28.02.2018 / Земляки

Тимофей Гуженко - человек и пароход

Исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного главы Минморфлота

Фото: из архива ПАО «Совкомфлот».
Тимофей Гуженко и капитан «Арктики» Юрий Кучиев (слева).

Ровно в 12 часов пополудни стоящий на рейде Мурманска челночный танкер «Совкомфлота» дал протяжный гудок. В тот февральский день исполнилось сто лет со дня рождения Тимофея Борисовича Гуженко, чьим именем названо это судно. Гудок стал финальным аккордом телемоста, который связал борт танкера с учебным корпусом питерской Макаровки, где прошел урок памяти легендарного министра Морского флота СССР.
Капитан танкера Александр Андреев считает, что вклад Тимофея Борисовича в развитие навигации в Арктике до сих пор недооценен. Ведь с именем Гуженко связаны наиболее значимые вехи в освоении приполярных морей.


- Я в Арктике работаю с 1976 года, когда пришел сюда курсантом на практику, - говорит капитан. - И сегодня задачи в ней остались те же, но условия их выполнения, конечно, изменились. Флот, который ходит сейчас во льдах, несоизмерим по уровню развития технологий с прежним. Это совсем другой флот.
Что касается Тимофея Гуженко, то он человек без преувеличения легендарный. В годы войны работал в Мурманском морском торговом порту, обеспечивая прием полярных конвоев союзников с необходимыми фронту военными и гражданскими грузами. В послевоенные годы его послужной список таков: начальник Холмского, а затем Корсаковского морских торговых портов на Дальнем Востоке. В 1955-м возглавил Сахалинское пароходство, став самым молодым (ему тогда было всего 37 лет) начальником пароходства в стране. С 1966 года - первый заместитель, а с 1970-го - министр Морского флота СССР. В этой должности он работал до октября 1986 года.


С именем Тимофея Гуженко связано становление советского морского флота как конкуренто-способной, высокотехнологичной и прибыльной отрасли, вобравшей лучшую техническую мысль и новейшие достижения науки. Когда Гуженко стал министром, морской флот страны являлся дотационной отраслью. В 1980-х годах Минморфлот СССР по объему валютных поступлений занял пятое место в табеле о рангах среди 80 отраслевых министерств и пятое место в мире по дедвейту флота.
При непосредственном участии Тимофея Борисовича в 1973 году Совет министров СССР разрешил Минморфлоту проведение бербоут-чартерных операций и сформировал источники их финансирования. Этот шаг стал основой для создания акционерного коммерческого предприятия «Совкомфлот».
Гуженко внес огромный вклад и в развитие арктического судоходства. 17 августа 1977 года надводное судно, атомный ледокол «Арктика», впервые в истории человечества достигло Северного полюса в свободном плавании. За это руководивший экспедицией Тимофей Гуженко вместе с капитаном Юрием Кучиевым и еще двумя членами экипажа был удостоен звания Героя Социалистического Труда. После того знаменитого похода началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) она стала круглогодичной.


А танкер «Тимофей Гуженко» построен в Корее в 2009 году. Это челнок, предназначенный для транспортировки нефти с находящегося в Арктическом регионе стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) «Варандей» в порт Мурманск.
Тридцать шесть часов туда (впрочем, все зависит от погоды и толщины льда), заливка нефти на том самом СМЛОП - и тридцать шесть часов обратно. Перегрузка нефти на рейдовый терминал (проще говоря, на большой танкер) в Кольском заливе - и снова на Варандей. Голова может закружиться!
Весь рейс занимает от недели до десяти дней. График с точностью до часов расписан на квартал вперед. Экипаж (в основном питерский) работает два месяца через два. Причем два месяца - без заходов. Оба терминала, на Варандее и в Мурманске, морские. Хоть и близко берег, а не дотянешься.
На танкере, как утверждают специалисты, применены уникальные технические решения, позволяющие ему эффективно работать в арктических морях в условиях круглогодичной навигации. Дедвейт судна составляет 70 тысяч тонн, длина - 256 метров, ширина - 34 метра. Танкер обладает высоким ледовым классом Arc6 и способен самостоятельно преодолевать льды до полутора метров толщиной. Он оснащен двумя винторулевыми колонками типа «Азипод» суммарной мощностью 20 мегаватт и системой динамического позиционирования. Танкер трудится под российским флагом и приписан к Санкт-Петербургу.


Экипаж - 25 человек. При такой степени автоматизации мог бы быть и меньше. Но Арктика ошибок не прощает, так что лишняя пара глаз на вахте не помешает. Третий помощник капитана Андрей Белоус с этим полностью согласен:
- Думаю, в ближайшее столетие высокие технологии не заменят человека. Существует очень много задач, с которыми может справиться только он. В работе в Арктике есть свои сложности: ледовые условия и полярная ночь. Но дружественный экипаж, поддержка товарищей, конечно, помогают в этих непростых условиях.
Андрей, кстати, мурманчанин. О морской профессии думал с детства, мечту осуществил в университете морского и речного флота имени адмирала Макарова. Проходил практику в компании «Совкомфлот» и, получив диплом, пришел сюда на работу. Сейчас живет в Питере. Впрочем, как живет? Два месяца через два. Остальное время работает в Арктике.

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.02.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,502275,619778,015873,3817
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня