08.02.2005 / Горячая тема

ЧЕМ НАМ АУКНЕТСЯ АУ?

Похоже на то, что реформа здравоохранения, рожденная в умах правительственных чиновников и экономистов, обеспечит россиянам дополнительную боль. Головную. И не только.

О том, что функции обязательного медицинского страхования передаются частным компаниям, "Вестник" уже сообщал. А вот про то, что наша медицина из "частично страховой" фактически превращается в платную, пока мало кто слышал. Хотя в реальности многие уже испытали это на себе. Идешь на операцию, а в руке - солидного размера пакет с купленными на 3-4 тысячи рублей медикаментами, мединструментарием (шприцами, катетерами и т. п.) в соответствии со списком, выданным накануне лечащим врачом. Но пока что и тех, кто явился к операционному столу "без ничего", из оперблока не гонят. Вопрос, сколько продлится это "пока"?

Еще 7 декабря минувшего года в Госдуме прошли парламентские слушания по законодательному регулированию финансирования здравоохранения. На них министр Михаил Зурабов, озвучивая свой проект реформы медицинского обслуживания населения, назвал его очень образно и по-современному - "монетизация здравоохранения".

Новое понятие он подробно расшифровал в самом конце 2004 года, когда провел рабочее совещание для врачей из всех регионов страны. Но для начала подчеркнул очевидные факты. За последнее время заметно ухудшилось здоровье населения России, сократилась продолжительность жизни. И одна из серьезных причин тому - недостаточное финансирование системы здравоохранения: по этому показателю Россия занимает 130-е место в мире. Да и как иначе, если при формировании бюджета на нужды здравоохранения выделяется в два с половиной раза меньше средств, чем необходимо?

Для выхода из кризиса Михаил Зурабов предложил свой путь - реформаторский. Какой? Об этом нам рассказал побывавший на декабрьском совещании в Москве председатель Мурманского обкома профсоюзов работников здравоохранения Владимир ВАСИЛЕНКО.

- Владимир Владимирович, известно, что законопроекты, представленные Михаилом Зурабовым на обсуждение врачами страны, подготовлены не только его командой разработчиков, но и чиновниками из ведомства Германа Грефа - Минэкономразвития. Вроде специалисты широко известные. Почему же столь уважаемое светило медицины, как детский врач Леонид Рошаль, стал активным противником реформы здравоохранения, изложенной в этих проектах? Цитирую его слова из недавнего интервью: "План реформы до конца не продуман. Она будет ударом по здравоохранению, и я не знаю, как это остановить". А рядовые медики также встревожены? И если да, то чем именно?

- Основания для тревоги, безусловно, есть. Но начну по порядку. Сегодня у нас любая больница, поликлиника, диагностический центр и так далее называются одинаково - "учреждение здравоохранения". И все понимают, что речь - именно о государственном учреждении. Да, нынче в лечебных учреждениях предоставляют платные услуги, однако любой главный врач имеет право распоряжаться государственными средствами лишь в рамках существующей бюджетной классификации. И те деньги, что больница получает за выполнение платных услуг, уходят в основном в городскую или областную казну, лишь какая-то малая доля из этих средств поступает в само медицинское учреждение. Опираясь на эту ситуацию и зная, насколько больницы хотят сами распоряжаться заработанными деньгами, господин Зурабов вместе с разработчиками из фонда "Центр стратегических разработок законопроектов" предложил свой путь. Суть его в том, что для того, чтобы медучреждения смогли стать собственниками всех своих заработанных денег, нужно ввести богатое разнообразие организационно-правовых форм медучреждений, изменить их статус. Для начала предлагаются два варианта в виде уже внесенных в Госдуму двух законопроектов - "Об автономных учреждениях" - АУ и "О государственной некоммерческой автономной организации". По сути, речь идет о практической приватизации медучреждений. За государством останутся лишь учреждения государственной ответственности - службы санэпиднадзора, инфекционные и психиатрические лечебницы, наркологические и противотурбекулезные диспансеры, дома ребенка и центры по борьбе со СПИДом.

- Чем это грозит? И во что выльется?

- По моему личному мнению, ничего хорошего это нововведение не принесет. Пострадают сразу два контингента - как пациенты, так и коллективы медиков, работающие в больницах, поликлиниках и так далее. Сначала - о больных. Сегодня программа обязательной гарантии медобслуживания складывается из двух частей - той, что оплачивает ОМС, и той, что ложится на плечи бюджета. Денег сильно не хватает, программа находится в вечном дефиците и трещит по швам. А ведь АУ - автономное, а по сути, приватизированное учреждение, не будет работать себе в убыток, оно очень скоро обанкротится. Значит, первым делом больному будет выставлен счет на полную стоимость медицинской услуги. И тут речь не о том, чтобы он принес на операцию десяток шприцев и пару коробок медикаментов - оплачиваться будет все: осмотр, анализы, консультации, операция, лечение и так далее.

- А пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные? У кого денег порой не то что на операцию, но и на кило картошки не найдется?

- Шла речь на совещании и о такой категории больных. Наш министр, господин Зурабов, собирается разработать закон об обязательных стандартах оказания медпомощи. Но сегодня этих стандартов нет, и сколько они будут разрабатываться - неизвестно.

- Покамест травка подрастет - лошадка с голоду умрет...

- Да... И что появится раньше: эти самые стандарты, или превращение лечебных учреждений в АУ, либо государственные некоммерческие организации - я не знаю. Но знаю другое. В новых организациях, естественно, появятся выгодные и невыгодные пациенты. Всем понятно: выгодно лечить богатого человека, с него можно больше взять, и невыгодно лечить бедного. А затраты на лечение совершенно одинаковые. Так зачем организации, у которой будет хозяин-частник, терять прибыль и оказывать помощь бедным слоям населения, если можно сорвать куш на богатеньких пациентах?

- Но должен же быть какой-то приемлемый механизм отказа несостоятельным гражданам. Не скажут же бедняку просто: "Пошел вон, раз в кошельке ветер гуляет!"

- Это пока не продумано, как и многое другое. Однако, что это мы все о больных. Не худо бы вспомнить и о тех, кто их лечит - о работниках здравоохранения. Что меня особенно задело за живое как лидера медицинского профсоюза? Согласно приказу Минздрава, все государственные гарантии медработников распространяются именно на государственные учреждения - нынешние поликлиники, больницы и так далее. Все эти ночные дежурства, дополнительные отпуска за вредность, 30-процентиная надбавка за стаж и другое - все прописано для государственного учреждения здравоохранения. Ни АУ, ни государственных некоммерческих организаций это касаться не будет, для них приказ Минздрава - не указ. И хорошо, если во главе того же АУ встанет здравомыслящий, понимающий главный врач, и профсоюзы смогут с ним договориться, отстоять права и льготы работников. А если нет?

- То есть хозяин той же поликлиники, попавшей в частные руки, сможет и увольнять людей безо всяких профосоюзов и прочее. Да чего уж там, вполне возможно, будет абсурдная на первый взгляд картина: часть кабинетов уйдет под салон красоты, часть под торговые точки, где будут предлагать отнюдь не товары для здоровья...

- А почему бы и нет? Кстати, мне позиция доктора Рошаля понятна: он против реформы, потому что, по сути, это - продажа здравоохранения в частные руки. А вы представляете себе сколько стоит оборудование в крупных клиниках? Десятки, сотни тысяч долларов. И все это будет отдано конкретному лицу в частное владение. Правда, оговаривается, что введутся некие попечительские советы, которые якобы будут руководить процессом. Но это просто похоже на анекдот. Попечительский совет, работающий на общественных началах, будет указывать кому? Реальному распорядителю, реальному юридическому лицу с правом подписи и банковским счетом?!

- Чувствуется, что вы против намеченной реформы.

- И не только я. Но лично я считаю, что сегодня нет достаточно веских обоснований для нее. Все, что предлагается, как-то сыро, не проработано, не просчитано до конца и вызывает опасения. Опять обращусь к мнению уважаемого докторами страны Леонида Рошаля. Он считает неприемлемым, что сегодня на нужды здравоохранения выделяется всего 2,9 процента федерального бюджета, хотя еще в прошлом году было 3,1. По нормам ВОЗ, расходы не медицину в России должны составлять не менее 6 процентов внутреннего валового продукта. Леонид Рошаль считает необходимым увеличить цифру финансирования хотя бы до 5 процентов. А в проектах предлагаемых законов, по его мнению, не просчитаны их экономические и социальные последствия.

- Владимир Владимирович, министр Зурабов настаивает на реформе. А ведь новое предлагают обычно, когда старое уже совсем обветшало и сыплется...

- Что нам предлагают сегодня? Нам предлагают отказаться от построенной и выверенной четкой системы здравоохранения, которая десятилетиями спасала страну. Я не буду трогать сегодня период Великой Отечественной - это отдельный разговор. Но давайте вспомним 30-е годы. Тогда страну замучили кишечные инфекции, вшивость. Врачи их извели. 50-е годы - какой гигантский прорыв был сделан по детским инфекциям, и в первую очередь по полиомиелиту, по дифтерии, по холере, чуме, туляремии - увеличилась продолжительность жизни населения советской страны. Плюс постоянная профилактика заболеваний. Правда, в 70-х был инфарктный провал, но ведь мы из него выкарабкались. Но что бы там ни говорилось, выстроенная система здравоохранения давала изумительные результаты. А сегодня что мы имеем? СЭС только может констатировать: там случилась вспышка туберкулеза, там гепатита или еще чего-то... Знаете, разрушить ведь всегда легче, чем создать.

* * *

Рассказывая докторам о смысле и сути реформы, Михаил Зурабов предложил, говоря без обиняков, узаконить деньги, которые пациенты и так платят врачам за оказание бесплатной помощи. Пока, высказался он, государство лишь делает вид, что финансирует здравоохранение, а народ делает вид, что доволен бесплатной медициной. Ну, насчет того, что "народ доволен", можно поспорить. Не доводилось, по-видимому, господину министру сиживать часами в очередях районных поликлиник рядом с пенсионерами, приболевшими работягами и нищими бюджетниками.

А вот с докторами сложнее. Конечно, министр пока только предложил свой путь. Но от предложений, исходящих с таких высот, отказываться как-то не принято. Они воспринимаются как директивы. А потому - и к бабке не ходи - ждет нас всех новая реформа. Готовьте кошельки, граждане, если хотите лечиться. А лучше постараться не болеть. Потому что после реформы стоимость медицинских услуг будет по карману разве что господам министрам да разработчикам проектов новых реформ - "для блага населения".

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.02.2005

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,685172,532977,108271,5747
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня