08.11.2012 / Земляки

В кадре и за кадром

Фото: Лев Федосеев
Корреспондент Кирилл Коган.

«Мурманский телецентр начинает свою работу» - это сообщение появилось 6 ноября 1957 года. Оно вызвало настоящий фурор, ведь немногие тогда имели личное представление о том, что такое телевидение - большинство лишь по кинохронике. И тем же вечером в эфир вышла первая часовая программа Мурманского телевидения. Называлась она вполне в духе того времени - «Край, преображенный Октябрем». Так Заполярье вступило в телевизионную эру. И так появилась на свет телевизионная и радиовещательная компания, которую сегодня мы знаем под названием «ГТРК-Мурман». Тот день стал днем рождения и областного радиотелевизионного передающего центра.

Многое приходилось осваивать с нуля, в чем-то помогали опытные ленинградские коллеги-телевизионщики. Конечно, на первых порах зрителей было негусто, а вещание ограничивалось лишь Мурманском и окрестными населенными пунктами. Но число телеприемников у северян быстро росло (появился смысл приобретать их!), расширялась и зона вещания. Поначалу два раза в неделю, а затем и ежедневно в земляки получили возможность смотреть кинорепортажи о последних событиях в нашей области, разнообразные программы, фильмы.

С тех пор прошло 55 лет. Произошедшие в Мурманским ТВ перемены каждому видны невооруженным глазом - достаточно включить телевизор. А у тех, кто находится по ту сторону экрана, за прошедшие годы накопилось немало разнообразных историй, о которых они не рассказывали зрителям: рабочие моменты!

Спасибо за проводку!

Сейчас съемочная группа состоит из трех человек - корреспондент, оператор и водитель. А 30 лет назад на задание выезжала целая бригада, в которую входили еще осветитель, звукорежиссер и иногда режиссер.

- Снимали фильм о походе в Арктику, - вспоминает тогдашний звукорежиссер, ныне редактор сайта и субтитрования Евгения Колесник. - Уходили из Мурманска на судне эстонского пароходства «Выру». Когда дошли до первых льдов, перешли на ледокол «Ленин» и начали снимать проводку судов. Режиссер дал мне задание записать момент, когда капитаны станут благодарить экипаж «Ленина» за помощь. Прихожу на мостик и натыкаюсь на капитана. Он спросил, что я здесь делаю в 12 ночи. Ответила, что жду, когда будут благодарить за проводку. Диалог получился примерно такой:

- Так мы можем их до утра провожать.

- Ну, значит, буду ждать до утра.

- Нет, не будете! - ответил капитан.

Он отправился на мостик и обратился ко всем кораблям с просьбой поблагодарить за проводку сейчас. Специально для Мурманского телевидения! Те так и сделали.

Буквально через полчаса возвращаюсь в каюту, где меня встретил режиссер с вопросом, почему покинула «пост», не выполнив задание. Я ответила с гордостью, что задание выполнено. Он недовольно сказал, что проводка судов еще не закончилась. «А для меня закончилась!» - ответила я и пошла спать.

Что такое «синхрон»?

«Возьми «синхрон», сделаем «сухарь» - такую фразу нередко можно услышать в отделе новостей областного телевидения. Переводится она примерно так: нужно взять на камеру комментарий человека и написать к нему закадровый текст, который режиссеры монтажа перекроют картинкой. Но что значит «синхрон» и почему он так называется?

До того, как появились камеры с встроенным микрофоном (операторы называют эти микрофоны «пушками»), звук и видео записывались отдельно. При этом звучали две команды: «мотор» и «камера». «Мотор» - начинается запись звука, «камера» - включается запись видео. А после сопоставляли две дорожки - звуковую и видеоряд. При наложении речь должна совпадать с открывающимися губами. Отсюда и появилось понятие «синхрон/не синхрон». А уже после «синхронами» стали называть комментарии людей, выходящих в новостном сюжете.

Неудавшийся «стендап»

Если «картинки» события нет, но упомянуть о нем необходимо, то в кадре появляется корреспондент и излагает событие или факт словами. Этот прием тележурналисты называют «стендап». Текст, который будет произнесен на камеру, как правило, пишется сразу перед съемкой, поскольку часто заранее не знаешь, с чем предстоит столкнуться на задании. Во время похода на полярную станцию осенью прошлого года корреспондент Анна Соловьева узнала от полярников об их встречах с белыми медведями. Вернее о том, как при такой встрече остаться живым.

- Один из ученых сказал, что настоящего оружия у них нет - лишь ракетница для подачи сигналов, - рассказывает Аня. - Но стрелять из нее по нападающему зверю бесполезно, это его еще больше разозлит. А потому лучший способ, если замечаешь хозяина Арктики, постараться сделать так, чтобы ваши пути ни в коем случае не пересеклись.

Рассказывая это на камеру, Аня держала пистолет в руке и, чтобы «оживить» повествование, нажала на спусковой крючок... Отдача оказалась настолько сильной, что руку с пистолетом подбросило к голове, будто журналистка решила застрелиться... Чтобы не пугать зрителей, «стендап» в сюжет не поставили.

Перекур в эфире

- Не редкость, когда женщины на телевидении курят. В том числе и я, - рассказывает корреспондент Татьяна Нестерова. - Выхожу после полуторачасового эфира. Вижу, что уже титры идут и, значит, думаю, студия не работает. Стреляю у операторов сигарету, закуриваю... и вспоминаю, что забыла на столе среди сценариев книжку. Как ни в чем ни бывало захожу в студию, дефилирую по ней до стола с сигаретой в руке, беру книжку и так же спокойно ухожу. С сигаретой. И ни о чем не подозреваю. По дороге домой встретившись с мужем, спрашиваю, все ли прошло нормально. «Да уж, - говорит, - видел я концовку программы...» И с каким-то таким строгим видом! А я не понимаю, о чем речь. «Что же ты, - укоряет он, - куришь в кадре?» Вот тебе и на! Значит мое дефиле с сигаретой пошло в эфир?! С нами в троллейбусе на задней площадке ехали два студийных оператора. Подхожу к ним и спрашиваю: мол, что же вы мне не сказали, что прямой эфир продолжается несмотря на титры? «Нельзя было, - отвечают. - Эфир прошел очень хорошо, зачем портить? Все выглядело, будто так и задумано по сценарию...» Мы потом еще смеялись, когда на центральных каналах стали использовать подобный прием: в завершении эфира гасят свет, и ведущие собирают со стола свои бумажки. Мы сделали что-то подобное первыми, правда, совершенно случайно.

Как репортер прокурора спас

Осенью дело было. Прокуратура поехала проверять проведение дорожных работ. В качестве места для записи «синхрона» с прокурором, операторы определили обочину на фоне укладчиков асфальта, рядом с дорожным знаком. Однако сильный ветер так его раскачал, что тот накренился и повалился. Прямо на прокурора...

- Среди журналистов я стоял с правого края, как раз с той стороны, где падал знак, - вспоминает корреспондент Кирилл Коган. - Боковым зрением заметил какой-то тяжелый объект, который стремительно приближается к прокурорской голове и как-то машинально подставил руку, взяв весь удар на себя.

Вернувшись на студию, переполненный чувством гордости за спасение человека, Кирилл предложил включить в сюжет рассказ о беде, которую удалось отвести. Однако начальство решило, что это рабочий момент, о котором зрителям знать не обязательно. Но сам прокурор этого не забыл - позвонил Кириллу и поблагодарил.

Меткий оператор

На норвежско-российских учениях пограничников журналистам и операторам предложили опробовать штурмовую винтовку «Хеклер и Кох», стоящую на вооружении Норвегии. После того как все выстрелы были сделаны и офицеры проверили мишени, один из них с негодованием начал расспрашивать, кто из гостей отстрелялся лучше стражей границы. В этот момент ему скромно представили оператора Владимира Сивонена. Вот фрагмент их диалога:

- Где вы научились так хорошо стрелять?

- Ну как же, я ведь в армии служил, простой русский солдат.

- А в каких же служили частях, если так прекрасно подготовлены?

- Ничего особенного... Два года в железнодорожных войсках. Нам и оружия-то толком не выдавали. Боялись, наверно! - и все это серьезным голосом, без тени улыбки. Норвежский пограничный комиссар на несколько секунд изумленно замер, разглядывая Владимира... Но всего лишь на несколько секунд. Стоявшие рядом наши больше просто не выдержали - расхохотались. Так норвежец узнал, что его познакомили с бородатым русским анекдотом.

Просто горели на работе

- Во второй половине дневного выпуска в студии за моей спиной лопнул осветительный фонарь, - рассказывает ведущий Артем Дашевский. - Я услышал этот хлопок, но не стал оборачиваться, поскольку вел новости в прямом эфире и вот-вот должен был начать говорить в камеру. Был уверен, что ничего серьезного не произошло. Но перед окончанием очередного сюжета оператор вполголоса говорит: «Черт, сейчас загорится». Буквально через минуту он продолжил: «Я же говорил, что загорится». И в этот момент слышу, что сзади раздается треск. Все внутри холодеет, а студия начинает наполняться едким дымом. Я обернулся, и пожалел о том, что это сделал. Лучше такого не видеть - загорелся пластиковый светофильтр, и капли расплавленной горящей пластмассы падали на резиновые коврики, что укрываю проводку. Тут же говорю режиссерам, чтобы меня брали только крупным планом и продолжаю начитывать короткие новости. Последний сюжет все же не стали выпускать, принялись за тушение. Но несколько минут пришлось работать в такой обстановке. Главное, операторы молодцы: сняли так, что ни дыма, ни огня в кадр не попало.

Фото: Лев Федосеев
Диктор ТВ Мария Сивакова.
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Режиссер ТВ программ Екатерина Антропова.
Фото: Лев Федосеев
Оператор Сергей Начинков.
Фото: Лев Федосеев
Корреспондент Любовь Дубова.
Алексей ОСЕТРОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.11.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня