01.12.2004 / Горячая тема

МЯГКО ПОСТЕЛЕНО - ЖЕСТКО СПАТЬ. У получателей жилищных субсидий тоже потребовали шире раскрыть кошельки

Недавно позвонил знакомый из Кировска: "О чем вы там думаете? Это разве по закону?!" Говорил он взволнованно и сбивчиво, явно был разгневан. Слово за слово выяснилось: получил счет за жилищные услуги, и в графе "Жилищная субсидия", где прежде значилась цифра 600, обнаружил прочерк. Значит, субсидия - иными словами финансовая помощь со стороны властей - больше не положена. И дополнительные 600 рублей на оплату жилья ежемесячно придется искать в собственном небогатом кошельке. Хотя доходов не прибавилось ни на рубль...

К сожалению, ободрить его я не мог. Подобные переживания испытали - и еще испытают - многие северяне. Причем - да, по закону. А чтобы объяснить суть дела, придется вернуться на три месяца назад.

Не успели хотя бы немного утихнуть летние дебаты о так называемой монетизации льгот и компенсаций, как Правительство страны добавило тревог и сомнений. 30 августа оно издало постановление № 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". Этот документ рекомендует органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления осуществить переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Но не надо обманываться мягким словом "рекомендует". Тем, кто к рекомендациям не прислушается, придется туго. Федеральных дотаций они не дождутся, в том числе и на другие цели. Тут уж хочешь не хочешь, а будешь исполнять. И, между прочим, названный документ - прямого действия, то есть он вступил в силу с момента выхода. Срок же исполнения - до 31 декабря 2005 года.

Дата эта уже не за горами, а в подобном переходе необходима хоть какая-нибудь постепенность. Поэтому большинство городов и районов нашей области вынуждены были с 1 октября перейти хотя бы на 80-процентную оплату.

Итак, люди платят больше, довольно скоро станут платить еще больше, по максимуму. Логично было бы одновременно увеличить и размеры индивидуальных жилищных субсидий, положенных малообеспеченным. Однако получилось с точностью до наоборот.

Указанное постановление, во-первых, отменило ранее действовавшую норму о том, что в семьях, в которых совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг не должна превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на каждого человека.

Во-вторых, если раньше при назначении субсидии использовался средний размер прожиточного минимума, то теперь следует применять тот, который установлен для данной социально-демографической группы. А известно: прожиточный минимум человека трудоспособного возраста выше, а пенсионера ниже среднего. Следовательно, первый выиграл, а второй - пенсионер, которого и следовало бы всемерно поддерживать, - проиграл. Причем, как нетрудно посчитать, воспользовавшись соответствующими формулами, проиграл немало.

Для ясности лучше привести примеры. Возьмем пенсионера, имеющего доход в 3000 рублей и проживающего в однокомнатной квартире. В пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг он должен платить 700 рублей в месяц.

Каков был размер получаемой им субсидии по прежним правилам? Средний прожиточный минимум в Мурманской области составлял в сентябре 3665 рублей. Раз доход ниже прожиточного минимума, то формула для расчета применялась довольно простая. Опущу математическую часть, назову лишь итог. Он таков: размер субсидии - 650 рублей.

А теперь? Как уже говорилось, прожиточный минимум отныне применяется с учетом социальных групп. Для пенсионеров он составляет 2712 рублей. Выходит, доход нашего пенсионера стал выше прожиточного минимума. Поэтому и размер причитающейся ему субсидии будет определяться по общей, несколько более сложной формуле. В ней учитывается и значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Эта доля в настоящее время составляет 22%. А субсидия данному пенсионеру отныне будет полагаться в размере... 40 рублей. Все остальное - из собственного кармана.

Впрочем, доход большинства людей, живущих на пенсию, все-таки ниже прожиточного минимума. На этот случай в постановлении имеется "щадящая мера". А именно поправочный коэффициент - отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму.

Давайте рассмотрим и такой пример. Скажем, доход пенсионера - 2500 рублей в месяц. По ранее действовавшему положению он тоже получал бы субсидию в сумме 650 рублей.

А теперь? Формула становится еще более сложной, итог же подсчетов таков: размер субсидии - 92 рубля.

40 рублей, 92... Как говорится, что в лоб, что по лбу - разница мизерная, а поддержка символическая, измеряемая несколькими буханками хлеба. Поэтому и пришлось выражение "щадящая мера" заключить в кавычки.

Невозможно ожидать, что такие выкладки вызовут у тех, кому положены субсидии, добрые эмоции. Если выражаться парламентским языком, Правительство страны радикально ужесточило федеральные нормы.

И похоже, авторы документа понимают, что "единодушного одобрения" они не услышат. Поэтому решили подстелить соломки - постановление рекомендует органам госвласти субъектов Федерации предусматривать ежегодно в консолидированных бюджетах необходимые средства для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. Только соломка, похоже, должна пойти за счет самих республик и областей. Ведь российское Правительство дополнительных средств для этого не выделило. Хотя федеральный стабилизационный фонд уже далеко перевалил за 500 миллиардов рублей.

Важно подчеркнуть: предварительно новые нормы нигде не обсуждались. И, как уже отмечалось, они начали действовать с момента выхода постановления. Поэтому ни область, ни муниципальные образования оказались не готовы принять защитные меры.

В октябре проблема неоднократно рассматривалась и в областной думе, и в администрации. Сейчас департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства заканчивает расчеты потребности в средствах для частичной (хотя бы!) компенсации субсидий за счет средств областного бюджета. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность ввести повышающий коэффициент к прожиточному минимуму пенсионеров. Однако необходимо иметь в виду: в областной бюджет 2004 года эти средства не были заложены. Поэтому теперь идет поиск дополнительных источников.

Определенные меры принимают и муниципальные образования. В некоторых городах области максимальная доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семей уменьшена до 17-19% (федеральный стандарт, напомню, 22%). Но, как известно, городские бюджеты тоже дефицитны.

В Апатитах, где пошли на это, количество получающих жилищную субсидию сократилось с примерно семи до пяти тысяч. В Полярных Зорях дополнительных резервов не нашли, и там их число с двух с половиной тысяч сократилось вдвое. Одновременно в обоих городах средний размер субсидии уполовинился.

Мурманские льготники пока не столкнулись с такой проблемой. Не исключаю, что это связано с предстоящими выборами мэра областного центра. Кому же захочется перед самым голосованием преподносить большому количеству избирателей горькую пилюлю, увеличивать ряды людей, раздраженных действующей администрацией? А преподнести - сделает ли это нынешнее руководство или новое - все-таки придется. И довольно скоро. Весь вопрос в том, какому числу горожан и насколько сильной будет ее горечь.

Можно поставить вопрос и так: смогут ли власти области и органы местного самоуправления хотя бы частично нейтрализовать болезненные для многих северян последствия новых федеральных норм в нынешнем и предстоящем году? Ответ, к сожалению, пока можно дать только гадательный: смогут, если удастся найти дополнительные средства. Положение осложняется тем, что области переданы многие другие расходные обязательства: выплата пособий на детей, "монетизация" льгот для ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата льгот отдельным категориям работников в сельской местности и т. п. И переданы с явно недостаточными дополнительными доходами. Ну это, как уж водится: вот тебе рубль и ни в чем себе не отказывай...

Владимир СЕЛИН, заместитель председателя комитета Мурманской областной думы

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.12.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня