07.12.2005 / Горячая тема

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НЕ ВСЕ РЕШАЮТ ДЕНЬГИ

"Если я заболею, к врачам обращаться не стану". Хоть и посвятил поэт это откровение чувствам романтическим, но многие нынче воспринимают ее буквально. Причина тому - горький опыт неудачных попыток попасть на прием к врачу обычной поликлиники. И все-таки обойтись без помощи медиков мы не можем. Кляня очереди, неразбериху и формализм в работе медперсонала, мы все равно идем в поликлинику, заведомо зная, что там нас ждет испытание на выносливость.

Совет областного общественного собрания на своей последней встрече вынес на обсуждение давно наболевшую тему - "О качестве оказания социально-медицинских услуг всем категориям населения в лечебных учреждениях Мурманской области". Охватить все направления работы здравоохранения - задача трудновыполнимая, поэтому решили поговорить о самой актуальной и большинству известной проблеме - о работе муниципальных поликлиник.

Естественно, в разговоре о ситуации, сложившейся в начальном звене системы оказания медицинской помощи, не обошлось без резких определений.

- Запись к врачу организована издевательским способом. Что может испытывать человек, стоя у закрытых дверей под дождем или на морозе, а затем вынужденный ломиться в дверь, чтобы успеть взять номерок к врачу или сдать анализ? Только унижение человеческого достоинства, - констатировала исполнительный директор "Мурманской общественной организации Качество" Наталья Починкова. - Кто и как контролирует, чтобы пациенты не сидели часами у кабинета врача? Многие наблюдали, как к концу рабочего времени врач за три минуты принимает больного. Кто гарантирует, что за это время можно получить грамотную медицинскую помощь? Кто отвечает за то, что потеряли карточку, нагрубили в регистратуре? Кто контролирует качество предоставляемых медицинских услуг? - сыпались один за другим вопросы, ответы на которые напрашивались сами собой.

Конечно, ответственность за организацию работы, взаимодействие всего персонала прежде всего несет руководитель учреждения. Дискуссии по этому вопросу, естественно, не было. Ответы руководства здравоохранения вылились в подробное разъяснение причинно-следственных связей с выкладкой многочисленных статистических данных о нынешнем состоянии лечебных учреждений области, о котором, в сущности, давно всем известно. Это нехватка врачей, отсутствие материального стимула в привлечении молодых специалистов (нет возможности предоставления жилья, низкая зарплата), дефицит средств, отпускаемых на поддержание материально-технической базы лечебных учреждений (более 70% санитарного автотранспорта выработали нормативный ресурс, по два-три срока эксплуатируется 50% медицинского оборудования), и так далее. При этом заместитель председателя областного комитета по здравоохранению Эльмира Эдиева подчеркнула, что основные составляющие качества медицинских услуг как раз и определяют имеющиеся ресурсы и кадры. Потому надо понимать - мы имеем то, что имеем.

Ради справедливости нужно сказать, что в целом медицинская обеспеченность в Мурманской области далеко не худшая в сравнении с общероссийскими показателями. В подавляющем большинстве территориальные программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в других регионах страны принимаются с дефицитом, причем его пределы доходят до 40 процентов. В Мурманской области программа госгарантий на 2006 год принята тоже с дефицитом, но он составляет 12,3%. Утвержден также перечень видов и объемов медицинской помощи, которые должны предоставить лечебные учреждения населению бесплатно. Кстати, дефицит средств, отпущенных на здравоохранение области, отнюдь не зависит от чьего-то нежелания проплатить в полном объеме расчетную стоимость программы - на то существуют объективные причины.

Казалось бы, какая связь может быть между количеством коек в стационарах и качеством предоставления услуг в поликлиниках? Оказывается - прямая. В нашем регионе количество больничных коек выше среднероссийского показателя. При этом около 10% коечного фонда в системе здравоохранения области выполняет социальные функции, выполняя задачи службы соцзащиты. Больницы вынуждены принимать не только брошенных детей, но и стариков, от которых отказываются близкие родственники. И те, и другие порой живут месяцами, годами в стационарах, отвлекая средства здравоохранения. Поэтому принято решение, что эти койки будут постепенно сокращать, а высвобождающиеся средства направлять на укрепление первичного звена, что в конечном итоге должно отразиться на повышении качества медицинской помощи.

А качество услуг, предоставляемых лечебными учреждениями, как заметила Эльмира Эдиева, подразумевает соответствие федеральному стандарту. В областном комитете назначены уполномоченные, в компетенцию которых и входит контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. Правда, услышать мнение руководителей о работе поликлиник общественники так и не смогли. Но зато уяснили, что подходы к определению качества у пациента и врача различные.

- Понятие "качество" ни в одном федеральном законе у нас не прописано, - заметил председатель Мурманского городского комитета по здравоохранению Вячеслав Зинькевич. - Для врача главный критерий - исход заболевания, подход потребителя - бытовой, конкретный, который заключается в проблемах ожидания услуги, ее эффективности, в работе учреждения. Восприятие нашей медицины - это жалобы и обращения, которые поступают руководителям здравоохранения всех уровней, - заметил Вячеслав Куприянович и тут же признал, что треть обращений пациентов возникли на уровне взаимоотношений между больным и врачом из-за отсутствия организованности в работе лечебного учреждения. Вот они и резервы, не требующие дополнительных средств. Получается, не все в здравоохранении решают деньги...

Увы, но, как признали инициаторы обсуждения, разговор с профессионалами о качестве услуг, предоставляемых лечебными учреждениями, не получился. Но это не очень-то омрачило настроение членов общественного собрания. Плавно переведя встречу в русло приема по личным вопросам, многие его члены ушли весьма удовлетворенными.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 07.12.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,443875,633077,494573,5339
Афиша недели (16+)
Как появляются звезды вживую
Гороскоп на сегодня