01.12.2016 / Земляки

Цемент большой судьбы

Фото: Фото из архива Ю. З. Балакшина.
С Дмитрием Федоровичем Устиновым.

(Окончание. Начало в № 228, 229.)

Рыбные пельмени для маршала

В 83-м в Мурманск приехал маршал Советского Союза Устинов. Не с пустыми руками. Дмитрий Федорович привез Мурманску орден Отечественной войны I степени. Попутно проинспектировал Северный флот и военные предприятия.

- Совещание затянулось, - вспоминает Юрий Зосимович, - десять вечера, а он говорит: «Ну вот что, собираемся и едем на судоремонтный завод (нынешняя «Нерпа»).

Мы говорим: «Дмитрий Федорович, ну время-то уже, поздно...»

- Ничего, ничего, поработаем..

Садимся в машины, шуруем туда, возвращаемся в два часа ночи. Он: «Ну, ясно. Так - в шесть утра объявляется сбор».

- Вот так у него была организована работа. Он везде побывал. На атомной подлодке. Думаем, как он туда спустится вниз по трапу. Говорим: «Может, не надо?» Отвечает: «Как это не надо?!» Скидывает шинель с маршальскими погонами и первым ныряет в люк.

А еще Устинова возили на рыбокомбинат. Главный технолог рассказывал о новой продукции, а на столе для дегустации и копченый палтус, и клыкач, и зубатка горячего копчения - деликатесы вкуснейшие.

- У всех слюнки текут, он тоже смотрит с аппетитом, потом вздыхает, показывает на своих охранников и говорит: «Эх, а мне вот эти ребята не разрешают ничего из этого есть».

Не разрешали не потому, что опасались, не отравлено ли, нет. Просто Дмитрий Федорович к тому времени уже был тяжело болен, и строгую диету без всяких копченостей и жиров ему предписывали кремлевские врачи.

После рыбокомбината поехали на «хрущевскую дачу» - обкомовскую резиденцию вблизи Зверосовхоза.

- Уселись за стол, - с улыбкой вспоминает Балакшин, - а Устинов Птицыну говорит: «Владимир Николаевич, а я б хотел ваших пельменей рыбных попробовать…»

Птицын меня подзывает: «Ну, что делать, Юрий Зосимович, давай ищи рыбные пельмени!»

В общем, подняли среди ночи с постели бедную заведующую магазином «Океан», она магазин нам открыла. Две пачки пельменей привезли… А он три штучки всего съел. «Очень вкусно...» - говорил.

А говядина где, товарищ председатель?!

Середина 80-х. Очередь на жилье уменьшается, мурманчане справляют новоселья, в области рождается миллионный житель. И возникает проблема: жилье дали, людей все больше, но как их накормить?! С продовольствием было туго, несмотря на новые фермы и агрокомплексы. Очень много приходилось завозить.

- Тогда, в середине 80-х, уже начались встречи с трудовыми коллективами, их даже транслировали по телевидению. И вот я на судоремонтный завод поехал. А мне директор говорит перед этим: «Ну, Юрий Зосимович, держись, сейчас тебе докеры дадут перцу!»

Я рассказал им, над чем мы работаем, какие проекты, а мне говорят: «Товарищ председатель, когда же мясо-то будет в Мурманске?» Я говорю - так вон курицы есть, свинина хоть и жирная, но есть. А они: «Да разве это мясо? Что ты нас курицей кормишь? Где говядинка, где хорошая свининка?» А чуть позже началась такая продовольственная круговерть, что и врагу не пожелаешь...

Сначала пропало из продажи сливочное масло. А все потому, что по Мурманску поползли слухи: мол, оно скоро сильно подорожает, а на базах его нет. Слух без всякого Интернета разлетался тогда - масло с прилавков смели.

- Мы сидим с Птицыным в его кабинете, думаем, что делать. Завезли три-четыре суточные нормы в магазины. И снова все раскупили. А потом идем по городу (а зима была) - и на всех форточках в домах авоськи висят, полные пачек масла. Холодильников-то больших не было, где хранить-то?

Тогда и возникла идея вводить продовольственные талоны в Мурманске. Сначала на масло, потом на свинину, курицу. Первое время это спасало, горожане исправно «отоваривались», даже если не нуждались в этом. А потом все покатилось: перестройка, дефицит. И по талонам уже - и сигареты, и водка, и даже стиральный порошок...

Вот что никогда в Мурманске не было в дефиците, так это рыба. Да и вообще по сравнению с другими регионами страны город (да и область) жил неплохо. И зарплаты были хорошие, полярки, отпуска длинные, а уж кто в море ходил, вообще как сыр в масле катался - пожалуйте в магазин «Альбатрос» за импортными товарами.

Все поменялось в конце 80-х, вскоре после прихода к власти Михаила Горбачева с его перестройкой.

Ночной пассажир

Новый генсек приехал в Мурманск на пике популярности: относительно молодой, красноречивый, как тогда всем казалось, защитник народа. Как потом оказалось - самоуверенный болтун. Горбачева возили всюду - к Алеше, на корабли Северного флота, в торговый порт. Всюду встречи с людьми.

Михаил Горбачев в Мурманске. 1987 г.

Повезли в строящийся Восточный микрорайон, показали новые дома 93-й серии, поделились планами. Их было ох как много. Владимир Ильич Горячкин убежден, еще бы два-три года, пятилетку - и проблема с жильем в Мурманске была бы решена раз и навсегда.

Горбачев беседовал с людьми, а люди жаловались: да, квартиры получили, это хорошо, но есть проблемы.

- Да, - признается Юрий Балакшин, - конечно недоработок было много. Что такое построить огромный микрорайон на горе, а магазинов нет, дороги нормальной нет, транспортом как следует не обеспечили…

- Что характерно для Горбачева, он никого не хотел слушать, говорил сам. На совещании по итогам поездки в Мурманск он полчаса вещал, как надо перестраиваться, жить по-новому. Одни слова. И никакой конкретики.

Через год после визита в Мурманск Горбачев снял Владимира Николаевича Птицына с должности секретаря обкома, - несмотря на большие успехи и заслуги. Новая метла мела по-новому.

Юрий Балакшин проработал в облисполкоме еще два года. За это время удалось сделать очень важную вещь: пробить принятие Программы развития Мурманска до 2005 года - на 15 лет с лишним лет вперед. А для этого нужно было доказать партийным функционерам в Кремле и чиновникам в министерствах значимость города. Помог тогдашний премьер Николай Рыжков.

- Я помню те дни очень хорошо. В Москву мотался по три-четыре раза в неделю. Мне мои заместители сообщают: такой-то министр ждет доклада, цифр, фактов, обоснований. Сажусь ночью в самолет, днем в Москве. А поздно вечером обратно домой. Меня называли «ночным пассажиром».

В 1990 году Балакшина позвали на работу в Москву - предложили возглавить министерство промышленности строительных материалов. В этой должности он проработал всего восемь месяцев, а потом должность упразднили, министерство стало ненужным, а вскоре и строительство в стране прекратилось. Да и огромная страна Советский Союз распалась на куски.

- Не завидую ребятам, которые сейчас занимают такие же должности, как я тогда, в городах и на уровне области, - подводит итог Юрий Зосимович. - Хотя вроде им и проще - магазинами занимаются коммерсанты, за домами смотрят управляющие компании. Проще работать власти, не надо овощи запасать на зиму да крыши дырявые ремонтировать. Но раньше была сбалансированная экономика, когда средства из бюджета страны выделялись четко и в срок. Мы не считали копейки, не думали про дефицит. Мы боялись, как бы не успеть потратить выделенные нам деньги. Попробуй не сдать школу к 1 сентября или детский сад или больницу не достроить. Сегодня нет планирования, и, к сожалению, никто не знает, что будет завтра.

- Но, может быть, все не так плохо, может быть, все изменится? - спросил я на прощанье.

- Конечно, изменится, уже меняется, - ответил Балакшин. - Я же знаю, газеты читаю и с мурманчанами общаюсь. А они врать не станут. В городах чище и красивее становится, порт работает, предприятия. Самое главное, чтобы у людей работа была.. В море, в порту, на стройке. Мурманск ведь город рабочий!

Сергей ЮДКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.12.2016

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня