17.07.2009 / Земляки

С морем - навсегда...

Николай Покровский с Людмилой Тибряевой.

Я ставлю в храме восковые свечи

За души тех, кого сегодня нет.

А мне радирует мой друг:

«Еще не вечер,

Мой капитан, живите много лет…»

Эти искренние строки идут от самой души автора. Их часто цитируют на флоте, но немногие знают, что принадлежат они Николаю Николаевичу Покровскому, работавшему капитаном-наставником в Мурманском пароходстве. А посвятил он их капитану дальнего плавания Людмиле Тибряевой, которую считал своей названой дочерью и в судьбе которой принял непосредственное участие.

Это Покровский ходатайствовал когда-то о приеме девушки на работу в пароходство, и благодаря его помощи Людмила впервые ступила на борт судна - вначале уборщицей, затем стала матросом. С той поры миновало немало времени. Давно ушел из жизни Николай Николаевич, но Людмила Анатольевна дорожит памятью о человеке, заменившем ей отца и воспитавшем лучшие черты характера, позволившие Тибряевой стать настоящим моряком, подняться на капитанский мостик и водить самые современные суда.

Она вспоминает, как Николай Николаевич, убеждая девушку в необходимости учиться, рассказывал о своей нелегкой судьбе, не уставал подчеркивать, что сам только благодаря воле, труду и упорству прошел путь от подростка-беспризорника, ночевавшего на опустевших скамейках московского бульвара, до командира боевого корабля…

Родился Покровский в учительской семье. Ему не исполнилось четырех, когда умер отец, а через год от тифа умерла мама. Воспитывали мальчика родственники. После окончания семилетней школы поступил в Московский энергетический техникум. Семья родных в это время лишилась кормильца, и подросток был вынужден сам зарабатывать на хлеб, однако учебу не бросил. После техникума работал электриком, инструктором по лыжам, инженером по электрооборудованию. Но большая жизнь ждала его впереди.

В 1939 году по комсомольской путевке Николая направили в Ленинград, где он поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Успешно окончил его и в звании военного техника отправился служить в Амурскую флотилию. Принял участие в боевых действиях с японскими милитаристами, участвовал в высадке десанта, минировал морской фарватер. Затем Покровский служил во Владивостоке военным помощником капитана на судах торгового флота, перевозивших иностранные грузы для фронта.

После Великой Отечественной началось восстановление народного хозяйства, на флот стала поступать новая сложная техника, и Покровский почувствовал необходимость в дополнительных знаниях. И решил написать письмо самому Сталину с просьбой направить его на учебу в высшее военно-морское училище. Сослуживцы над ним подшучивали. Но все сомнения рассеялись, когда в штаб дивизии поступил приказ: «Покровского командировать в Баку в распоряжение начальника Высшего военно-морского училища»…

Успевал он на «отлично», чтобы не подвести доверия товарища Сталина. А по окончании учебы получил квалификацию офицера корабельной службы. Направление Покровскому дали на Кольский Север - в город Полярный. Так он оказался в специальном дивизионе, предназначенном для разминирования арктических трасс, где фашисты в последние дни войны расставили огромное количество мин с хитроумными бесконтактными взрывателями. Служил в должности старшего помощника командира на минном заградителе, потом командиром тральщика, а затем его назначили командовать дивизионом военных кораблей.

Николай Покровский стал первым в истории Вооруженных сил страны магнитным минером и воспитал целое поколение военных моряков, связанных с этой профессией. Оставшиеся после войны мины представляли огромную опасность для судов. «Подарки», приготовленные фашистами, часто срывало штормом с проржавевших якорных цепей, мины всплывали на поверхность и становились реальной угрозой для проходящих кораблей. Риском для жизни была, конечно же, и борьба с минами. «Свою» последнюю Николай Покровский уничтожил в Карском море спустя почти десять лет после войны.

Родина оценила его заслуги. Николай Николаевич был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и многими медалями.

После службы на военных тральщиках Покровского перевели на не менее ответственную должность. Он стал командиром спасательных судов вспомогательного флота Краснознаменного Северного флота. И в этой должности тоже проявлял высочайший профессионализм - при любой погоде мог взять на буксир терпящий бедствие корабль и привести его в порт.

В 1962 году Мурманское морское пароходство обратилось к руководству вспомогательного флота с просьбой откомандировать Николая Покровского на постоянную работу в ММП. Он был принят на должность начальника штаба гражданской обороны, а вскоре - 1 января 1963 года - назначен капитаном-наставником по военно-морской подготовке.

Годы работы в экстремальных условиях научили капитана быть готовым к любым трудным ситуациям. Этому он учил и моряков пароходства. По воспоминаниям ветеранов, Покровский часто выходил в рейсы, проводил учения по маневрированию, реагированию на пожарные и иные судовые тревоги. И, находясь в море, всецело отдавал себя работе. Информация о выходе в рейс капитана-наставника быстро распространялась по флоту, и капитаны (что греха таить), зная высокие требования Покровского, старались избежать встречи с судном, на котором он шел.

Результатом же его профессиональной деятельности стало успешное участие судов пароходства в совместных мероприятиях с Северным флотом, проведенных в 1965 году. Наши моряки были отмечены тогда хорошим денежным вознаграждением за проявленную военно-морскую подготовку. И нельзя не отметить в этом непосредственной заслуги Покровского.

Председателю совета ветеранов пароходства Борису Купоросову в свое время не раз довелось выходить в рейс вместе с Николаем Николаевичем, о котором он вспоминает как о прекрасном специалисте, дисциплинированном, исполнительном, инициативном и корректном человеке. Меня же как женщину всегда поражала интеллигентность и военная выправка Покровского. Этот моряк - своей порядочностью, образованностью и интеллектуальностью - соответствовал моему представлению об истинном офицере. На первый взгляд казался гордым и неприступным, но веселые, улыбающиеся глаза выдавали его доброту и сердечность.

Тогда я не знала, что Николай Николаевич пишет стихи. Известно о том было только близким людям, свое увлечение он не афишировал. Но уже после смерти Николая Покровского мне в руки попала маленькая книжица «Капитаны кораблей не покидают». И я не устаю ее перечитывать. Стихи просты, ведь автор - не профессиональный литератор. Многие его строки легко остаются в памяти.

Море навсегда пленило сердце капитана. На стене в его комнате висела большая карта, на которой были отмечены маршруты морских походов. Казалось, море своей волной каждую ночь стучалось в его «иллюминатор». И стихи, словно ответ на этот зов, ложились на бумагу:

Хотя бы раз еще

взойти на мостик,

Проверить курс и вахтенный журнал!

Взойти туда хозяином - не гостем…

Я так давно на вахте не стоял.

Последней просьбой капитана Покровского к его названой дочери Людмиле Тибряевой было пожелание развеять его прах в Арктике. И это желание было выполнено.

Валентина КАРЕПОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.07.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня