил до блеска окна, протирал сиденья, чтобы ни пылинки не было. Кондуктор не обижалась, понимала водительскую душу: "Хозяин!" Нынче так холят свои машины, пожалуй, лишь владельцы личных авто.

Руководство такую преданность делу ценило. Отсидев за баранкой 15 лет, Владимир Степанович стал наставником, кем и трудился еще 30 лет, начиная каждый рабочий день в 5.15 утра, когда большинство земляков еще досматривает предпоследний сон. Далеко не каждому предложат такую должность, где важно не только самому классно управлять троллейбусом, но и уметь научить этому своих учеников.

- А сколько их у вас? - спрашиваю Киселева.

- Да, думаю, человек сто, не меньше.

- И за всех, конечно, переживаете?

- Особенно за первозимков.

Увидев мое удивление, Владимир Степанович поясняет:

- Так мы называем тех, кто, окончив профучилище, только начинают работать. Сначала они учатся, стажируются, а к самостоятельной работе приступают уже осенью, под первый снег. Вот мы и называем их "первозимки". Первая зима всем новичкам очень трудно дается, у нас ведь на Севере как: сегодня - заносы, пурга, завтра - гололед. И водитель должен уметь спрогнозировать сложную ситуацию и знать, как из нее выйти. Да еще лихачи на джипах норовят троллейбус "подрезать", пешеходы не всегда правила перехода соблюдают... Моя задача - подсказать, как действовать в той или иной обстановке, помочь отработать навыки до совершенства.

Сам Владимир Степанович учился в Ленинграде. Отправились туда 35 парней, а вернулось 28. Киселев тогда за хорошую учебу получил первую в жизни премию - 10 рублей.

- Для меня, по сути деревенского парня, у которого детство и юность прошли в Краснощелье, Ловозере, троллейбусы были в диковинку. В Питере учились девять месяцев; город незнакомый, остановок не знаешь. Спрашивать инструктора не всегда удобно, а кошки на душе скребут: больше всего боялся столкнуться с трамваем. Штанга слетит - все движение останавливается, вот уж где страху натерпишься. Бывало и такое...

В Мурманске приехали, пришлось доучиваться, здесь нас посадили на машины новых марок, с другим рулевым управлением. Прикатались быстро, потом уже разрешили вести троллейбус с пассажирами. Волновались, конечно, а подсказать нам некому было. Мы ведь первыми были.

Конечно, парни считали себя королями на дороге. Первые недели народ на улице стоял, рот разинув. А уж как родители сыном гордились - не передать! Особенно, когда он впервые форму надел, но лишний раз ездить на троллейбусе стеснялись. Очень скромные были люди. Сейчас форма первого мурманского водителя троллейбуса Владимира Киселева хранится в музее подшефной 11-й школы.

Владимир Степанович очень любит свою работу и коллектив.

- Коллектив наш водительский - это мое родное, случись что - переживаешь как за себя. Это моя судьба, - говорит он.

Его уговаривали остаться, но Владимир Степанович решил сам: "Пора". Сам назначил конечную остановку на трудовом пути.

Говорить о себе он не очень любит, вот и на встречу со мной пришел с листочками бумаги, на которых написал - чтобы кого-то не позабыть! - имена товарищей по работе, тех, кто давно трудится. Много рассказывал о них, о депо, о своем предприятии, которое считается лучшим в стране.

- Мы - на плаву, не то, что в других городах, где вынуждены поставить троллейбусы на прикол и перейти на "Газели". Закупаем новые машины, только в последние годы их поступило 49. Скоро из Вологды придет первый низкопольный, он создан для удобства инвалидов, престарелых, мам с детскими колясками, которым трудно подниматься по ступенькам. Посмотрим, как он поведет себя, когда будет много снега. И еще четыре "рогача" ждем из Москвы.

Наверное, и годы спустя он так и будет говорить о предприятии - "мы"...

- Не жалко все бросать?

Владимир Степанович замолчал, посмотрел куда-то в сторону. И я подумала, что вопрос был зряшный, что он его слышал в последние дни десятки раз... и сам себе до сих пор задает.

- Всему свое время, - наконец сказал он. - Дорогу надо уступать, пора... А молодые, знаете, - они ведь у нас молодцы. Они пускай ведут наше дело дальше.

Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.05.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Экзотика и классика
Гороскоп на сегодня