25.12.2004 / Горячая тема

КАК ПОМОЧЬ ЗЕМЛЯКАМ, ПОДУМАЛИ В АВТОКОЛОННЕ. И НАЧАЛИ ВЫДАВАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ

Выход в свет непопулярного среди северян Федерального закона № 122, принесшего так называемую монетизацию, по сути, лишил пенсионеров заслуженных привилегий, в том числе бесплатного проезда на общественном транспорте. И даже попытки областного правительства как-то облегчить участь пожилых людей путем выделения им ежемесячно на проезд по сто рублей остроты проблемы не сняли. Тогда администрация области убедила транспортников пойти на серьезную уступку - выдать пенсионерам на эти, конечно же, небольшие деньги ежемесячный проездной, по выбору, на троллейбус или автобус. Правда, с ограничением по времени - в часы пик пожилым людям от поездок придется воздержаться либо оплачивать их из своего кармана.

Однако и это решение среди некоторых мурманчан вызвало недовольство, хотя в "провинции" его встретили спокойно. Оно и понятно - расстояния там не те, а в некоторых городах и поселках население вообще предпочитает пешком ходить. Зачем тратить деньги на проездные, лучше их на какое-то другое дело отложить.

Ну, это реакция населения. А как теперь планируют жить автотранспортники? С одной стороны, от головной боли - возить бесплатно льготников всевозможных категорий, от судей до пенсионеров, новый закон их освободил. Но не возникнут ли другие проблемы: не опустеют ли автобусы? Не придется ли отказываться от "невыгодных" маршрутов? На эти и другие темы на днях мы беседовали с генеральным директором ОАО "Автоколонна-1118" Вячеславом Ларичевым.

- По новому закону с 1 января все будут ездить за деньги: прокуроры и судьи, милиция и таможня, депутаты... Кроме Героев войны и труда, кавалеров орденов "Славы", конституционных судей. Платить за проезд будут все, даже военнослужащие срочной службы, которым, когда они отправляются, допустим, в увольнительную, должны выдать деньги.

До настоящего времени мы не могли сократить ни один маршрут, потому что частично компенсировался проезд льготников из областного бюджета. Но так как в этом бюджете на будущий год ни копейки не предусмотрено на транспорт, руки у нас развязаны. Второе - в городе в последнее время появилось более 120 "Газелей", работающих в режиме маршрутных такси. Но работают они хаотично, часто дублируя наши маршруты, забирая пассажиров из-под носа водителей автобусов, и потому они идут полупустые, нам в убыток.

Сегодня в транспортной комиссии городской администрации лежит много заявлений от частных предпринимателей, желающих заняться извозом. Немало тех, кто хочет работать на маршруте автобуса № 10. Здесь у нас ходит 20 "Икарусов-280". Если заменить их маршрутками, понадобится больше 200 "ГАЗелей". Представляете, какие пробки образуются на дорогах, когда вместо "Икарусов" вереницей вытянутся "малышки", которые могут вместить только 13 пассажиров. Другое дело - небольшие, малолюдные маршруты. К примеру, на 4-м маршруте сегодня уже работают 12 "Газелей" и лишь два автобуса. Подобная же картина на маршруте № 33. И если до сих пор претензии к нам от льготников могли быть, то теперь - никаких: платить должны все одинаково. В будущем надо, чтобы на каждом из таких маршрутов работал один частный оператор, хозяин с несколькими машинами.

- Однако за ними ведь должен быть строгий контроль, иначе начнется бардак. Кто будет контролировать график их движения, наличие расписания автобусов, безопасность перевозок? Ведь жалоб уже полно: то перевозят пассажиров больше, чем сидячих мест, то в салоне находятся канистры с бензином, то от водителя специфический запашок...

- Эти вопросы город должен взять на себя. Подобный опыт есть в других регионах и даже у нас в Апатитах. Там, кстати, муниципалитет провел конкурс среди частных операторов, по его результатам и закрепляли перевозчиков за маршрутами. Теперь с них можно и спрашивать. Мы считаем, что правила "игры на поле" у всех должны быть одинаковы, и у нас, и у частников. Мы оставляем за собой наиболее напряженные маршруты, где другие перевозчики просто не справятся. Нельзя забывать и большой опыт, высокую квалификацию наших водителей.

- Наверное, и в салонах на видном месте должна быть визитка с указанием фамилии владельца машины ( а также водителя), его данных. И обязательно номера телефонов транспортной комиссии, куда можно обратиться, если есть какие-либо жалобы и замечания.

- Кроме того, на остановках должны быть указатели, какие маршруты здесь обслуживают "ГАЗели", и расписание их движения. Раньше это была обязанность нашей автоколонны, теперь мы бы хотели разделить ее с нашими конкурентами. И частники должны работать по существующим правилам организации пассажирских перевозок.

- Какие же маршруты вы хотели бы оставить за собой?

- Конечно же, наиболее напряженные: № 1, 5, 10, 11, 18, 27, 29. Продолжим обслуживать и пригородные перевозки.

- Кстати, о пригородных маршрутах. Будут ли на них для пенсионеров какие-то скидки?

- Если мы уходим от льгот населению, то скидки возможны лишь тогда, когда транспорт станет рентабельным. А пока же мы имеем убытки, и немалые. Помилуйте, мы же коммерческое предприятие! Почему должны работать себе в убыток? Кто будет компенсировать наши расходы на бесплатные проезды, скидки? Нам же тоже надо платить людям зарплату, что-то оставлять на социальные нужды.

- Но теперь можно допустить, что в новом году какие-то из ваших маршрутов вполне могут стать рентабельными.

- Сомневаюсь, наше министерство прогнозирует сокращение пассажиропотока (кто-то будет ездить так же, а кто-то остановку-две пешочком пройдет) на 30-40 процентов, да плюс цена топлива уже поднялась на 40 процентов. Вот и считайте.

- Однако вы все-таки пошли на то, чтобы выдавать пенсионерам проездные билеты, почему? Вам же это не выгодно.

- Мы просто понимаем, в каком тяжелом положении оказались пожилые люди, наши земляки. Как не помочь?

- Значит, опять вы поступаете не как бизнесмены.

- А что делать, когда народ обижают?

ГДЕ КУПИТЬ ЛЬГОТНЫЕ ИМЕННЫЕ МЕСЯЧНЫЕ ПРОЕЗДНЫЕ

На автобус:

в будние дни - с 9.00 до 18.30, в выходные - с 12.00 до 18.30:

Привокзальная площадь (верхняя площадка); пр. Кольский, 55 (автопарк);

ежедневно с 8.00 до 20.00 в диспетчерских пунктах:

ул. Баумана, 41/1 (конечная автобуса № 18, тел. 53-65-84);

ул. Крупской, 31 (конечная автобуса № 27, тел. 57-20-04);

ул. Мира, 21 (конечная автобуса №29, тел. 26-88-15).

На троллейбус:

в будние дни - с 7.00 до 19.00, в выходные - с 10.00 до 15.00:

ул. Гаджиева (конечная троллейбуса №3);

ул. Героев Рыбачьего (конечная троллейбуса 3).

На оба вида транспорта:

пр. Кольский, 55 (автопарк);

Семеновское озеро (в сторону юга);

ул. Карла Либкнехта (ост. "Троллейбусное депо №1).

Также оба вида проездных можно купить в окружных управлениях соцзащиты (в будние дни с 8.00 до 20.00, в субботу с 10.00 до 17.00);

пр. Героев-североморцев, 33/1 (Ленинский округ);

ул. Софьи Перовской, 25/26 (Октябрьский округ);

пр. Кольский, 129 (Первомайский округ).

Стоимость проездного билета 100 рублей, действует ежедневно с 10.00 до 16.00 (время отправления с конечных пунктов).

Льготный проездной билет действителен при наличии пенсионного и удостоверения личности (паспорт, водительские права).

Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.12.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,620875,381477,315073,4494
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня