14.03.2007 / Горячая тема

Не учат, а мучат? С такой репутацией педагоги Оленегорска не согласны

Дети часто называют взрослых «большие». Тем самым интуитивно определяя для себя их роль: «большие» могут и защитить, и наказать. И то, и другое значимо для ребенка: похвала возвышает, а обида за несправедливое порицание оставляет глубокий след в детской душе.

Сейчас в Оленегорске сложилась ситуация, которая не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Видеозапись, сделанная с помощью мобильного телефона, обошла несколько телеканалов, превратила небольшой город чуть ли не в мировую столицу педагогического зла. У всех видевших те кадры - учительница на глазах у класса трясет мальчишку-пятиклассника за грудь - шок. Прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям, ведется следствие, которое должно расставить точки над i, учительница в школе больше не работает, ребенок переведен в другое учебное заведение, а накал напряжения в городе не спадает.

В защиту педагога выступили пятиклассники, у которых она была классным руководителем, девятиклассники, где вела математику, и их родители. Свою поддержку выразили выпускники прошлого года. Реакция коллег - взволнованно-сдержанная. Очевидно, что людям необходимо не только выговориться, но и попытаться осмыслить случившееся. Хотя бы потому, что каждый день нужно входить в класс, учить и смотреть в глаза детям. Почему такое могло случиться?

И вообще - что случилось?

На «круглый стол» в отделе образования собрались члены комиссии по педагогическому расследованию, представители разных школ. Тема обсуждения знакома большинству этих интеллигентных женщин (в школах-то работают в основном они): роль учителя в детских драках. Что делать, когда из Коль и Петь вдруг выскакивает агрессивный чертенок и начинается схватка? Наблюдать или разнимать? Политика пассивного невмешательства чревата не только ссадинами и синяками учеников, последствия выяснения отношений могут быть куда как серьезнее. Дети стали более жестокими, чем прежде, да и как иначе, когда в телевизионных боевиках и компьютерных играх стреляют чаще, чем говорят, а кровь льется ручьями? Как правило, учительницы не остаются пассивными наблюдателями происходящего - будь то драка на переменке в коридоре или на школьных задворках.

Зачин скандальной истории в 56 - конфликт между мальчиком и девочкой на перемене, который не утих и на уроке, ну а непедагогичный финал все видели. Учительница пыталась предотвратить продолжение ссоры, удерживая пацана, порывавшегося догнать удаленную с урока одноклассницу.

- С точки зрения учителя, она это делала во благо ребенка, предполагая, что продолжение ссоры за пределами класса может привести к плачевным последствиям. Но добивалась этого так, как не должна была, - применив физическое воздействие, что недопустимо в соответствии с нормативными документами, - сдержанно охарактеризовала поступок педагога Людмила Заякина, начальник отдела образования.

- Мы, конечно, не одобряем таких методов, более того - осуждаем их, учитель должен воздействовать убеждением, - признала член комиссии Валентина Шакина.

Директор «прославившейся» на всю страну школы Маргарита Пименова охарактеризовала учительницу, которая, как считает комиссия, «должна была воздействовать убеждением», как спокойного, уравновешенного человека, сильного математика с почти двадцатипятилетним стажем, уважаемого детьми и родителями классного руководителя. С этим мнением согласились и другие педагоги. Полгода она вела класс пятиклашек, класс непростой, где было немало «взрывных», ершистых мальчишек и девчонок.

- На то мы и педагоги, чтобы уметь подобрать ключик к разным детям, - это сложно, хотя считается, что учить и воспитывать может любой, - как бы разделяя вину с оступившейся учительницей, признала Людмила Столярова, ведущий специалист отдела образования.

В ходе разговора речь зашла и о том, насколько не защищен учитель, как легко обвинить его во всех изъянах воспитания детей. А ведь ни закон об образовании, ни Конвенция прав ребенка не отменяют роли родителей - между тем в каждом классе немало ребят, которыми совершенно не занимаются дома, полагая, что все сделает школа - педагогам за это деньги платят.

- Сегодня в педагогических коллективах стоит глухой ропот, - констатировала Людмила Столярова. - На нас обрушился шквал телерепортажей и газетных публикаций с убийственными заголовками - якобы в оленегорских школах избиение детей стало привычной практикой. Это ложь, а получается, что мы должны оправдываться. В результате перед учителями выстроены психологические барьеры, которые сложно будет преодолеть. Мы словно все измазаны черной краской.

- Мальчик переведен в нашу школу, - рассказала директор 21-й школы Александра Ананьева. - Учителя спросили меня: почему именно к нам? Потому, что наша школа ближе других к его дому. Мы стараемся делать все, чтобы ребенок спокойно учился, чтобы одноклассники отнеслись к нему доброжелательно. Будет очень плохо, если мальчик возомнит себя «героем», которому требование учителя не указ, ведь он на пороге переходного возраста. Пригласили маму для беседы с педагогами, которые работают в этом классе, дабы лучше узнать ученика. И все же одна учительница пришла ко мне со слезами: говорит, не могу побороть страх, все время жду провокации...

Не от конкретного ученика, нет. Теперь уже многие педагоги опасаются, что их милые ребятишки превратятся в своего рода «папарацци» - мобильный телефон есть почти у каждого, а вот желание учить ботанику или физику не у всех. Невольно вспоминается, как еще недавно в иных городах двоечники срывали контрольные, сообщив в милицию о якобы заложенной в школе мине.

Одна учительница рассказала, как однажды разнимала дерущихся мальчишек, обняв более щуплого, которого ей по силам было удержать. Мальчишка вырывался и кричал сопернику «Убью!», от перенапряжения у него пошла носом кровь, и преподаватель повела сорванца в медпункт - оба в крови. Представляете, каков получился бы сюжет, найдись рядом «оператор»!

Интеллигенция не очень умеет защищаться. Вот и сейчас, когда вольный или невольный проступок одного педагога поставил к позорному столбу все оленегорское учительство, люди растеряны. Что делать? Как защитить себя от несправедливых упреков? Выйти на митинг с плакатами «Мы не монстры!»? Так ведь некогда, у всех работа - детей-то учить надо.

Следствие еще не окончело. Между тем один из уроков этой нехорошей истории, как мне представляется, уже очевиден. Профессионально жадные до «жареных» фактов журналисты рьяно взялись за дело, прокуратура также отреагировала быстро - все отрабатывали свой хлеб, разоблачали очередного «оборотня». Конечно, хотели как лучше. А получилось известно как...

Татьяна ПОПОВИЧ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.03.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,274673,480876,982071,0129
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня