20.10.2012 / Земляки

Ел снег, чтоб сделать вдох

Рассказ бывалого человека

Сергей Попов мог погибнуть под снежной лавиной на Карнасурте, но благодаря самообладанию и помощи товарищей житель Ловозера выжил.

- Тысячи туристов проходят горными тропами Ловозерского массива. Случается, люди гибнут в таких походах. Всякий раз подобные известия поднимают во мне бурю эмоций и размышлений, - признается Сергей, сотрудник диспетчерской службы Ловозерского ГОКа. - Воспоминания накрывают, как тот снег, что несколько лет назад едва не погубил нас со Славой. Поэтому хочу рассказать об этом не самом простом эпизоде моей жизни - может, кому-то пригодится мой опыт, кого-то он предостережет в горах.

Зима была ранней - много снега, морозно, короткий световой день. Мы с приятелем Славой Скрябиным решили в выходные сходить на Сейдозеро и проверить легенду о том, как по первому льду ловится на блесну кумжа. С промплощадки рудника Карнасурт на лыжах отправились через перевал к Сейдозеру.

Обычно мы туда ходили летом или весной. А в это время года светает только после десяти часов, в четыре вечера - уже полноценная ночь, вот и успевай рыбачить. Если официально о начале полярной ночи объявляют 2 декабря, то у нас в Ревде из-за близости гор солнце исчезает на две недели раньше и, соответственно, появляется на столько же позже.

До озера добрались по светлому времени и, так как знали, где какие глубины, стали пробовать блеснить. Я привез из отпуска новую удочку для отвесного блеснения с пластиковым хлыстиком. Ждать пришлось недолго, у меня была поклевка, я резко подсек, и мой хлыстик на холоде обломился (видно, предполагалось рыбачить в ванной комнате). Но все же я вытащил палию граммов на 400. Кто не знает, палия - это вид гольца, в брачный период брюшко рыбины окрашивается в ярко- оранжевый цвет. Начало рыбалки обнадеживало.

Время шло, по ходу дела мы обсуждали перспективы ночевки. Сумерки стали сгущаться, а мы тем временем продвигались по озеру, проверяя другие рыбные места. Приняли решение, что на ночевку нужно идти в ельник - там и дров много, и защита от ветра. Вдруг видим - на лед выходят люди с другого берега, среди них был знакомый проходчик с рудника Карнасурт. Оказалось, они шли из летнего домика, в котором была печка. А это гораздо лучше, чем ночевать под елкой, тем более мороз усиливался. Там мы и заночевали - печурка, правда, не очень-то спасала от холода.

На следующее утро мы опять принялись рыбачить. Рыбалка была сложная, но не безрезультатная. Один из нас поймал килограммовую кумжу: жадина заглотила сига, попавшего на крючок с приманкой. Другой поймал трехкилограммовую красавицу с зеленоватым отливом.

Горы, обрамляющие озеро, смотрятся величественно. С Куйвчорра, вернее, с отвесной его части, за всем наблюдает Куйва (он же лопарь, он же старик). Его силуэт виден на скале в любую погоду. Тем временем погода менялась, на смену морозу пришла пурга. Дуло очень прилично, словно груженые рудой думпкары проносились по горам.

Сейдозеро у саамов считается «озером духов». Мы обосновались на вторую ночевку, и под утро мне приснился перевал, по которому нужно было возвращаться домой: я увидел силуэт отца, которого уже не было в живых. Проснулся в полной уверенности, что нас ожидает опасность. К слову, на обратном пути «Марусин зад», как прозвали туристы перевал, гораздо сложнее.

Я стал уговаривать Славу вернуться длинной дорогой - не через перевал, а через озеро Ловозеро. Мол, заодно и порыбачим там. Но Славик был неумолим и стоял на своем: пойдем короткой дорогой.

Продолжили рыбалку, продвигаясь по озеру на выход, где начинали. Рыбалка - такое дело, рыбаки меня поймут: невозможно оторваться, если клюет. А у Славика взяла кумжа на килограмм, так что это еще отсрочило наше возвращение.

Однако день был коротким, и как мы потом ни пытались наверстать расчетное время, к перевалу пришли по темноте, к тому же и зарядка фонаря была на исходе. Стали подниматься правым бортом распадка, снег глубокий и рыхлый. Я немного ушел вперед, Слава «елочкой» двигался слева.

...И вдруг внезапно на снегу, прямо у меня перед глазами, появились трещины и молниями пошли по склону вверх. Как оказалось, я стоял перед метровым уступом в виде подковы и лыжами уперся в него. Снег двинулся и зловеще зашипел. Через мгновение я стоял в снежной реке и быстро в нее погружался. Мой «окоп» быстро заполнялся снегом, я успел развернуться правым плечом к снежному потоку. Все происходило так быстро, что осмыслить ситуацию не представлялось возможным. Я только успел увидеть - Славу в горизонтальном положении лавина уносит вниз - и тут меня засыпало. Мгновение спустя услышал, как над головой прошуршала еще одна волна снега.

Стало тихо. Первая мысль - ну вот, полежим теперь до весны! Попытался расшевелиться, вернее, принялся истерично биться. Однако попытки освободиться при помощи физических усилий результата не дали. Снег меня прочно спеленал, ничем невозможно было пошевелить.

Но мозг работал как никогда. Прежде всего надо успокоиться и прекратить бесполезно двигаться, чтобы сохранить оставшийся воздух. Что со Славой? Скорее всего, он тоже под снегом. Я стал искать «плюсы» моего незавидного положения. Во-первых, надо мной не лед, а снег. Во-вторых, одна рука у меня без рукавицы - за минуту до лавины снял, поправляя крепление на лыжах. Это уже что-то.

Я стал мять снег кистью, отвоевывая пространство, а тот, что был у лица, - поедал. Так со временем правой рукой добрался до головы и трамбовал снег уже перед лицом. Со временем я промял отверстие на вытянутую руку, однако до поверхности не достал. Заметил, что над моим тоннельчиком снег чуть светлее - значит, до воли недалеко. Покричал, но понял, что слышать меня некому, да и снег глушит мои позывные.

Ничего не происходило. Я дышал и фантазировал, что, если мы со Славой отсюда выберемся, надо будет это как следует отметить. Но ситуация говорила о другом - скоро нечем будет дышать и тогда я, наверное, засну. Я себе буквально приказал - думай, никто не поможет!

Через некоторое время я умудрился слепить у себя на груди снежок, и стал его кидать в отверстие над головой. Кидал и кидал его вверх, снег падал мне на лицо, я его ел. И вдруг мой снежок не вернулся. В дырке я увидел звезду, подумал: моя, счастливая!

Я принялся делать новые снежки и отправлять их наружу, чуть ниже звезды. Но кроме правой руки все было неподвижно, к тому же на мне рюкзак.

По мере откапывания себя, добрался до кармана полушубка, достал складной нож. С большими потугами перерезал лямки своего «сидора» и продолжил «игру в снежки». Дело шло, я медленно добывал себе пространство. С большим трудом откопал колено, потом другое, стал топтаться. Но эти движения лишь опускали меня вниз, а мне-то надо наверх.

...И опять летят снежки, я, словно червь, протискиваюсь в отверстие, которое нужно расширить. Потом уже понял, что под снегом находился больше шести часов.

Наконец выполз. Ландшафт не узнать: словно другой мир, я на снежной горе. Из своего окопа извлек рюкзак, лыжную палку. Утеплился и пошел искать Славу. Я делал проколы в снегу примерно там, где видел его в последний раз. Так я исходил и исколол те места, по которым снег уносил моего товарища.

Усталости я не чувствовал, но наступило душевное опустошение - я думал, что Слава где-то в снегу, и понимал, что так мне его не найти, нужно идти за помощью. Медленно шел и вдруг увидел в распадке зарево. По тропе шли люди с горняцкими фонарями, много людей - они несли снежные лопаты и даже носилки. Я крикнул, мне ответили...

- Налейте ему спирта! - смеются ребята, обнимая меня. - Сергей, ты в рубашке родился!

- Лучше дайте поесть или попить, со спирта вы меня понесете отсюда, - отвечаю. - Нужно идти искать Славика.

- Успокойся, Слава и поднял всех - тебя откапывать из снега!

Мы спустились с перевала, внизу ждал вездеход горноспасательного взвода. Время спустя меня уже отпаивали чаем со спиртом в АБК рудника Карнасурт.