17.02.2007 / Горячая тема

Как жильцы скажут, так и будет. А если промолчат - все останется по-прежнему

Решить любой вопрос жилищно-коммунального обслуживания для жильцов почти всегда проблема. Во многом это объясняется тем, что непосредственные исполнители этих услуг - ЖЭУ - сами нуждаются в аварийно-спасательной помощи. Чтобы сберечь нервы, мы согласны отдавать немалые деньги частникам, только бы оградить себя, мягко говоря, от ненавязчивого сервиса коммунальщиков, который тем не менее исправно оплачиваем.

Шанс изменить ситуацию дает Жилищный кодекс, который предоставляет нам право самим выбирать, кому доверить жилищно-коммунальное обслуживание. Примеры другой жизни уже есть, и они заслуженно вызывают зависть у еще несозревших на такой шаг.

Каждый день, когда я прохожу мимо дома, расположенного по соседству, испытываю примерно то же чувство. Кругом сугробы, наледь, мусор, машины стоят вдоль и поперек. А соседний двор будто отутюжили и пропылесосили (дворники работают и в выходные дни, если того требует погода), для владельцев авто - пронумерованные места парковки. В подъездах тоже все в полном ажуре. Здесь создано ТСЖ.

Реформаторы жилищно-коммунального комплекса сетуют на то, что население остается инертным к изменениям в управлении собственным жильем. Но, не имея опыта, трудно принять решение - какой из способов управления лучше, хватит ли сил изменить все то, что доводит до отчаяния жильцов многоквартирных домов.

И все же от решения этой задачи не уйти - таково требование Жилищного кодекса. Это еще раз подчеркнули московские эксперты фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев и Владлен Прокофьев, которые на этой неделе провели селекторную пресс-конференцию для представителей СМИ нашего региона.

По словам экспертов, поставленную задачу со скрипом выполняют все регионы. Нерешительность людей понять можно, как говорится, не зная броду, не суйся в воду. В то же время многие беспокоятся - а вдруг, пока колеблешься, за тебя другие выбор сделают? И что тогда - уже ничего нельзя будет изменить?

Объясняя механизм действия права на выбор способа управления многоквартирным домом, Дмитрий Гордеев заверил, что повода для волнения нет.

- И многие чиновники ошибочно полагали, что после того как муниципалитеты проведут конкурсы среди управляющих организаций, собственники уже ничего и никогда не смогут изменить. Это не так. В соответствии с Жилищным кодексом собственники помещений в многоквартирном доме по решению общего собрания могут выбрать и изменить форму управления в любое время, - подчеркнул Дмитрий Павлович.

Строгие сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации определены только для органов местного самоуправления. Их они должны провести с 1 января 2007 года до 1 мая 2008 года, если до этого времени собственники не определятся со способом управления своим домом. Конкурсы - это явление временное. До тех пор, пока не будут созданы ТСЖ, заключены договоры управления по результатам конкурсов, все организации, которые обслуживают многоквартирные дома, будут продолжать выполнять свои обязанности. Но только до мая следующего года. К этому времени конкурсы управляющих компаний муниципалитеты уже проведут. И что же изменится?

Победитель конкурса заключит договоры на управление многоквартирным домом с каждым собственником помещений, условия договора будут также выработаны в ходе конкурса, проводимого муниципалитетом. В этом случае, хотим мы этого или нет, условия придется принять без обсуждения.

Если такой договор заключается по результатам общего собрания собственников, тут мы как собственники уже вправе отстаивать свое мнение - сколько и на что тратить, что взять за эталон качества предоставляемых услуг. Но эксперт Владлен Прокофьев все же предупреждает:

- В любом случае за состояние дома, общего имущества - стен, крыши, дверей, окон в подъездах, инженерных сетей, необходимых для предоставления коммунальных услуг, должны отвечать собственники. Самая большая проблема сейчас заключается в том, что у нас управляющие компании по кодексу обязаны ежегодно отчитываться перед собственниками о том, что они сделали: сколько собрали денег, каков объем произведенных на них работ. Но все это сдерживается на местном уровне. Муниципалитеты всячески стремятся сохранить непрозрачную структуру финансирования системы ЖКХ. Плата за жилищно-коммунальные услуги идет через расчетно-кассовые центры, которые являются подконтрольными органам власти, и возможность манипулировать этими деньгами очень большая. Сегодня ни одна форма управления, кроме ТСЖ, кооперативов, где есть непосредственное управление, не дает собственникам права контролировать расход на обслуживание жилья, - считает Владлен Прокофьев. По мнению экспертов, чтобы реформа состоялась, потребуется переходный период для всех: и для ТСЖ, и для управляющих компаний.

С одним из результатов того, как начался переходный период в Мурманске, мы уже столкнулись. С 2006 года все ЖЭУ города стали частными предприятиями с мастерскими, складами, транспортом, офисами, находившимися в муниципальной собственности, то есть купленными за счет наших средств. То, что муниципальные предприятия были срочно приватизированы, имеет свое объяснение. Муниципалитеты должны избавиться от своего имущества, которое используется в сфере управления многоквартирными домами, до 1 января 2009 года, когда полностью вступит в действие законодательство по местному самоуправлению. Только вот горожане узнали, что их уже обслуживают не МУПы, а ООО, когда летом прошлого года приватизированные жилищные участки начали активную кампанию по заключению договоров на обслуживание с собственниками жилья. Но это оказалось неправомерным, о чем наша газета сообщала.

Каким образом данное муниципальное имущество может быть передано в частные руки, к примеру, лиц, которые работают в управляющих компаниях, пояснил Дмитрий Гордеев:

- Имущество, которое находится в муниципальной собственности и предназначено для управления многоквартирными домами, должно быть выставлено на торги. Возможен вариант, когда созданные частные предприятия имеют стопроцентный капитал муниципалитетов. В этом случае происходит почти безвозмездная передача муниципального имущества, после чего какая-то доля полностью становится частной собственностью. Здесь важно не допустить злоупотреблений. Есть примеры, когда родственники чиновника создают частную организацию и в нее переливаются муниципальные активы.

Есть ли подобные явления в областном центре, в других муниципальных образованиях, не возьмусь утверждать, так же, как и отрицать. Поскольку то, как произошла приватизация ЖПЭТов, ЖЭУ, других жилищно-коммунальных структур, для многих остается тайной за семью печатями.

Точно в одном можно быть уверенным: конкуренция на рынке коммунальных услуг расставит все на свои места. Во многих городах России уже разворачивают свою деятельность сетевые межрегиональные управляющие компании, есть среди них и иностранные. Так что нашим коммунальщикам есть над чем призадуматься.

Ольга НУРИЕВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.02.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,530575,923680,549873,4911
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня